Адаптация учащихся с незначительными отклонениями в психофизиологическом развитии
статья (1 класс)
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих незначительное отклонение в психофизическом развитии (двигательной, соматической, интеллектуальной и речевых сферах) подразумевает помощь и поддержку ребёнку в процессе его вхождения в образовательную среду. Наличие у педагогов знаний о причинах и проявлениях отклонений в развитии личности и тесное взаимодействие всего педагогического коллектива делает результативным психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации первоклассников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптация учащихся с незначительными отклонениями в психофизиологическом развитии
Доровских Оксана Дмитриевна
Барнаул
Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
Среди трудностей, возникающих в первые дни обучения, особое место в последние годы занимают проблемы адаптации учащихся с незначительными психофизиологическими отклонениями в развитии, которые приходят в общеобразовательную школу. Адаптация к школе у таких детей протекает зачастую небезболезненно.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих незначительное отклонение в психофизическом развитии (двигательной, соматической, интеллектуальной и речевых сферах) подразумевает помощь и поддержку ребёнку в процессе его вхождения в образовательную среду. Наличие у педагогов знаний о причинах и проявлениях отклонений в развитии личности и тесное взаимодействие всего педагогического коллектива делает результативным психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации первоклассников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии. Понимание характера имеющихся отклонений и особенностей их проявления позволяет педагогу найти адекватные способы для преодоления и профилактики затруднений в обучении.
Основным методом изучения адаптации первоклассников к школе является направленное наблюдение. На основании наблюдения за поведением, учебной деятельностью, анализа данных о состоянии здоровья первоклассников выделяются учащиеся, которые испытывают те или иные затруднения.
Трудности в обучении возникают у первоклассников с речевыми нарушениями, поскольку овладение грамотой требует от ребенка развитого фонематического слуха. В последние годы среди учеников часто встречаются дети с небольшими нарушениями в виде нечеткого произношения отдельных звуков, что затрудняет звуко-буквенный анализ и снижает слуховое восприятие материала. Поэтому педагогу необходимо совместно с логопедом выяснить характер нарушений у каждого ребенка, определить коррекционный путь, и главное разъяснить родителям, что наилучший результат в обучении будет зависеть от их понимания важности проблемы речевого недоразвития и их постоянного взаимодействия с педагогами.
А со стороны учителя взаимодействие с детьми должно идти без учета специфических ошибок при контроле.
Затруднения в обучении первоклассников часто связаны с нарушением зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Школьники с нарушением зрения вследствие нечеткости, замедленности, узости восприятия путают сходные по начертанию цифры, буквы, что затрудняет решение задач, счет. Кроме того, при зрительной работе у них быстро наступает утомление, снижается работоспособность.
Указанные нарушения зрения хорошо компенсируются очками, главное педагогу своевременно заметить трудности в учебной деятельности, предлагать различные виды работ, вести строгий учет объёма заданий, а главное создать атмосферу доброжелательности по отношению к детям с нарушениями зрения. Совместно с родителями важно соблюдать гигиенические условия: рабочее место должно быть хорошо освещено, оснащено подставкой для книг. Необходимым условием для детей с нарушением зрения является выполнение упражнений для зрительных мышц.
Трудности в обучении возникают и у школьников с задержкой психического развития, для которых характерна незрелость эмоционально-волевой сферы, физическая инфантильность. У этих школьников как правило повышенная утомляемость, детская непосредственность, излишняя подвижность или наоборот медлительность и вялость, раздражительность. Следует отметить, что у школьников этой группы нет нарушений в познавательной деятельности.
В работе с данной категорией первоклассников важно учитывать уровень их работоспособности, являющийся одним из основных факторов успешности учения. Известно, что положительные эмоции повышают уровень работоспособности, однако следует помнить, что лишь умеренная степень эмоциональности является организующим фактором.
В практической деятельности педагога для улучшения работоспособности необходимо использовать применение наглядных и технических средств, поскольку вербальный метод обучения расчитан в основном на более старшую возрастную категорию учащихся.
Эффективным приемом в работе с младшими школьниками является периодическая смена поз - перевод школьников во время урока из положения сидя в позу стоя не менее трех раз, активно используя при этом игровые приёмы.
Изредка среди школьников массовой школы встречаются дети с психопатическими реакциями. Психопатия -это не болезнь, а своеобразное аномальное течение детского развития- дисгармоничное развитие отдельных функций. От условий, в которых живет и обучается ребенок , зависит его состояние. Наряду с полноценным умственным развитием для таких учеников характерно недоразвитие эмоционально- волевой сферы : дети обидчивы, замкнуты, эгоистичны, невнимательны, быстро утомляются. При обучении важно настойчиво приучать детей к тщательному выполнению заданий, воспитывать интеллектуальные интересы, вырабатывать умения анализировать , оценивать свои поступки, соблюдать организационный режим . В общении необходимо сохранять ровный, спокойный тон, т.к. дети легко возбудимы и в период аффекта целесообразно переключить их на другой вид деятельности, нежели наказывать или уговаривать. Большое значение в работе с данной категорией детей имеет труд, т.к. на занятиях по художественно-конструктивной деятельности их легче организовать, выработать умение подчиняться инструкции, доводить начатое до конца, работать в коллективе.
Особое значение имеет контакт педагога с родителями, поскольку только единый подход к ребенку, благоприятные социальные условия обеспечат успешное обучение.
Практика психолого-педагогического сопровождения показывает, что успешность адаптации первоклассников с незначительными отклонениями в психофизическом развитии зависит от соответствия организации образовательного процесса особенностям развития школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная методика диагностики отклонений в интеллектуальном развитии младших школьников
Первый блок методики – исследование пространственных представлений.Второй блок методики – обобщение содержательного материала с опорой на наглядность.Третий блок методики – обобщение наглядного ...
Учителю о первоклассниках с незначительными отклонениями в здоровье.
В данных методических рекомендациях для учителей начальной школы рассматриваются подходы к детям, имеющим незначительные отклонения в здоровье. При соблюдении данных рекомендаций и у...
Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...
Статья "Роль книги в формировании духовно-нравственных качеств у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии"
Статья актульна для педагогов начальных классов коррекционной школы, так как иновационные технологии вытесняют книги....
Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида.
Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида....
"Индивидуальная образовательная программа– одно из основных специальных условий для развития и социальной адаптации учащегося с особыми возможностями здоровья"
В презентации автор делится своим опытом создания Индивидуальной образовательной программы....
"Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела".
На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллект...