Какие же они, современные дети?
методическая разработка

Астапова Елизавета Александровна

Какие же они, современные дети? Сегодня этим вопросом озадачены многие ученые. Попробуем разобраться и «нарисовать» психологический портрет современного младшего школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_osobennosti_sovremennyh_detey_nachal_shk.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:


        Какие же они, современные дети? Сегодня этим вопросом озадачены многие ученые. Попробуем разобраться и «нарисовать» психологический портрет современного младшего школьника. 

Исследования психологов последних лет показали, что современные младшие школьники стали более осведомленными, эрудированными, раскрепощенными, чем их сверстники прошлых поколений, но так же для них характерны такие полярные проявления как: доброта и эгоизм, коллективное и индивидуальное, легкомысленная храбрость и страх одновременно. Наиболее частая проблема, встречающаяся у детей младшего школьного возраста  – это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (дети инфантильны, несамостоятельны) .

Современные дети в настоящее время воспитываются по демократическим принципам, они знают больше своих родителей (в некоторых областях), и между ними разница колоссальная. Основная причина этого, то, что нынешние дети растут в совершенно другом, более насыщенном информационном поле.  Дети легко и быстро воспринимают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Однако выполнить творческую  работу или написать сочинение -  проблема. Детям сложно обобщить полученную информацию и придумывать сюжеты. У современных детей  снижена творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. В общей массе современные ученики начальной школы  менее самостоятельны и часто они не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых. 
        Также особенно остро обсуждается проблема гиперактивности. Современные дети часто не могут сосредоточится на каком-либо занятии, рассеянны, они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте, дети не желают выполнять указания взрослых и выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать. Такие дети сложнее адаптируются к школе, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.
         Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов и фильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних школьников, их бабушки и дедушки. Раньше для детей добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей кумирами являются:  Человек-Паук, Бэтмен, Джек Воробей, капитан Америка, вампиры, трансформеры. Герои современных сказок обладают супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей. Нынешние младшие школьники менее романтичны, но  они удивительно рассудительны, рациональны и в хорошем смысле прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.

Это в эмоциональном плане, а в волевом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, дети проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». 
Особенно эта проблема отчетливо прослеживается в том, что сегодняшние ученики начальной школы испытывают определенные трудности в умении решать возникающие со сверстниками конфликты. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться, а в компьютерной игре или в интернете нет живого общения, игру можно выключить или  перейти на другой сайт. Родители, предпочитая занять ребенка всевозможными секциями и кружками, лишают его свободного общения со сверстниками. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать, или же предоставить свое чадо благам современной цивилизации: телевизору, компьютеру, игровым приставкам. В итоге дети не умеют ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать. 
        Здесь представлены  лишь некоторые особенности и проблемы современных младших школьников. Несмотря на изменения, которые происходят в современном мире - дети всегда остаются детьми. Они умеют радоваться, бескорыстно любить, они открыты к общению. Современные дети смелые и стремительные, они не воспринимают жесткие рамки, готовые методики и принципы. Взамен они предлагают свое креативное мышление, новые, нестандартные пути решения любых задач. Они удивительно мобильные и разносторонние, с легкостью овладевают новыми современными технологиями, для них доступна любая информация. У современных детей  больше возможностей развивать свои способности. Следует понимать, что современный мир - это мир индивидуальностей, и у детей есть все для ее развития. Каждое новое поколение уникально,  каждый конкретный ребенок неповторим. Так что залогом гармоничного развития личности младшего школьника будут индивидуальный подход, внимательное отношение к ребенку и позитивный настрой, чтобы наши дети полноценно проживали самый, пожалуй, трудный и важный период своей жизни – детство. Ведь так замечательно, когда будучи взрослым и серьезным человеком можешь с радостью и теплотой вспомнить свои детские годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный учитель?(материал к педагогическому совету)

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.        Современный учитель. Ка...

Каким должен быть современный урок?

В статье описаны основные требования современного урока. Урок должен обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и учителя. Отражены критерии эффективности современного урока, стр...

Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в нача...

Какой должна быть современная школа?

Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и ...

"Какой должна быть современная школа"

Современная школа должна развивать у детей умение препятствовать возникновению конфликтов, умение понимать людей разных культур, умение находить консенсус, идти на компромисс, принимать людей разным...

Статья на тему: " Какой должна быть современная школа".

В статье описаны мои рассуждения о школе....