Современная методика диагностики отклонений в интеллектуальном развитии младших школьников
тест (1,2 класс) по теме
Первый блок методики – исследование пространственных представлений.
Второй блок методики – обобщение содержательного материала с опорой на наглядность.
Третий блок методики – обобщение наглядного материала, не имеющего скрытого логического содержания.
Четвертый блок методики: задания, направленные на изучение способности раскрывать причинно – следственные связи в наглядно изображенной ситуации, как существенного показателя сформированности мыслительной деятельности ребенка.
Пятый блок методики – задания на вербальном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika__bespalova_l.v..pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общее описание методики
Первый блок методики – исследование пространственных представлений
Задание № 1 – «Панель» - максимальная оценка – 4 балла. Содержание задания : заполнение нескольких углублений соответствующими фигурками, которые необходимо сложить из двух частей.
Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Самостоятельное выполнение на уровне зрительного ориентирования. Самостоятельное выполнение путем отдельных проб . Дети справляются с заданием после демонстрации образца выполнения, либо выполнение задания вместе с экспериментатором . Задание не выполнено.
Задание № 2 – «Домик» - максимальная оценка – 8 баллов. Содержание задания : составление домика из четырех деталей – двух квадратов и двух прямоугольных треугольников.
Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Полное самостоятельное выполнение на основе визуального образца с деталями, либо выполнение путем примеривания деталей к нерасчерченому образцу. Выполнение задания путем примеривания деталей к расчерченному образцу. Общее с экспериментатором выполнение: экспериментатор накладывает детали на расчерченный образец, после чего ребенок самостоятельно складывает домик рядом с образцом. Задание не выполнено.
Задание № 3 – «Кораблик» - максимальная оценка – 12 баллов.
Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Самостоятельное составление кораблика по нерасчерченому образцу путем визуального сравнения деталей с образцом, либо самостоятельное выполнение по нерасчерченому образцу, но с примериванием деталей к нему. Самостоятельное составление кораблика по расчерченному образцу Общее выполнение с экспериментатором: ребенок вместе со взрослым примеряет каждую деталь к расчерченному образцу, после чего складывает кораблик рядом с образцом.
Второй блок методики – обобщение содержательного материала с опорой на наглядность
Задание № 4 – группирование предметов – максимальная оценка – 4 балла. Содержание задания : создание пар предметов по функциональным признакам.
Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Самостоятельное правильное создание пар, пояснение связи между ними, либо правильное выполнение задания после демонстрации образца, т.е. создание одной пары экспериментатором. Правильное выполнение задания после демонстрации образца, самостоятельное пояснение функциональной связи. Правильное выполнение задания после демонстрации образца, самостоятельное пояснение функциональной связи.
Задание № 5 – группирование предметов – максимальная оценка – 4 балла. Содержание задания : создание пар предметов по родовым признакам. Это задание отличается от предыдущего другим набором предметов, которые необходимо сгруппировать по родовым признакам.
Задание № 6 – «Четвертый лишний» - максимальная оценка – 4 балла. Содержание задания: объединение трех предметов, имеющих общий существенный признак, и исключение четвертого предмета, не имеющего этого признака.
Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Правильное самостоятельное выполнение обоих заданий со словесным отчетом. Правильное самостоятельное выполнение обоих заданий со словесным отчетом, либо правильное самостоятельное группирование первого набора только после группирования второго, правильное обоснование своих действий. Выполнение задания только по наводящим вопросам без самостоятельного пояснения принципа группирования.
Задание № 7 – «игра – труд». Высшая оценка – 5 баллов. Содержание задания : классификация множества изображенных объектов. В отличие от предыдущих заданий, здесь создаются две группы объектов, каждая из которых имеет основание для объединения.
Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Правильное самостоятельное выделение групп, пояснение принципа выполнения, либо правильное выполнение после восприятия образца. Правильное выполнение после восприятия образца, либо после определения действий изображенных детей (экспериментатор спрашивает о каждом изображаемом действии). Выполнение задания после сообщения экспериментатором признаков группирования («Положи в одну сторону те рисунки, на которых изображены дети которые играют, а в другую – на которых работают»).
Третий блок методики – обобщение наглядного материала, не имеющего скрытого логического содержания
Задание № 8 – установление системы в заданном ряде знаков – максимальная оценка – 6 баллов. Содержание задания : установление порядка чередования между знаками тире – точка.
Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Самостоятельное правильное выполнение задания с пояснением разницы между двумя системами, либо самостоятельное правильное выполнение без пояснения. Оба варианта выкладываются только после восприятия развернутой системы, но ребенок самостоятельно поясняет разницу в смыслах. Оба варианта выкладываются только при восприятии развернутой системы без пояснения разницы между ними, либо задание не выполнено.
Задание № 9 – классификация геометрических фигур – максимальная оценка – 15 баллов. Содержание задания : трехкратное группирование одних и тех же фигур, имеющих три признака .
Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Самостоятельное деление по всем трем признакам. Самостоятельное выделение одного, а иногда и двух признаков. Выделение одного признака, но только на визуальном уровне, без пояснения принципа деления фигур. Задание не выполнено.
Четвертый блок методики задания, направленные на изучение способности раскрывать причинно – следственные связи в наглядно изображенной ситуации, как существенного показателя сформированности мыслительной деятельности ребенка.
Задание № 10 – «Нелепицы» - максимальная оценка – 3 балла. Содержание задания : заметить нелепицы в изображенных ситуациях.
Задание № 11 – понимание скрытого смысла сюжетных рисунков . Максимальная оценка – 12 баллов. Содержание задания : раскрытие содержания двух серий сюжетных картинок и нахождение общего в их содержании.
Пятый блок методики – задания на вербальном материале
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено
Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...
Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...
Выступление на тему"Создание образовательной среды для успешного интеллектуального развития младших школьников на основе использования современных образовательных технологий"
Обобщение опыта работы...
Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на втором году обучения. Методика проведения взаимного диктанта.
Методика проведения взаимного диктанта....
"Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития."
1. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточн...