Статья «Адаптация детей первого класса в школе»
статья (1 класс)
В данной статье рассматриваются особенности адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Даются практические рекомендации для родителей и учителей (алгоритм психологического сопровождения первоклассников в процессе адаптации их к новым условиям обучения и воспитания) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaptatsiya_uchashchihsya_1_klassa.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Адаптация детей первого класса в школе»
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.
Начальный период обучения в 1 классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее развитие, обучение и воспитание. Задачи этого периода едины для всех систем начального образовании:
-обеспечение психологической адаптации детей;
-знакомство с основными школьными правилами;
-привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
-обучение элементарным приемам обратной связи;
-знакомство с системой школьного оценивания;
-развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
-организация классного коллектива.
Отмечено, что самый сложный и ответственный период начального уровня образования – организация учебного процесса в первом классе. Целью обучения в первых классах является формирование у 6-7 летних малышей навыков чтения по слогам, чтения целого слова, выразительного пересказа, заучивания наизусть, привитие навыков грамотного письма, развитие связной речи и др. Поэтому формирование положительной мотивации к познавательной деятельности первоклассников является особо важным, и учебный процесс должен быть построен по принципу от простого к сложному, от легкого к трудному. Учащимся первых классов в первом полугодии учебного года оценки не ставятся, применяются другие методы и приемы стимулирования. В первом полугодии учащимся домашнее задание не задается.
Учебные занятия в организациях образования начинаются не ранее восьми часов.
Для облегчения адаптационного периода детей 1 класса, учебная нагрузка усложняется постепенно, т.е. применяется «ступенчатый» режим занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре планируются три урока по 35 минут; со второй четверти 4 урока по 35 минут каждый; со второго полугодия уроки по 45 минут.
Вместе с этим, для учащихся 1 классов в ІІІ четверти дополнительно предоставляются каникулы на одну неделю, в связи с чем учебный год составляет 33 недели.
В расписание 1 класса парные уроки не ставятся ( не учитывая «Трудовое обучение»).
Время перемен между уроками должно быть предусмотрено с учетом на время питания и отдыха (постановление №1684 Правительства РК от 30 декабря 2011 года).
Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребёнка процессе:
-психологическая готовность ребенка к школе
-здоровье ребёнка
-личностные особенности (характер и темперамент)
-особенности семейного воспитания и т.д.
Алгоритм психологического сопровождения первоклассников в процессе адаптации их к новым условиям обучения и воспитания
Задачи педагога-психолога в процессе сопровождения процесса адаптации:
-Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика, учителя и родителя.
-Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.
-Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Если говорить о специфических задачах, для каждой группы участников учебного процесса, то они будут следующими:
Для учеников первых классов:
-Помочь ребёнку принять позицию школьника;
-Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;
-Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
-Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;
-Помочь справиться с неосознанными проявлениями и функциональными состояниями (тревога, агрессия, страх и т.д.) и т.д.
Для учителей:
-Снизить уровень тревожности учителя перед встречей с новыми учениками;
-Помощь в наблюдении за учащимися, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к личности ученика;
-Расширить знания педагога в области возрастной психологии, своевременно дать рекомендации по работе с разной категорией детей (гиперактивным, агрессивными, застенчивыми, медлительными и т.д.) и т.д.
Для родителей:
-Научить родителей адекватно оценивать возможности и способности своего ребёнка (изучение интересов и склонностей, наблюдение за особенностями поведения и усвоения учебного материала);
-Способствовать принятию ребёнка таковым, какой он есть (развитие эмпатии у родителей);
-Предложить формы работы и оказания психологической помощи в сложных ситуациях (диагностика, консультирование, коррекция, рекомендации);
-Снять напряжение у родителей вызванное предстоящим учебным процессом;
-Создать атмосферу сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией школы
Роль учителя в период адаптации школьника
Обычно дети не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию». Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и уверенно встать на позицию школьника, а так же формирует положительное отношение к школе.
В период первого года обучения учителю важно:
- воспитывать интерес к учебной деятельности.
- составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.
- прививать навыки активной деятельности;
- развивать способность управлять своими эмоциями, поведением.
Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
- развивать навыки общения. Коммуникативные умения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности.
Средства здоровьесберегающих технологий в период адаптации первоклассников.
Начало обучения в школе получило название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Здесь важно вспомнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника - это соблюдение режима дня:
-сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают состояние ребенка длительные прогулки на воздухе. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему.
На протяжении периода адаптации общее состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное возбуждение, или наоборот, заторможенность, вялость, различные жалобы. Если не компенсировать нагрузки на ребенка в школе - последует утомление, переутомление и даже срыв здоровья.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
- ежедневная утренняя гимнастика;
- физминутки, гимнастика для глаз во время уроков;
- подвижные игры на переменах;
- еждневная динамическая пауза;
- дни здоровья, внеурочные физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Содержание занятий с первоклассниками в период адаптации необходимо наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Использование изобразительной и театрализованной деятельности в процессе занятий повышает результативность обучения детей.
На каждом уроке необходимо использовать приемы как внешней, так и внутренней мотивации, в содержание занятий включать проблемные вопросы, которые активизируют познавательную деятельность школьников.
Ролевые игры, создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. В своей практике мы наиболее часто применяем нестандартные формы уроков: урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра, урок-экскурсия. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний, не нарушая здоровье первоклассника.
Важный фактор – доброжелательное отношение учителя к каждому первокласснику. Чтобы занятия понравились ребятам, обеспечьте успех каждого ребенка. Это принесет им радость и вызовет интерес к дальнейшим занятиям. Отметьте их искренность, умение улыбаться, радоваться, проникать интересом к окружающему миру. Дарите детям листики-карточки с добрыми словами, например: «Ты добрый человек» - они очень радуются этим словам. Если ребята еще не умеют читать, сами зачитайте текст после того, как вручите карточки, и пусть эти карточки ребенок унесет домой. Будьте доброжелательны. Выслушивайте ответы, не показывайте свое отрицание даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным ответам.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение на каждом уроке
Роль родителей в период адаптации первоклассника
Основа родительской позиции вообще состоит в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу. Родитель никогда не должен становиться вторым учителем. Основная задача родителей в помощи первокласснику - эмоциональная поддержка, предоставление максимально возможной самостоятельности в организации его собственных действий по выполнению школьных правил.
Как подготовиться к первому сентября?
-Рассказать о том, что ждет ребенка в этот день.
-За несколько дней начать вводить его в ритм "подъема и отбоя".
-Любимый медвежонок (кукла или любимая игрушка) должен быть взят с собой в портфель (он тоже в первый день пойдет учиться).
-Можно дать ребенку с собой камушек - амулет (обеспечивает "связь с родителями").
-Приготовить все с вечера, чтобы утром не возникло суеты или паники. Рассчитать время, чтобы ребенок с утра мог, не спеша поесть, сходить в туалет.
Какие непредвиденные трудности могут возникнуть первого сентября?
Часто дети (особенно не посещавшие раньше детских садов или детских групп) в последний момент отказываются расставаться с мамой или папой, которые привели их в школу, начинают плакать, цепляться за родителей. В такой ситуации лучше пойти на занятия вместе с ребенком. Для этого нужно заранее освободить себе весь день. О возможности ходить вместе с ребенком на уроки лучше поговорить с учителем (администрацией школы) на родительском собрании заблаговременно.
Как реагировать, если ребенок злится на учителя (детей) в школе или испытывает страх перед школой?
Прежде всего: не запрещать переживания. Не нужно твердить ребенку: "Нельзя злиться! Нельзя бояться!" Переживания - вполне естественная вещь, и они должны иметь право на жизнь. Однако необходимо обсудить с ребенком, что вызывает страх или злость, вместе с ним понять, почему другие люди совершают действия, вызывающие у него те или иные эмоциональные реакции. Понимание действий других часто само по себе снимает переживания.
Как относиться к неудачам ребенка, почти неизбежным в начале школьной жизни?
Родители часто относятся резко отрицательно к первым неудачам ребенка. Негативные оценки взрослых повышают тревожность ребенка, его неуверенность в себе и своих действиях. Это, в свою очередь, ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов. Так складывается порочный круг. Постоянные опасения ребенка услышать негативные оценки со стороны домашних приводят к страху сделать ошибку. Это отвлекает ребенка от смысла выполняемых им заданий и фиксирует его внимание на мелочах, заставляет переделывать, исправлять, бесконечно перепроверять. Стремление сделать работу как можно лучше на этом этапе только ухудшает дело. Особенно сильно это проявляется у тревожных, неглупых, исполнительных детей. Поэтому самое правильное отношение к первым неуспехам ребенка - отношение понимания, поддержки, помощи: "У тебя все получится. Я тебе помогу." Важно создать условия для переживания ребенком (хотя бы иногда) собственной победы.
Каковы типичные проявления стресса и дезадаптации?
-Ребенок часто плачет (больше, чем обычно).
-У него, в отличие от обычного, подавленное или, наоборот, возбужденное состояние (хуже засыпает).
-Ребенок проявляет необоснованную агрессию (ругается, налетает, отвечает агрессивно, лезет в драку).
-Ребенок отказывается идти в школу.
Как можно снимать стресс?
-Обеспечить ритмичную жизнь и порядок дома (здесь очень важен собственный пример и подражание ему ребенком).
-Важна теплая, естественная, спокойная манера поведения взрослых дома (без срывов, повышенного тона).
-Необходимо на какое-то время продолжение традиционных "детских" ритуалов укладывания, еды, умывания, совместной игры-обнимания, чтения на ночь, которые были приняты в дошкольном детстве ребенка.
-Снимают напряжение игры с водой, песком, рисование красками (с разрешением пачкания - отсутствием критики или осуждения за испачканную одежду, пол!), изготовление коллажей в "рваной" технике (рвать цветную бумагу, старые журналы и клеить из них картины), спортивные игры на воздухе (мяч, скакалки, "классики" и пр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности адаптации детей первого класса к обучению в школе
Памятка для учителя...
Адаптация детей первого класса к школе.
Материал содержит рекомендации родителям, как помочь ребенку стать учеником....
СТАТЬЯ "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ"
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ В том, как первоклассник будет адаптироваться к школе, очень многое зависит от настроя родителей. Взрослым стоит отмечать и обращать внимание ребенка не на труднос...
Общаемся и играем с удовольствием. (Система игр направленных на формирование доброжелательного отношения у детей первого класса начальной школы в условиях ГПД)
Общаемся и играем с удовольствием.(Система игр направленных на формирование доброжелательного отношения у детей первого класса начальной школы в условиях ГПД)...
Статья. «Адаптация детей-инофонов в условиях школы-интерната»
Проблемы, трудности адаптации детей билингвистов в образовательной среде. Помощь в адаптации таких детей, которую оказывает образовательное учреждение....
Статья "Адаптация детей в первом классном коллективе".
В статье рассматриваются основные методы адаптации учеников и проявления первых шагов социализации первоклассников....
Родительское собрание "Адаптация детей 1 класса в школе"
quot;Адаптация детей 1 класса в школе"...