программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»
рабочая программа по теме
Первый класс – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podprogramma._1_klassdocx.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Первоклассник»
Срок реализации 4 месяца
Цикл коррекционных занятий
по предупреждению
дезадаптации у первоклассников.
Автор-составитель : педагог – психолог Богатырева С.И
г.Суворов 2012год.
Пояснительная записка
Первый класс – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в ( специальную) коррекционную школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, в условиях ( специальной) коррекционной школы необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Цель программы: является психологическая адаптация ребёнка к условиям специальной (коррекционной) школы и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
1. формирование адекватного представления о школьной жизни;
2. развитие у ребенка позиции школьника;
3. выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
4. повышение школьной мотивации
Адресат: Подпрограмма предназначена для психокорекционной работы с детьми младшего школьного возраста в условиях( специальной) коррекционной школы.
Основные этапы работы:
- Подготовительный этап:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- поиск и выбор форм, методов и средств профилактики дизадаптации.
- Диагностический этап:
- наблюдение:
- анкетирование;
- опросы.
- Поиск и апробация форм, методов и средств профилактической работы:
- Индивидуальные и групповые занятия.
- Аналитико-оценочный этап:
- анкетирование;
- опросы.
Формы и методы работы:
- Индивидуальная работа:
- диагностика;
- консультирование.
- Групповая работа:
1.подвижные игры;
2.упражнения в парах и малых группах;
3.дискуссии;
4.«мозговые штурмы»;
5.ролевые игры;
4.упражнения на самопознание;
Структура занятия( тренинга):
- Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
- Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
- Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
- Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
Ритуал прощания.
Методическое обеспечение:
Эффективность занятий отслеживается на основе психодиагностических обследований. Примерный психодиагностический инструментарий включает в себя следующие методики: Программа исследования адаптации первоклассников состоит из пяти методик:
1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
3. Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.
4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.
5. Рисуночная методика «Рисунок человека»— позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.
6. Анкета для учителя
Методический комплекс включает следующие: магнитофон, диски, методические материалы для игр и упражнений, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, гуашь, кисти.
Время, необходимое для реализации данной подпрограммы: 4 месяца, занятия проводятся систематически и планомерно один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Психокоррекционная подпрограмма состоит из двух блоков:
- Блок 1 «Коррекционно – развивающие занятия:
Основное назначение данной блока: формирование адекватного представления о школьной жизни; развитие у ребенка позиции школьника;
выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни; повышение школьной мотивации.
- Блок 2 « Просветительская, профилактическая работа.»:
подпрограммы представляет собой просветительскую, профилактическую работу с классным руководителем, воспитателями, родителями. Включает в себя индивидуальные психологические консультации по проблемам
школьной дезадаптации и связанные с ней трудности обучения. Данный блок поможет оказанию информационной и методической поддержки учителю, воспитателям, родителям по вопросам профилактики дизадаптации.
Календарно – тематический план
№п/п | Название занятия | ЦЕЛЬ | Реализация. |
1 | « Знакомство» | помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность. | |
2 | « Я и мое имя» | Способствовать установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера | |
3 | « Я и моя семья» | знакомство с членами семьи, общими интересами, традициями. | |
4 | « Урок и перемена» | познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию. | |
5 | «Школа и школьные правила» | Познакомить детей со школой, правилами для учащихся. | |
6 | «Учиться будем весело…» | учить детей отвечать на поставленные вопросы, работать в коллективе, не перебивая друг друга и не выскакивая с места. | |
7 | « Путешествие в осенний лес.» | Коррекция познавательных процессов учащихся, адаптация их к школе. Развитие воображения, мышления, памяти, восприятия учащихся с помощью игр и упражнений. Научить детей с любовью относиться к родной природе, к растениям и жителям леса, расширить кругозор детей. | |
8 | «УЧЕНЬЕ — свет, | укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы. | |
9 | «Когда всем весело, | учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния. | |
10 | « Волшебные слова» | воспитывать культуру поведения, вызвать желание соблюдать правила поведения, использовать в речи «волшебные» слова: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста | |
11 | Зачем мне нужно ходить в школу. | Содействовать осознанию позиции школьника. Способствовать формированию дружеских отношений в классе. | |
12 | Мои друзья в классе | Развивать уверенность в себе и в своих учебных возможностях. | |
13 | Мои чувства ( Радость). | Формирование положительного отношения к школе, одноклассникам, учителю. Первичное знакомство с эмоциями вне себя, чувством радости. Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие эмпатии, мимики, выразительных движений. | |
14 | Мои чувства ( Грусть) | Познакомить с чувством обиды и действиями, связанными с ним. Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды. Познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной форме. | |
15 | Мои чувства ( Страх) | Знакомство с чувством страха. Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. Развитие эмпатии, умения сопереживать не только близким но и одноклассникам. Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма. | |
16 | Мои чувства ( Удивление) | Знакомство с чувством удивления. Закрепление мимических навыков. Развитие памяти, внимания, воображения Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма. | |
17 | Закрепление знаний О чувствах и эмоциях которые сопровождают учащихся в школе и вне. | Закрепление знаний о чувствах. Развитие эмпатии, памяти, речи, мышления, Обогащение словаря эмоций. Снять напряжение, усталость. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина: "Что? Где? Когда?" по теме "Развитие вкусовых качеств" для учащихся 1 класса школы-интернат №6 VIII вида
Данное занятие относится к предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". В игравой форме дети знакомятся с вкусовыми качествами....
Интеллектуально-развлекательная викторина: Эрудит-кафе "Мозгодром" для учащихся начальных классов школы-интернат № 6 VIII вида
Данное занятие содержит: разного вида кроссворды, загадки,загадки-шутки и ребусы направленные на коррекцию мыслительных операций, внимания, пополнение словарного запаса....
Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)
Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...
Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.
1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...
Программа по адаптации учащихся начальной школы к 1 классу.
Помощь первоклассникам в адаптации к школьному обучению....
Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
Психологическая готовность ребёнка к школе...
Особенности и техники психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, в том числе школьников с ограниченными возможностями здоровья
Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем общества. В статье описываются упражнения, игры, техники для психологической коррекции агрессивного поведения учащихся начальной школы, ...