СТАТЬЯ "АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ"
статья по теме
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
В том, как первоклассник будет адаптироваться к школе, очень многое зависит от настроя родителей. Взрослым стоит отмечать и обращать внимание ребенка не на трудности и волнения, а на успехи и новые возможности. Утром лучше подниматься с весёлой музыкой, пить любимый напиток (не кока-кола, конечно, а полезные молоко или какао), а затем спокойно и уверенно собираться в школу. По дороге воздержаться от ценных указаний и назиданий (все равно сейчас не запомнит), а поговорить о том как вечером вы посидите, пошепчетесь, может быть тортик испечете или на роликах покатаетесь. Ребенку важнее всего сейчас не ваши советы, а ваша поддержка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 538
с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга
Автор-составитель:
учитель начальной школы
Андрианова Л.И.
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
В том, как первоклассник будет адаптироваться к школе, очень многое зависит от настроя родителей. Взрослым стоит отмечать и обращать внимание ребенка не на трудности и волнения, а на успехи и новые возможности. Утром лучше подниматься с весёлой музыкой, пить любимый напиток (не кока-кола, конечно, а полезные молоко или какао), а затем спокойно и уверенно собираться в школу. По дороге воздержаться от ценных указаний и назиданий (все равно сейчас не запомнит), а поговорить о том как вечером вы посидите, пошепчетесь, может быть тортик испечете или на роликах покатаетесь. Ребенку важнее всего сейчас не ваши советы, а ваша поддержка.
Худшее, что можно сделать во время адаптации к первому классу – это сравнивать своего ребенка с другими. Если сравнение в пользу вашего ребенка, он может начать важничать и задирать нос. Если вы ставите в пример других детей, это может вызвать зависть и неуверенность в себе. Психологи повторяют как мантру: каждый ребёнок индивидуален, сравнивать можно только его сегодняшние успехи с его вчерашними возможностями и отмечать рост.
Но хотя каждый ребенок особенный, есть несколько групп детей, которым особенно трудно в первом классе.
Ребенок не ходил в детсад.
Если ребёнок не посещал детский сад, ему сложнее адаптироваться в первом классе, особенно если он единственный ребенок в семье. На игровой площадке около дома такие дети не ладят с детьми, отнимают игрушки, дерутся, пытаются занять всю песочницу. В программе детского сада предусмотрено приобретение коммуникативных навыков, детей учат договариваться, общаться. Например, если у тебя есть только одно печенье, то что ты с ним будешь делать? Домашний ребёнок обычно говорит: «съем». Дети детского сада разламывают печенье на много-много кусочков.
Что сделать? Уже несколько лет в «Школе Сотрудничества» мы предлагаем родителям детей, которые сложно включаются в коллектив, принести большой конструктор. На переменах или во второй половине дня все малыши вместе строят из конструктора невообразимые замки. Это помогает подружиться и получить навыки совместной работы и творчества. В коллективе одноклассников статус завоевать сложно, так как дети 6-7 лет эмоциональны, обидчивы. Легче тем, кто добродушен, спокоен, на уроках не выкрикивает, не задирается, готов поделиться яблоком, конфетами, игрушками.
Дети не любят шумных, задиристых, драчливых.
Обсуждайте с ребенком новые правила жизни. Учитель-авторитет, его надо слушаться и слышать, особенно на уроках (никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте и не осуждайте учителя). Для достаточно сознательных и ответственных детей можно даже составить детский контракт с ребёнком. Например: уважаем старших, не кричим дома и в школе, не дерёмся, убираем за собой постель, собираем портфель, не обижаем детей и взрослых, добровольно садимся за уроки. Каждый день можно отмечать пункты контракта: что сегодня получилось и над чем надо работать дальше. Пусть ребенок сам ставит себе оценки по этим показателям. Так ему легче будет отмечать свои успехи.
Нестандартным детям труднее
Причем нестандартным в любом смысле – как в положительном, так и в отрицательном. В детском коллективе дразнят слишком толстых, слишком худых, детей в очках, неопрятных, злобных и т.д.
Что делать? Постараться исправить эти качества. Если это невозможно (например, по зрению), то придется научить ребенка не реагировать или спокойно отвечать на «дразнилки». Того, кто не обижается, дразнить не интересно. Задача родителей — не только поддержать ребёнка в сложной ситуации, но и научить его взаимодействовать с одноклассниками. Полностью оградить ребёнка от переживаний не получится, важно научить ребёнка противостоять агрессорам, забиякам, дразнилкам. В этом обязательно поможет классный руководитель и школьный психолог. Учите своего ребёнка говорить нет, если его обижают или дразнят, с юмором относиться к неудачам и помнить, что всё временно. Сегодня ребёнок имеет такой-то статус среди одноклассников, а завтра всё изменится. Ребёнок в свои проблемы обязательно должен посвящать взрослого, со многим он ещё не может разобраться сам. А главное, он должен быть уверен на все 100 %, что родные люди рядом и они его поддержат в трудную минуту.
При неблагоприятном климате в детском коллективе могут дразнить слишком умных, слишком усердных, слишком модных и проч.
Что делать? В нашей школе таким детям мы предлагаем участвовать в праздниках, конкурсах, хвалим за прилежание. Для того чтобы заинтересовать одноклассников мы предлагаем умникам и умницам принести энциклопедию, рассказать о космосе или подводном мире. Можно принести в школу интересные настольные игры, к которым обязательно кто-то захочет присоединиться, стараемся помочь детям найти себе товарищей со сходными интересами (шахматы, дзю-до или вышивание). Родителям надо постараться создать такое окружение, в котором ребенку будет комфортно: познакомьтесь с ребятами из класса, с их родителями. И научить не «задирать нос» что ты самый-самый, а наоборот, использовать свои преимущества в уме, силе, аккуратности для помощи одноклассникам. Тогда его «особенности» будет вызывать у детей положительные эмоции.
Дети, которые не чувствуют себя успешными
Как другие дети относятся к вашему ребенку, таким он и будет считать себя — заводилой, троечником или неудачником. И потом обязательно перенесет это во взрослую жизнь. Поэтому если не очень повезло с классом или учительницей, нет выдающихся успехов в учебе, то ребенку обязательно надо найти такую сферу деятельности, где он мог бы реализовать себя.
Что делать? Кружки, танцы, спорт, рисование — где-то он обязательно будет успешен.
В начале первого класса не рекомендуется отправлять ребёнка в разные секции и кружки. В первые недели он очень утомляется, возможны капризы, плохой сон из-за умственных перегрузок. Сколько надо труда, чтобы написать красиво буквы и цифры, сколько надо энергии, чтобы бегать на переменках. А сколько терпения, чтобы сидеть на уроках и не вертеться! Постарайтесь выбрать один кружок или одну секцию вместе с малышом, а если ему не понравится, то можно со временем поменять. В этот период ещё раз хочется подчеркнуть: важно гулять, отдыхать, радоваться каждому дню, делать уроки без спешки. В музыкальную школу лучше пойти со второго класса, когда окрепнут пальцы рук. Если ребёнок уже посещал спортивные кружки или музыкальную школу, то бросать начатое дело не стоит. Для здоровья мы рекомендуем бассейн, для развития моторных навыков лепку и конструирование, для снятия психологического напряжения ЛФК, сенсорные комнаты, они сейчас есть во многих центрах.
Дети, которые привыкли лениться, отлынивать, врать, недоделывать
Этим детям достается от учителей, их ругают, стыдят. И мнение учителя для детей становится законом, ребенок получает «ярлык», от которого трудно будет избавиться. Тут прежде всего важен ваш контакт с учителем и ваши совместные усилия, чтобы понять почему первоклассник уже ленится? Причин может быть много: утомляемость, кризис 7 лет, смена зубов, не складываются отношения с одноклассниками и учителем. Причины могут быть в психо-физических особенностях: трудно писать (слабые моторные навыки), сложно сидеть на уроке (слабая волевая регуляция), не соблюдается режим дня (рано встаёт, поздно ложится, плохой аппетит и т.д).
Что делать? В первую очередь найти источник проблемы: сходить в школу и переговорить с учителем, психологом, врачом. Постарайтесь ненавязчиво выяснить у самого первоклашки — что ему непонятно и трудно. Обязательно сократите нагрузки, если те кружки, в которые он успевал в детском саду, теперь его утомляют. Давайте отдохнуть сразу после школы, можно устроить тихий час, а потом приступать к занятиям. Во время выполнения домашних заданий делайте перерыв каждые 15 минут, внимание первоклассника неустойчиво. Сократите время просмотра телевизора до 25 минут в день и пусть это будут познавательные передачи или добрые сказки и мультфильмы. Никакого телевизора и компьютера перед сном. Рассказывайте смешные истории из своего детства — как вам не давалась математика или как ваша соседка по парте постоянно пачкала нос чернилами от шариковой ручки. И ничего, научилась. А читать всем сначала было трудно, и крючочки лезли друг на друга и собирались в какую–то закаляку.
Мотивация
Ваша задача в первом классе — не учиться за ребенка, и даже не учиться с ребенком. Вам надо найти для него мотивацию к учебе. Надо понять, что интересно вашему ребёнку, к каким наукам он тянется. Ведь не может же все ему не нравится (если это так, срочно меняйте школу)! Математика или рисование, музыка или окружающий мир? Что-то у него должно пойти на отлично! Объясняйте ребёнку, что в будущем он будет хорошим музыкантом, или экономистом, или художником, но для этого надо научить читать, писать, считать. Например, ребёнок любит путешествовать, смотреть приключенческие фильмы. Значит, купите детские книги по этой тематике и он захочет их прочитать. Или мальчишка любит играть, но при этом ломает машинки, паровозы и всю технику. Научите его собирать поломанные игрушки, и вы поймёте, что перед вами технарь. Не бывает «неправильных детей», бывает лишь неправильная мотивация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.
Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...
Создание условий равных возможностей при поступлении детей в первый класс.
quot;Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком". Л.С. Выготский.Одной из наиболее актуальных задач образов...
Участие составе творческой группы в рамках городской экспериментальной площадки по теме "Шестилетняя начальная школа" Создание условий равных возможностей при поступлении детей в первый класс".
Данная презентация подготовлена для выступления в Институте качества образования как промежуточный отчет об участии в проекте "Шестилетняя начальная школа - приоритетная модель решения организаци...
Как помочь детям в первом классе делать домашнее задание?
Материал для Логопедического уголка в начальной школе...
Родительский лекторий. Курс занятий для родителей будущих первоклассников в помощь в подготовке детей к первому классу.
В данном курсе освещены самые нужные аспекты подготовки детей к первому классу. Это адаптационный период первоклассника, как правильно организовать режим дня первокласснику, как развить организованнос...
Создание благоприятного психологического климата для адаптации детей в первом классе
Благоприятный психологический климат не формируется сам по себе. Это результат труда учителя и всего коллектива....
Советы для родителей по адаптации детей в первом классе.
Правильная мотивация — залог успешной учебы...