Общаемся и играем с удовольствием. (Система игр направленных на формирование доброжелательного отношения у детей первого класса начальной школы в условиях ГПД)
статья (1 класс) на тему

 Савельева Юлия Геннадьевна

Общаемся и играем с удовольствием.

(Система игр направленных на  формирование  доброжелательного отношения у детей первого класса начальной школы в условиях ГПД)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaemsya_i_igraem_s_udovolstviem.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общаемся и играем с удовольствием.

(Система игр направленных на  формирование  доброжелательного отношения у детей первого класса начальной школы в условиях ГПД)

         

И вот, сентябрь наступил! Первоклашки, с сияющими глазами перешагнули порог школы. Первая, самая любимая, учитель даёт первые уроки, хвалит. Дети  постепенно привыкают к школьным условиям, адаптируются. Каждый переживёт и осознает этот этап по - своему. Как будет проходить адаптация? Как долго? Приведёт ли к положительным результатам? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов. А всё таки, наиболее трудно и сложно  приходиться нашим первоклашкам. И им очень хочется помочь. Что бы спустя месяцы пребывания в школе, видеть хорошее настроение, желание учиться, желание дружить, играть.

        Известно, что мир человеческих отношений очень значим для нас.  Здесь рождаются самые различные эмоциональные переживания. Мы радуемся, печалимся, веселимся, сопереживаем,  играем друг с другом. Многие навыки, способы  взаимоотношений  мы принесли из дошкольного детства. Наблюдая за ребятами, можно сказать, что кто-то общается  и сотрудничает без конфликтов, весел, дружелюбен, любопытен, не обидчив, умеет договориться, а кто-то испытывает трудности. Такие дети часто агрессивны, обидчивы, застенчивы, или наоборот слишком демонстративны.

Эти показатели  особенно видны на первых этапах взаимоотношений. Детям сложно. Много острых, не приятных  переживаний, которые совсем не способствуют успешной адаптации.

В своей работе я использую систему игр, направленную  на развитие коммуникативных навыков. Программа состоит из шести этапов.

      Рассмотрим каждый этап по порядку:

      1-ый этап. «Игра без слов»

Детям, привыкли взаимодействовать вербальными и предметными способами. На 1 ом этапе я предлагаю  предлагается  перейтик к непосредственному общению. Основное правило  «играя, мы не разговариваем».Объясняя правила игры мы  проговариваем «Свой язык» условных сигналов. В основном сигналы проявляются в физическом контакте. Таким образом можно снизить уровень споров и ссор.

Например игры приветствия. Когда дети сообщают друг другу о себе, своём эмоциональном состоянии, настроении с помощью мимики, движений рук, прикосновений.

Известные и традиционные игры: « Моя тень», « Ожившая игрушка», «Эльфы»

     2- ой этап « Внимание друг к другу»

На втором этапе необходимо научиться видеть сверстника, обращать на него внимание. Игры построены таким образом, что   ребёнок отвлекается отсебя, старается увидеть другого, почувствовать единство с ним.

Известные и традиционные игры: « Телефон», «зеркало». « Эхо», « Где мы были мы не скажем». Разговоры на этом этапе так же запрещены.

     3-ий этап называется «Действуем вместе»

На этом этапе я составляю такие  задачи для решения которых необходимо максимально согласовывать действия друг с другом. Таким образом дети более внимательны друг к другу, а так же ориентированы учитывать потребности , интересы и особенности поведения другого. Партнёра… Разговоры запрещены.

Известные, традиционные игры: « Слепой и поводырь», «моя скульптура», «Сороконожка» « Дракон кусает свой хвост»

     4 –ый этап: « Общие переживания»

Общность и единство чувств разрушает отчуждение, защитные барьеры. Создаёт единство, общность переживаний.

На данном этапе как можно чаще и интенсивнее мы стараемся совместно переживать эмоциональные состояния. Эти состояния объединяют детей, порождают чувство близости, желание поддержать друг друга.

Приведу пример интересной и любимой детьми игры:

«Шотрм» Для этой игры необходимо приготовить кусок ткани, что бы детей можно было накрыть им все играющих детей. Педагог «рисует» ситуацию. Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма. Огромные волны могут его перевернуть, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Когда я вас накрою тканью вы превратитесь в волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т.д. Важно проследить, что бы вы все остались под водой.

     5 –ый этап. « Взаимопомощь»

Сопереживание, взаимопомощь, сострадание. Игры дают возможность помочь и поддержать  сверстника.

Иногда, мы назначаем главного помощника в классе и дети с удовольствием берут на себя эту роль. И так же, с увлечением проигрывают её в игре. Разговоры так же запрещены.

Игры: « Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Шляпа волшебника» и др.

     6-ой этап. «Добрые слова и пожелания»

Отрицательные эмоции детям свойственно проявлять  в жалобах, обзывании, ругательствах. Именно поэтому важно соблюдать «Молчание» на первых этапах, и мы играем без разговоров. Когда дружелюбная атмосфера в группе  может сохраняться длительное время  я предлагаю попробовать поиграть в игры способствующие развитию умения видеть и подчёркивать  положительные качества и достоинства другого ребёнка. Дети очень любят этот этап. Охотно говорят друг другу комплименты, получают от этого удовольствие и радуются вместе.

Традиционные, известные игры « Царевна несмеянна», « Комплименты», « Если был бы я королём», « Открытки в подарок».

     7-ой этап. « Помощь в совместной деятельности»

Хочу заметить, то что только на этом, заключительном этапе вводиться соревновательный компонент. И дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Игры – занятия например: «Дорисуй рисунок» « Общая картина» «Мастер и подмастерья».

    Заканчивая описание системы игр, мне хотелось  дать ряд методических рекомендаций. При проведении игр старайтесь избегать инструкций, нравоучений. Нет никакой необходимости делить детей на плохих и хороших игроков. Важно поддерживать каждого ребёнка. Не заставлять, а заинтересовать. Заканчивать игру до того как она надоест или дети устанут от игры. И ещё, главное, не ждите, что дети будут такими, какими вы их хотите видеть. Каждый ребёнок идёт своим путём. Больше думайте о том как им помочь и меньше как их исправить.

      Опыт первых отношений  с другими людьми  является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка, поэтому я использую данную

система игр, что способствует быстрой и позитивной социально психологической адаптации моих первоклашек.

Список  использованной литературы:

  1. Смирнова Е.О. « Конфликтные дети» / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, - М.: Эксмо, 2009. –и176с.: ил. – (Растим первоклашку)
  2. КлюеваН.В. Касаткина Ю.В. « Учим детей оющениию» Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, 1996.
  3. Смирнова Е.О. Детская психология (Учебник для вузов, издание 3-е) Питер, 2009.
  4. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.
  5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психолгия развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов – М.: Гордарики, 2007. – 349 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей первого класса к школе.

Материал содержит рекомендации родителям, как помочь ребенку стать учеником....

Конспект открытого урока по окружающему миру в первом классе. Начальная школа XXI века.

Конспект урока позволяет формировать нравственные черты характера; развивать творческие способности учащихся: слышать звуки, видеть красоту природы через фольклор....

Статья «Адаптация детей первого класса в школе»

В данной статье рассматриваются особенности адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе. Даются практические рекомендации для родителей и учителей (алгоритм психологического сопрово...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...