"Особенности организации взаимодействия детей в детском коллективе"
статья
Игра очень важна для умственного воспитания ребенка. Именно в деятельности происходит развитие детей, проявляются разные стороны развития личности ребенка. Игра способствует его всестороннему развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_vzaimodeystviya_detey_v_detskom_kollektive.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорова Инна Эдуардовна
Воспитатель ГПД
ГБОУ №350 Невского района Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Особенности организации взаимодействия детей в детском коллективе»
Коллектив - социальная общность людей, объединенная на основе общественно-значимых ценностей, общих ценностных ориентаций и общения. В двадцатые годы, в отечественной теории воспитания - коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. А.С.Макаренко сформулировал основные принципы и методы управления коллектива. Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива, которое проявляется в общественном мнение, нравственных принципах и в психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место, в зависимости от своих природных данных и уровня развития. В коллективе образуются группы в соответствии с интересами детей. Управление коллектива представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко «Коллектив это социальный живой организм, который потому он и организм, что имеет органы ,там есть ответственность ,полномочия ,взаимозависимость, а если этого нет ,то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Положения Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания:
1) общественно-ценные цели
2) совместная деятельность
3) отношения взаимной ответственности
4) направление деятельности на общую пользу.
В структуре коллектива основным звеном является первичный коллектив. В
школе - это класс. В классе образуются наиболее длительные и устойчивые отношения детей с учителями, друг с другом. Совместная деятельность усиливает потребность в общении. В процессе совместной деятельности и общения между детьми, возникают различного вида отношения, образующие сложную, внутреннюю жизнь коллектива.
Детский коллектив не может развиваться без отношений дружбы, товарищества, взаимопонимания и личных симпатий. Таким образом , детский коллектив имеет определенную структуру, основной единицей которого является ученический класс.
Коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно - полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно. В основе новых подходов лежит признание педагогом самоценности каждой личности в детском коллективе, а также понимание роли коллективных отношений.
Сплоченный коллектив – это залог успеха. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли ребенок комфортно себя чувствовать в классе, группе. А от этого зависит насколько продуктивной и качественной будет его деятельность. В условиях коллектива трудовая деятельность стимулирует проявление взаимоответственности, взаимопомощи, воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.
Список литературы:
Бабаян А.В. И.А.Сикорский О нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика.-2004.-№10. - С. 66-74.
Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000
Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972.
Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования личности ребёнка в детском коллективе.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных с...
Особенности организации деятельности детей с задержкой психического развития
Причины задержки психического развития. Организация деятельности детей в детском саду...
Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...
Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обя...
Особенности организации обучения детей с ОВЗ
Статья "Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"...
"Особенности организации обучения детей с ТМНР."
В статье кратко описаны типичные нарушения детей с интеллектуальными нарушениями ( тяжелыми множественными нарушениями развиия ), а также особенностями усвоения материала данной категорией...
Особенности организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР
Особенности организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР...