Современная методика диагностики отклонений в интеллектуальном развитии младших школьников
тест (1,2 класс) по теме

 

Первый блок методики – исследование пространственных представлений.

Второй блок методики – обобщение содержательного материала с опорой на наглядность.

Третий блок методики – обобщение наглядного материала, не имеющего скрытого логического содержания.

Четвертый блок методики: задания, направленные на изучение способности раскрывать причинно – следственные связи в наглядно изображенной ситуации,  как существенного показателя сформированности мыслительной деятельности ребенка.

Пятый блок методики – задания на вербальном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika__bespalova_l.v..pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современная методика диагностики отклонений в интеллектуальном развитии младших школьников» Разработала: учитель начальных классов высшей категории МСОУ Ступинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида Беспалова Любовь Владимировна

Слайд 2

Общее описание методики

Слайд 3

Первый блок методики – исследование пространственных представлений

Слайд 4

Задание № 1 – «Панель» - максимальная оценка – 4 балла. Содержание задания : заполнение нескольких углублений соответствующими фигурками, которые необходимо сложить из двух частей.

Слайд 5

Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Самостоятельное выполнение на уровне зрительного ориентирования. Самостоятельное выполнение путем отдельных проб . Дети справляются с заданием после демонстрации образца выполнения, либо выполнение задания вместе с экспериментатором . Задание не выполнено.

Слайд 6

Задание № 2 – «Домик» - максимальная оценка – 8 баллов. Содержание задания : составление домика из четырех деталей – двух квадратов и двух прямоугольных треугольников.

Слайд 7

Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Полное самостоятельное выполнение на основе визуального образца с деталями, либо выполнение путем примеривания деталей к нерасчерченому образцу. Выполнение задания путем примеривания деталей к расчерченному образцу. Общее с экспериментатором выполнение: экспериментатор накладывает детали на расчерченный образец, после чего ребенок самостоятельно складывает домик рядом с образцом. Задание не выполнено.

Слайд 8

Задание № 3 – «Кораблик» - максимальная оценка – 12 баллов.

Слайд 9

Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Самостоятельное составление кораблика по нерасчерченому образцу путем визуального сравнения деталей с образцом, либо самостоятельное выполнение по нерасчерченому образцу, но с примериванием деталей к нему. Самостоятельное составление кораблика по расчерченному образцу Общее выполнение с экспериментатором: ребенок вместе со взрослым примеряет каждую деталь к расчерченному образцу, после чего складывает кораблик рядом с образцом.

Слайд 10

Второй блок методики – обобщение содержательного материала с опорой на наглядность

Слайд 11

Задание № 4 – группирование предметов – максимальная оценка – 4 балла. Содержание задания : создание пар предметов по функциональным признакам.

Слайд 12

Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Самостоятельное правильное создание пар, пояснение связи между ними, либо правильное выполнение задания после демонстрации образца, т.е. создание одной пары экспериментатором. Правильное выполнение задания после демонстрации образца, самостоятельное пояснение функциональной связи. Правильное выполнение задания после демонстрации образца, самостоятельное пояснение функциональной связи.

Слайд 13

Задание № 5 – группирование предметов – максимальная оценка – 4 балла. Содержание задания : создание пар предметов по родовым признакам. Это задание отличается от предыдущего другим набором предметов, которые необходимо сгруппировать по родовым признакам.

Слайд 14

Задание № 6 – «Четвертый лишний» - максимальная оценка – 4 балла. Содержание задания: объединение трех предметов, имеющих общий существенный признак, и исключение четвертого предмета, не имеющего этого признака.

Слайд 15

Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Правильное самостоятельное выполнение обоих заданий со словесным отчетом. Правильное самостоятельное выполнение обоих заданий со словесным отчетом, либо правильное самостоятельное группирование первого набора только после группирования второго, правильное обоснование своих действий. Выполнение задания только по наводящим вопросам без самостоятельного пояснения принципа группирования.

Слайд 16

Задание № 7 – «игра – труд». Высшая оценка – 5 баллов. Содержание задания : классификация множества изображенных объектов. В отличие от предыдущих заданий, здесь создаются две группы объектов, каждая из которых имеет основание для объединения.

Слайд 17

Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Правильное самостоятельное выделение групп, пояснение принципа выполнения, либо правильное выполнение после восприятия образца. Правильное выполнение после восприятия образца, либо после определения действий изображенных детей (экспериментатор спрашивает о каждом изображаемом действии). Выполнение задания после сообщения экспериментатором признаков группирования («Положи в одну сторону те рисунки, на которых изображены дети которые играют, а в другую – на которых работают»).

Слайд 18

Третий блок методики – обобщение наглядного материала, не имеющего скрытого логического содержания

Слайд 19

Задание № 8 – установление системы в заданном ряде знаков – максимальная оценка – 6 баллов. Содержание задания : установление порядка чередования между знаками тире – точка.

Слайд 20

Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Самостоятельное правильное выполнение задания с пояснением разницы между двумя системами, либо самостоятельное правильное выполнение без пояснения. Оба варианта выкладываются только после восприятия развернутой системы, но ребенок самостоятельно поясняет разницу в смыслах. Оба варианта выкладываются только при восприятии развернутой системы без пояснения разницы между ними, либо задание не выполнено.

Слайд 21

Задание № 9 – классификация геометрических фигур – максимальная оценка – 15 баллов. Содержание задания : трехкратное группирование одних и тех же фигур, имеющих три признака .

Слайд 22

Варианты выполнения задания детьми Норма интеллекта Задержка психологического развития Умственная отсталость Самостоятельное деление по всем трем признакам. Самостоятельное выделение одного, а иногда и двух признаков. Выделение одного признака, но только на визуальном уровне, без пояснения принципа деления фигур. Задание не выполнено.

Слайд 23

Четвертый блок методики задания, направленные на изучение способности раскрывать причинно – следственные связи в наглядно изображенной ситуации, как существенного показателя сформированности мыслительной деятельности ребенка.

Слайд 24

Задание № 10 – «Нелепицы» - максимальная оценка – 3 балла. Содержание задания : заметить нелепицы в изображенных ситуациях.

Слайд 25

Задание № 11 – понимание скрытого смысла сюжетных рисунков . Максимальная оценка – 12 баллов. Содержание задания : раскрытие содержания двух серий сюжетных картинок и нахождение общего в их содержании.

Слайд 26

Пятый блок методики – задания на вербальном материале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

"Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития."

1. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточн...