Статья "Адаптация детей в первом классном коллективе".
статья (1 класс) по теме
В статье рассматриваются основные методы адаптации учеников и проявления первых шагов социализации первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_v_pervom_klassnom_kollektive.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Р.Нуртдинова
МБОУ «Гимназия № 13»
г.Ульяновска
учитель начальных классов
nurtdinova.tanya@list.ru
Адаптация детей в первом классном коллективе.
«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится; тот, у кого в голове и светло - потому что он учитель, и темно – потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его».
(С. Соловейчик) [5]
Профессия учителя - одна из самых древних профессий на Земле. Историки считают, что первые основы профессии учителя появились во времена, когда человек впервые начал охотиться на диких зверей, так как именно в это время старшее поколение начинало обучать молодых всем приемам этого незатейливого занятия.
В современном обществе учитель выполняет много функций, главной из которых является управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования учеников.
Обучение в начальной школе - это новый и очень важный период в жизни каждого ребёнка. Особую роль в этом периоде играет учитель начальных классов, создавая первые главные условия для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. Только первый учитель может ответить на большое количество первых вопросов, волнующих детей.
Я считаю, что учитель начальных классов не только профессия, но и призвание человека, работающего с детьми, потому что педагог несет огромную ответственность за формирование характера всех своих учеников, за адаптацию детей в жизни и в обществе, частью которого является первый классный коллектив.
Коллектив (от лат. collectifious — собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Именно правильно созданная учителем атмосфера в коллективе позволяет ребёнку изучить культуру общества и применить навыки социализации [2, с. 18].
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
- первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
- вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком [4].
Идёт время, развивается общество, меняются жизненные условия. Изменяются предъявляемые требования к образованию и воспитанию учеников. Особое место, в связи с введением ФГОС НОО, занимает социализация младших школьников.
В социологическом словаре указано, что социализация – это процесс, в ходе которого культура общества передаётся детям [1, с. 10].
В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. [3, с. 84].
Школа и учитель оказывают большую помощь для благоприятного и результативного вхождения ребёнка в общество. Я, как учитель, стараюсь найти подход к каждому своему ученику; создать в классе педагогические и социально – психологические условия, при которых дети смогут развивать и применять свои первые навыки социализации.
Я считаю, что основой социализации ребёнка являются родители. Ведь ребёнок – это главная ценность каждой семьи. Если в семье присутствует тёплая атмосфера, взаимопонимание, доброжелательное отношение и поддержка, то ребёнок уверенно и охотно приходит в школу. Отсюда вытекает успешная социализация ученика среди своих одноклассников.
Огромную роль играет воспитательная работа учителя. В своей работе я провожу тематические классные часы, которые помогают детям сближаться, делиться своими взглядами и интересами, провожу ролевые и развивающие игры и уроки. Проведение праздников, утренников, организованных совместно с родителями, также оказывают положительное влияние на совершенствование и укрепление своего «Я» в классном коллективе.
Как мы видим, одной из основных идей ФГОС НОО является коммуникативная сущность образования. Такой подход так же оказывает положительное влияние на успешную социализацию ребёнка.
Особое место на своих уроках я уделяю работе в паре, а при обобщении изученного материала - групповой работе . Такой вид деятельности способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми; развивают сознание своей неповторимости и одновременно причастности к социальному целому; последовательно учит каждого ученика видеть в себе личность и считать себя таковой и вместе с тем учит видеть личность в каждом из окружающих людей.
Последствием такой работы являются успешное овладение знаниями, формирование умения сотрудничать друг с другом, образование положительных нравственных качеств личности и приобретение новых навыков социализации,. Если ребенок хорошо овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. А неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
Поэтому каждый учитель в своей работе должен помнить, что ученики начальной школы, получившие наслаждение, духовное удовлетворение от учебного процесса и успешно прошедшие процесс социализации, в будущем будут испытывать гордость за себя, за свою семью, за свой класс, за свою школу , за свою культуру, за свой народ, и ощущать социальную значимость в огромном мире.
Список литературы:
- Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Джери Д., Джери Дж.
- Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- Социология » Основы социологии » www.Grandars.ru »
Учение с увлечением. — Соловейчик С.Л. издание второе: Детская литература; Москва; 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.
Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.
Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...
"Классный руководитель- архитектор классного коллектива"- доклад
Воспитательная система классного руководителя. Классное руководство - это не работа,а образ жизни....
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...
Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.
Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....