Формирование социальной и профессиональной компетентности классных руководителей.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Информация будет полезна социальным педагогам, педагогам-психологам и классным руководителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kompetentnosti_kl.ruk_.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
выступления
На тему:
«Формирование
социальной и профессиональной компетентности
классных руководителей».
Формирование компетенции классного руководителя.
Термин « компетенция» происходит от латинского слова, что означает – «совместно достигаю, добиваюсь, подхожу». Человеку важно чувствовать себя компетентным во взаимодействии с внешним миром, что является существенным мотивирующим фактором – основанием направленного устойчивого поведения, внутренней активности личности.
Важной задачей образовательного процесса должно стать формирование социальной компетенции, а учащихся следует обучать эффективному поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении.
Для работников образования в число компетенций входят: оказание влияния на других людей, развитие других людей, межличностное понимание, уверенность в себе, самоконтроль, личная эффективность, профессиональная экспертиза, сотрудничество.
Ключевая роль в решении педагогических задач воспитания отводится классному руководителю.
Для эффективного выполнения своей роли классный руководитель должен уметь решать следующие задачи:
- организация и гармонизация системы межличностных отношений внутри классного коллектива через разнообразные виды совместной деятельности;
- создание благоприятной социальной ситуации развития, необходимой для успешной жизнедеятельности, индивидуального самовыражения и разностороннего развития каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования у него нравственных смыслов и духовных ценностей;
- формирование толерантной, поликультурной личности учащихся, эффективно функционирующей в системе межэтнических и межконфессиональных отношений.
Психологи описали основные характеристики поведения «компетентного ученика»:
- выполнение учебных заданий;
- поведенческий самоконтроль;
- зрелый подход к решению проблем;
- сотрудничество и взаимоуважение среди сверстников;
- включенность во внеклассную работу.
Эти пункты больше имеют отношение к социальному развитию личности обучающихся и формируют социальный характер ребенка. Но это также является главным в педагогическом воздействии на ребенка, так как школа является частью общества.
Какие умения характеризуют «компетентного классного руководителя»?
Умение создать психологический климат доверия между учителями и учащимися.
Обеспечивать сотрудничество в принятии решений между участниками учебно-воспитательного процесса.
Актуализировать мотивационные ресурсы учебной деятельности.
Обладать личностными установками, наиболее адекватными гуманистическому образованию.
Помогать учащимся в личностном развитии.
Но часто возникают сложности в формировании не только социальной, но и профессиональной компетентности педагогов:
- если это молодой специалист, еще не адаптированный в школьной среде;
- проблемы в работе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.
Неумение найти подход к ребенку и родителям, низкий уровень педагогического мастерства (особенно молодые специалисты) и нежелание заниматься самообразованием (чтением специальной, педагогической и психологической литературы).
Есть три установки учителя, которые могут быть рассмотрены как наиболее удачные в работе классных руководителей:
а) Подлинность в общении – позволяет учителю вступать в непосредственно личные отношения с учеником, общаться с ним как человек с человеком. Когда ребенок чувствует, что общается не с «безличным воплощением школьных правил», он начинает с гораздо большей охотой включаться в учебно-образовательный процесс и общественную жизнь класса.
б) Эмпатическое понимание – оно обеспечивает атмосферу самостоятельного обучения, основанного на собственном опыте учащихся. Ученики «глубоко чувствуют, когда их просто понимают – не оценивают, не судят, просто понимают с их собственной (а не с учительской) точки зрения.
в) Одобрение, принятие и доверие – со стороны учителя они поддерживают чувство внутренней автономии, базового доверия к миру, ведут к формированию внутреннего контроля, веры в собственные силы и служат базой повышения социальной компетентности ученика.
Овладевая такими умениями и навыками, классный руководитель существенно повышает уровень своей социальной компетентности и может эффективно выполнить свою воспитательную функцию, выступая в роли архитектора классного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сыровятская Татьяна Александровна ЭССЕ «Профессиональная компетентность классного руководителя – важный фактор современного образования».
В связи с изменением и повышением требований современного общества к воспитанию подрастающего поколения встают и новые задачи воспитания в современных условиях:приобщение...
Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей и педагогов ДО в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по формированию ЗОЖ
Выступление на методическом объединении на тему: "Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей и педагогов ДО в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащи...
Контроль прохождения программы Контрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)
Контроль прохождения программыКонтрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» ...
Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)
Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...
«Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»
Сообщение по теме: «Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»...
Выступление на педагогическом совете «Профессиональная мобильность классного руководителя в свете модернизации воспитательной деятельности в образовательном учреждении» Модуль: «Ключевые общешкольные дела» Модуль: «Классное руководство»
Ключевые дела - это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анали...
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В статье раскрываются условия повышения профессиональной компетентности классного руководителя...