Урок Доброты «Разные – равные»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Белова Жанна Викторовна

 

Дети с ограниченными возможностями не просят проявлять к ним жалость. Они считают себя равноправными членами общества, хотя и нуждаются иногда в помощи окружающих людей. Существует золотое правило: прежде, чем сделать что-либо для такого ребенка, нужно спросить, нуждается ли он в Вашей помощи. Таким образом, оказывается уважение его личной свободе.

На уроках доброты, в рамках Международного дня инвалидов, дети учатся быть чуткими, умеющими понять и помочь ребенку-инвалиду именно в нужную минуту. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nachalnaya_shkola.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

             Урок Доброты «Разные – равные»

Цель: формирование толерантного сознания.

Задачи:

1. Учить адекватному отношению к себе, уважительного отношения друг к другу.

2. Развивать умение четко и ясно выражать свои мысли.

3. Познакомить с понятием «белая ворона».

4. Познакомить с чертами толерантной личности.

5. Давать практические советы в конкретной сложившейся ситуации.

Оборудование: карточки разных цветов, 1 белого цвета; нарисованное дерево без кроны; песня «Дорогою добра».

Содержание занятия

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята!

Ну что? Поговорим? (Поговорим!)

О чем? О разном и о прочем.

О том, что хорошо  и хорошо не очень,

Ведь что-то знали вы, а что-то мне известно.

Поговорим? Поговорим! Вдруг будет интересно!

- А чтобы наш разговор состоялся, давайте для начала все дружно станем в круг. Мы сейчас с вами парашюты. А когда они работают? Когда они открыты! (Дети все вместе поднимают руки вверх и говорят: «Мы открыты!»)

-Сегодня мы поговорим на тему (читают с доски)

А вначале, мне бы хотелось рассказать вам одну сказку. Только слушать ее надо очень-очень внимательно. Готовы? Тогда слушайте!

2. Основная часть (постановка проблемы сказки)

 Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были в удивительном беспорядке — вперемежку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.
Среди ровных и стройных бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесывал — она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки, да подровнять задоринки?»
Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она наконец уснула.
А наутро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной.
Дровосек с трудом уложил корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок.
И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.

3.Рефлексия по сказке.

-Понравилась вам сказка? Чем понравилась?

-Удивила ли она вас? Были ли моменты, когда вы особенно переживали?

-Был ли момент радости?

Вы знаете, что обычно в сказках счастливый конец. Был ли счастливый конец у этой сказки? (Да, коряга оказалась полезной, несмотря на свои сучки и корявость)

-Скажите, а могла вот такая ситуация произойти среди людей?  Давайте попробуем представить себе такую ситуацию (Ответы детей)

-Итак, я подытожу: Жил себе человек, который был не такой как все.  А чем он мог отличаться от других? (ответы детей)

-Как вы думаете, как могли его воспринимать окружающие? (Люди воспринимали его как ненужным, изгоем). А как называют таких людей, может кто-то из вас знает ?А называют их «белыми воронами».Кому из вас приходилось слышать такое выражение? А хотите узнать почему иногда людей называют «белой вороной»? Я расскажу вам историю возникновения этого понятия.

4. История о белой вороне

Вы не раз вероятно видели белых мышей и кроликов. Реже можно встретить белых дроздов, оленей, коров. В Северной Америке водятся белые белки. Труднее представить себе жабу молочного цвета с красными глазами. Есть, однако, и такие. Как доказали ученые причиной этому является отсутствие в коже красящего пигмента. Животных с такими особенностями называют альбиносами. (от латинского «альбус» - белый). Так вот, альбиносы бывают и среди ворон, но крайне редко. Поэтому людей не похожих на остальных, которые резко выделяются –называют «белой вороной»

-Среди людей не так уж много белых ворон. Ими могут восхищаться, а могут их и вообще не воспринимать, считать их «не от мира сего». Их часто ставят в неловкое положение, а иногда просто гонят из «стаи». Попробуем ответить ,легко ли быть белой вороной.

Игра «Альбинос». Проведем небольшой эксперимент: я раздам вам карточки разных цветов. Объединитесь, пожалуйста, в группы по цвету ваших карточек (Одному участнику эксперимента досталась карточка белого цвета. Этот участник остался один).

Вопрос  к учащемуся: «Что ты почувствовал, когда понял , что ты такой один?

Вопрос к остальным участникам в группах: «Что вы почувствовали по отношению к одинокому участнику? Хотели бы оказаться на его месте? Почему?

А вам хотелось к нему проявить агрессию?

-Молодцы! Вы очень добрые дети!

Допустимо, чтобы он остался один? (Да, он может быть и один, если ему так комфортно)

-А вы примите его? По каким причинам вы не примете? Это будет правильно?

Давайте подумаем и дадим совету человеку, который пока что одинок.

Советы «белой вороне»

1. Оставаться самим собой, но искать точки соприкосновения.

2. Не сдаваться и верить в свои силы.

3. не замыкаться в себе.

4. Дарить людям радость.

5. Превращать – в +.

Совет психологов: найти подобных себе «белых ворон» и подружиться с ними.

-А какие советы мы дадим остальным ребятам в группах?

1. Проявить терпимость и принять человека таким, какой он есть.

2. Уметь мысленно становиться себя на его место.

3. Дарить людям радость

4. Найти в человеке что-то хорошее.

5. Нельзя смеяться над внешним видом человека, ведь ты не знаешь какой у него внутренний мир.

6. Относиться к людям так, как хотели бы вы, чтобы относились к вам.

-Становится очевидным, что «белая ворона» -это редкий вид поэтому не стоит отвергать его, а лучше постараться сохранить его.

Да, человеку, которого воспринимают как белую ворону, жить нелегко. Быть в мире и одновременно «не от мира сего» непросто. Поэтому такой человек обращает на себя внимание. Но это и есть тот цвет, который светится в темноте. И белая ворона отличается от черной цветом радости.

Да, невозможно нравиться всем, нельзя любить всех, потому что у нас разные  характеры, воспитание, потребности, вкусы, интересы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать людей такими, как они есть.

И незачем делить мир нам черный и белый. Ведь в действительности мир нарисован разноцветными красками. Именно все вместе они составляют гармонию.

Я думаю, что сегодняшнее наше общение не пройдет даром, вы будете более осторожны в своих словах, действиях, терпимы друг к другу. Все вы абсолютно разные как эти карандаши.

5. Рефлексия. (Дерево Доброты)

Напишите на листочках пожелания того, что надо сделать чтобы в наше городе, в нашем классе, в нашей стране царила Доброта?!

6. Итог: Меня очень порадовало, что сегодняшняя наша беседа не оставила вас равнодушными. И вы, наверное, придя домой, поделитесь услышанным, расскажите своим родным сказку и обменяетесь впечатлениями. А может родители дадут вам еще добрые советы.

Звучит песня «Дорогою добра»

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,   2 раза
Хоть этот путь не ведом.
Иди мой друг, всегда
Иди дорогою добра

2 куплет.

Забудь свои заботы.
Падения и взлёты.
Не хнычь,
Когда судьба тебя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,    2 раза
Не уповай на чудо.
Спеши к нему всегда,
Иди дорогою добра

3 куплет.

Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов.
Не забывай что эта жизнь
не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,    2 раза
Усвой закон не гласный,
Иди мой друг,
Всегда иди дорогою добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 8. Отношения равно, не равно

http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_8_otnoshenija_ravno_ne_ravno_prezentacija/2012-09-11-96 Урок 8. Отношения равно, не равно  В презентации отображены:     за...

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...

сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"

В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и п...

Цикл занятий"Логопедические сказки", в рамках недели "Разные равные"

Цикл занятий"Логопедические сказки", в рамках недели "Разные равные" проводится на коррекционных занятиях учителем-логопедом Хрусталевой Л. Л. Логопедическая сказка является эффект...

Урок доброты. Классный час "Мы разные, но мы вместе"

Цель: создать условия для формирования представления о здоровье как ценности человеческой жизни. Задачи: познакомиться с некоторыми проблемами людей с ограниченными возможностями; закрепить понят...

Разные = равные

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ...