"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе"
статья на тему

Объедкова Светлана Васильевна

В данной статье раскрываются основные виды творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся

на уроках литературного чтения в начальной школе

учитель начальных классов

муниципального  казенного    образовательного  учреждения

  «Начальная школа – детский сад № 235», г. Новокузнецк

“Ребенок, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени,

 становится другим, чем ребенок,

подражающий действиям  других.» 

Б.Асафьев

Развитие творческих способностей младших школьников является одной  из актуальных  задач современного начального образовании.

Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством  педагога, в ходе которой  обучающиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания.  

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Богатыми возможностями творческого  обогащения обладают уроки литературного чтения.

Курс литературного чтения призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, используя опору на смежные виды – рисование, музыку, инсценирование (драматизацию), подключение элементов и подходов, характерных для киноискусства, ведь литературное развитие ребёнка связано прежде всего с формированием способности к полноценному восприятию художественного произведения. Эта способность, в свою очередь, складывается из умения воспринимать изобразительно – выразительные средства языка и воссоздавать в своём воображении образы, адекватные авторскому тексту, умения видеть авторскую позицию и понимать идею произведения.

Развитию воображения и связной речи младших школьников на уроках чтения способствуют творческие работы, которые проводятся на основе изучаемого художественного произведения. Творческая деятельность позволяет обучающимся  активизировать свои способности,  развивать инициативу, сообразительность, мышление, что даёт им веру в свои возможности.

Принято выделять три основных вида творческих работ: иллюстрирование,  рассказывание,  драматизация.

Чтобы творческая работа была выполнена успешно, обучающимся  необходимо представлять сущность каждого их вида, они должны овладеть определенной системой понятий, отражающих специфику каждого вида. К ним относятся:  музыкальное и словесное иллюстрирование, творческий пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям, живые картинки,   драматизация, портрет, мимика, жесты, сценарий, декорации.

Рассмотрим некоторые из приемов подробнее.

Широко используемым приёмом работы над текстом является иллюстрирование.

Музыкальное иллюстрирование – один из видов творческой деятельности обучающихся. Суть данного вида деятельности заключается в музыкальном оформлении литературного произведения.  Музыкальные произведения помогают не только  более эмоциональному восприятию художественного произведения, но и  воспитанию эстетического вкуса. Музыка, как и литература, воздействует на людей, только другими средствами, обогащает их новыми впечатлениями и чувствами.

Наиболее эффективно использование  музыкальных иллюстраций  при изучении стихотворений. Именно лирические произведения чаще всего созвучны музыке.  Такая работа способствует возникновению у детей особого представления о лирике как выражении духовного мира человека.

Словесное иллюстрирование (рисования) - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Сущность словесного иллюстрирования заключается в создании устных картин на основе прочитанного. Данный приём способен приблизить к ребёнку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Положительными   характеристиками данного приёма являются:

  • способность формировать наглядные представлений и образов у обучающихся;
  • помогает в развитии речи детей, способствует  обогащению  словаря школьников;
  • может использоваться при изучении всех жанров литературы;
  • может проводиться на различных этапах работы над произведением;

Творческий  пересказ -  вид творческой деятельности, цель которого  вызвать у обучающихся  эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказа отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Выразительное чтение  проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворения), делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно.

Подготовка к выразительному чтению произведения – это прежде всего, процесс поиска нужного темпа, силы и мелодики речи, а также неязыковых средств – жеста и мимики.

Драматизация – это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену. Именно драматизация является одним  из учебных приёмов, которые способствуют активизации учебной работы учащихся на уроках чтения. Вот некоторые из видов драматизации, которые могут быть использованы в классе без специальных театральных средств и подмостков:

Чтение по ролям – данный приём  удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению.

Живые картинки вид деятельности, при котором  один  ученик  читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.

Можно предложить детям   прочитать конкретный текст или отрывок  голосом героя.

Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает детям зримо увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Приём драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаём базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических.

Инсценирование текста - это перевод текста в сценический вариант.

Драматизация также способствует развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребёнка. Она влияет на речь детей в силу двух причин:

1) создания на уроке естественной ситуации речевого общения;

2) использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы.

Таким образом, все виды творческих работ, используемых на уроках чтения, характеризует прежде всего то, что они являются продуктом творческой деятельности, а это означает, что им присущи все основные черты  творческого процесса.

Во-первых, наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (в данном случае – текста художественного произведения) в новую форму.

 Во-вторых, при выполнении всех перечисленных видов творческих работ от обучающихся требуется умение представить, воссоздать в воображении прочитанное. При выполнении творческой работы школьники  должны оформить то представление, которое возникло в их воображении по мере восприятия текста: это может быть представление обстановки действия, портрета персонажа, иллюстрации к прочитанному и т.д. Для всех видов творческих работ, используемых на уроках литературного чтения, характерно то, что они выполняются в связи с изучением художественного произведения, и само произведение выступает в качестве основы творческой работы.

Главная цель уроков литературного чтения в начальных классах – воспитание активного, сознательного читателя.  Творческие работы в связи с этим – необходимое средство для достижения главной цели: выполнение их в конечном итоге ведёт к более глубокому и полному восприятию художественного произведения младшими школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

Презентация "Развитие творческих способностей на уроке литературного чтения в первом классе"

В публикации представлен материал творческих заданий на уроках обучения грамоте и литературного чтения...

Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.

В статье описываются методы и приёмы, которые можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе....

Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"

Выступление на  городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием  ИКТ"...

Методика развития творческой активности на уроках литературного чтения в начальной школе

Педагогам необходимо осознать, что истинная цель обучения – гармоничное развитие личности, что подразумевает овладение основополагающими знаниями и навыками, одним из которых является навык прав...

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа".

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа"....