АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ "
методическая разработка
Важное место в развитиии личности детей отводится сказкотерапии. Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. Они подсказывают ребенку новые возможности и модели поведения, стимулируют проявление скрытых способностей, укрепляют в ребенке оптимизм и надежду. Он исцеляет душу, придают ребенку силы в свои возможности и формируют его личность . Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем узнает из сказок и историй, а затем различным образом применяет это знание в жизни. Таким образом, становится очевидным значимость сказкотерапии в развитиии личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.С этой целью и была разработана программа коррекции личностных качеств детей старшего дошкольного классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_skazkoterapiya_kak_metod_razvitiya_lichnosti_detey.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ:
«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
«Все , чего я в жизни достиг, я обязан детству » , - говорил известный детский писатель Борис Житков. Все мы родом из детства, многие дети рождаются ,имея те или иные способности. Их, естественно , следует выявить и развивать.Однако способности будут реализованы в полной мере только в том случае, если его развитию сопутствует полноценное формирование личности в целом. Всестороннее развитие является тем источником, которое питает способности,таланты. Без него они не получают нужного расцвета.Выявление способностей у детей- задача учителей начальных классов Станет ли школа для ребенка вторым домом, будет ли он входить в этот дом с радостью, свяжет ли все значимое в его жизни , останется ли в будущем для самых больших свершений, станет ли полноценным членом общества? Ответ на этот вопрос итог всей школы. Задача нас , взрослых , как можно раньше создать условия для развития гармонично-развитой личности. Это надо начинать уже до момента поступления ребенка в школу. Именно на пороге обучения школы, необходимо чтобы у каждого ребенка, поступающего в школу, были развиты такие качества как уверенность в себе, уверенность в своих силах, дружелюбие и целеустремленность.
Каким путем это достичь? В первую очередь необходимо каждому ребенку вселять с самого начала поступления в школу , что каждый из них- это личность. К этой личности небходимо относиться с уважением. Каждому из них с самого начала жизненного пути необходимо научиться реализовываться в жизни, стать самодостаточной личностью. Личность реализуются в творчестве. Врожденное влечение к творчеству необходимо развивать. Хорошо, когда человек знает, и трижды лучше, когда, опираясь на знание, творит новое. Прекрасно будет, если рядом с юным дарованием будет педагог, способный увидеть и зажечь» божью искорку своего воспитанника». Счастлив тот человек, у которого раскрыты и развиты именно ему присущие способности . Человек счастливый сделает счастливыми и окружающий его мир.
Важное место в развитиии личности детей отводится сказкотерапии. Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. Они подсказывают ребенку новые возможности и модели поведения, стимулируют проявление скрытых способностей, укрепляют в ребенке оптимизм и надежду. Он исцеляет душу, придают ребенку силы в свои возможности и формируют его личность . Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем узнает из сказок и историй, а затем различным образом применяет это знание в жизни. Таким образом, становится очевидным значимость сказкотерапии в развитиии личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.
С этой целью и была разработана программа коррекции личностных качеств детей старшего дошкольного классов.
Новизна данной программы заключается в объединении методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике детей старшего дошкольного возраста.
В основе данной программы лежат труды Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Практикум по сказкотерапии»
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа рассчитана на 4 учебных года и носит блочный характер. Дети знакомятся с темами, затем происходит дальнейшее более глубокое их изучение. В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Особой задачей в работе с детьми является развитие личностных качеств детей младшего школьного возраста.
Цель: способствовать развитию личности детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Способствовать в развитии воображения, творческого мышления, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
2.Способствовать развитию личности детей старшег о дошкольного возраста;
3.Повышать самооценку у детей;
4.Помогать в решении личностных и межличностных проблем;
5.Формирование умений слушать другого;
6.Раскрытие внутренних способностей ребенка;
7.Повышать уверенность в себе и своих силах.
8. Создание положительной мотивации к школьному обучению.
Форма занятий:
- групповая работа ( 10-12 ч.) ;
-игры;
-упражнения;
- элементы сказкотерапии с импровизацией;
- рисование;
-беседы.
IV. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ .
Вся работа по данной программе ведется в рамках предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста , занятия в кружке «В гостях у сказки». На занятие в данном кружке отводится 33 часа в год , из расчета 1 час в неделю.
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты и способы определения результативности:
Результатом удовлетворения основных потребностей ребенка в процессе
сказкотерапии становится формирование целого ряда качеств личности:
Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение,
позицию или взгляды;
Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
-Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявления доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
-Когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.
-Поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими людьми.
Сказка пробуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него проявляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Критерии оценки заключаются в успешном усвоении разделов программы, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков.
VI. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Для оценки эффективности данной программы по развитию личностных качеств детей младшего школьного возраста проводится диагностика личностных качеств учащихся младшего школьного возраста в начале и в конце работы, используя соответствующие методики.
№ п/п | Разделы | Название диагностических методик |
1 | «Я уникальный, неповторимый» | «Лесенка» , «Шары» , «Хоровод» |
2 | «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» | «День рождения» , «Необитаемый остров » |
3 | «Мы вместе» | «Дом ,дерево, человек» , «Кинетический рисунок семьи» |
4 | «Школа радости» | «Лесная школа» |
2. Анкетирование родителей и педагогов по теме «Эффективность занятий сказкотерапией учащихся младшего школьного возраста» .
VII. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Разделы |
1 | «Я уникальный, неповторимый» |
2 | «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» |
3 | «Мы вместе» |
4 | «Школа радости» |
1 раздел «Я уникальный, неповторимый»
Цель раздела: повышение уверенности в себе, повышение уровня самооценки, разрешение проблем личностного и межличностного характера.
2 раздел «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Цель раздела: формирование умения работать в группе, создание комфортной доверительной атмосферы в группе, дружеских взаимоотношений.
3 раздел «Мы вместе» .
Цель раздела: развитие доверительных отношений в детско-родительской паре; развитие коммуникативных навыков; выработка навыков совместного конструктивного сотрудничества в детско-родительских парах, сплочение членов семьи.
4 раздел «Школа радости» .
Цель раздела: развитие личности ребёнка младшего школьного возраста , формирование социальных черт личности школьника, необходимых для формирования положительной мотивации к школьному обучению.
VIII. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Занятия № 1-2.
1. Прветствие
2. Упражнения для первичного знакомства. «Мой сказочный герой». Детям предлагается рассказать о себе от имени какого - либо сказочного героя .
3.Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия. «Привет! Ты мне нравишься!»
4 .«Сочиняем сказку». Руководитель группы начинает историю: «Жили - были...».
5 .«Шустрики - мямки».
6 .«Ручеек по выбору».
7. Рефлексия. «Сказочные дома».
8 . Диагностика личностных особенностей .
Занятие № 3 «Сказка про Тобика»
1. Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.
2.«Встреча эмоций».
3.«Сказочные герои». Детям демонстрируется плакат с изображением героев сказок, каждый из персонажей отображает определенную эмоцию. Ребенок должен узнать эмоцию, объяснить свое решение и рассказать отчего, по его мнению, сказочный герой весел, злой, грустит и т. д.
4. Слушание сказки «Сказка про Тобика».
5. Обсуждение сказки.
6. «Чего Я боюсь». Рисунок страха.
7.Упражнение «Мы хорошие».
8. Рефлексия. «Сказочные домики».
Занятие № 4 «Бабочка»
1. Приветствие «Здороваемся носами , лбом……».
2. «Ты мне нравишься тем, что…..».
3. Слушание сказки «Бабочка».
4. Обсуждение сказки.
5. «Это я - бабочка». Рисунок образа.
6.Обсуждение рисунков.
7. «Веселая зарядка».
8. Рефлексия «Сказочные доомики».
Занятие № 5 «Настенькино счастье»
1. Приветствие.
2. Упражнение «Какой Я. Скажи всем»
3. Чтение сказки « Настенькино счасье». Дети удобно рассаживаются на полу, руководитель читает им сказку.
4.Беседа по содержанию сказки.
5.Рисунок «Я в будущем».
6.Обсуждение рисунков.
7. «Хвасталки». Дети рассказывают о своих достижениях.
8 . Рефлексия. «Сказочные домики».
Занятие № 6 «Сказка про пони Лу»
1. Приветствие. Ритуал приветствия
2. Игра «Рыбаки и рыбки».
3. Чтение сказки «Сказка про пони Лу»
4.Беседа по содержанию сказки.
5. Упражнение «Цветик - семицветик». В центре зала на стуле сидит ребенок, другие дети его хвалят.
6 Игра «Кораблик».
7. Рефлексия «Сказочные домики».
Занятие № 7 «Ромашка»
1 Приветствие. Ритуал привествия.
2. Игра «Мышь в мышеловке».
3. Чтение сказки « Ромашка». Дети удобно располагаются, руководитель читает им сказку.
4. Беседа по содержанию сказки.
5. Упражнение « Что во мне есть хорошего?»
6. Игра «Соломинка на ветру».
7. Рефлексия «Сказочные домики».
Занятие №8
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Игра «Дракон».
3.Слушане сказки «Сказка про храброго зайца»
4. Обсуждение сказки.
5. Беседа « Если рядом будет кто-то без настроения, как ты можешь поднятьему настроение?
6. «Закончи предложение».
Я хочу...
Я умею... Я смогу... Я добьюсь...
7. «Паровозик».
8. Рефлексия. «Сказочные домики».
Занятие №9 «Стойкий оловянный солдатик»
1. Приветствие. Ритуал приветствия
2.«Говорят не только слова». Руководитель предлагает детям сказать одну и ту же фразу зло и миролюбиво. Например:
Я не хочу с тобой играть. Это не честно. Ты разрушил мою работу. Ты рисуешь моим фломастером.
2. Чтение сказки « Стойкий оловянный солдатик».
3. Обсуждение сказки.
4. «Ругаемся овощами». Руководитель предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - редиска», «Ты - морковка», «А ты - тыква» и т. д.
5.«Разыгрывание ситуации». Детям предлагается разыграть следующие ситуации:
• два мальчика поссорились - помири их;
• ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой;
• твой друг обижен на тебя, извинись перед ним, попробуй помириться.
6. Рефлексия. «Сказочные домики».
Занятие № 10 «Работница и ленивица»
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Игра «Ветер дует на...»
3. Чтение русской народной сказки «Работница и ленивица».
4.Обсуждение сказки.
5. Игра «Рукавички».
6.Игра «Строим цифры».
7. Рефлексия. «Сказочные домики».
Занятие № 11 «Теремок»
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2.«Встреча друзей.». Дети говорят комплименты друг другу.
3. Упражнение « Я пожож на..».
4. Слушание сказки «Сказка про Теремок».
5. Обыгрывание сказки.
6. Беседа «Что я люблю делать». «Что я не люблю делать».
7.Упражнение «Мы вместе- сила».
8. Рефлексия. «Сказочные домики».
Занятие № 12 «Зимовье зверей»
- Приветствие. Ритуал приветствия.
- Упражнение «На какое животное я похож».
- Слушание сказки «Зимовье зверей».
- «Обсуждение сказки».
- Игра «Ладошки».
- Игра «Кого не стало».
- Рефлексия. «Вазы с цветами»
Занятие № 13 «Заюшкина избушка»
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Игра «Поменяйся местами».
3. Упражнение « Я знаю , что ты..».
4. Слушание сказки « Заюшкина избушка».
5. Обыгрывание сказки.
6. Игра «Перестройся»
7.Упражнение «Мы вместе- сила».
8. Рефлексия. «Сказочные домики».
Занятие № 14 «Три поросенка»
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Игра « Кого не стало».
3. Упражнение « Мне у тебя нравится то, что….».
4. Слушание сказки « Три поросенка».
5. Обыгрывание сказки.
6. Игра «Кого не стало»
7.Упражнение «Повадырь».
8. Рефлексия. «Ваза с цветами».
Занятие № 15 «Репка»
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Игра « Кого не стало».
3. Упражнение « Мне у тебя нравится то, что….».
4. Слушание сказки «Репка».
5. Обыгрывание сказки.
6. Игра «Кого не стало»
7.Упражнение «Повадырь».
8. Рефлексия. «Ваза с цветами».
Занятие № 16 « Волк и семеро козлят»
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Игра « Солдаты».
3. Упражнение « Мы с тобой дна команда».
4. Слушание сказки «Волк и семеро козлят».
5. Обыгрывание сказки.
6. Игра «Кого не стало»
7.Упражнение «Мосты».
8. Рефлексия. «Ваза с цветами».
Занятие № 17 «Кенгуру »
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Игра « Солдаты».
3. Упражнение « Мы с тобой дна команда».
4. Слушание сказки «Кенгуру».
5. Обыгрывание сказки.
6. Игра «Кого не стало»
7.Упражнение «Мосты».
8. Рефлексия. «Ваза с цветами».
Занятие № 18 «Маленькое семечко»
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Игра «Выборы».
3.Слушане сказки «Маленькое семечко»
4. Обсуждение сказки.
5. Игра «Повадырь»
6. «Закончи предложение».
Я думаю...
Я иногда... Я очень... Я рад...
7. « Болото».
8. Рефлексия. «Ваза с цветами».
Занятие № 19 «Мальчик- золотой хохолок, девочка- золотая коса»
1. Приветствие
2. Упражнение «Мой сказочный остров ».
3.Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия. «Я тебя выбираю, потому что …»
4 .Игра со свечкой
5. Слушание сказки «».«Мальчик- золотой хохолок, девочка- золотая коса»
6. Обсуждение сказки.
7 . Игра «Шустрики - мямки».
8.Рефлексия «Ваза с цветами»
Занятие № 20 « Чайка по имени Долли»
1. Приветствие.
2. Упражнение «Какой Я. Скажи всем»
3. Чтение сказки «« Чайка по имени Долли»
4.Беседа по содержанию сказки.
5.Рисунок « Мое любимое время года».
6.Обсуждение рисунков.
7. «Хвасталки». Дети рассказывают о своих достижениях.
8 . Рефлексия. «Сказочные домики».
Занятие № 21 «Сказка о вороненке»
1. Приветствие.
2. Упражнение «Художник»
3. Чтение сказки «Сказка о вороненке»
4.Беседа по содержанию сказки.
5. Упражнение «Моя мама…»
6. Игра «Веселый счет»
7. Игра «Великаны и гномы».
8. Рефлексия «Солнце, елка, туча»
Занятие № 22 «Сережа»
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2.Упражнение « Какой я ребенок».
3.Слушание сказки «Сережа».
4.Обсуждение сказки.
5. «Эмоции»
6.Игра «Ладошки».
7.Игра «Кого не стало».
8.Рефлексия. «Вазы с цветами
Занятие № 23 «Про ежика Васю»
1. Приветствие.Круг.
2. Упражнение «Догонялки»
3. Слушание сказки «Сказка про ежика Васю»
4. Упражнение «Плач»
5. Упражнение «Семья»
6. Упражнение «Ваза»
7. Рефлексия «Лепестки»
Занятие № 24 «Приключение медвежонка»
1. Приветствие.Круг.
2 .Упражнение «Филин»
3.Упражнение « Волшебные слова»
4.Упражнение «Мама называет меня ласково…..»
5.Слушание сказки «Приключение медвежонка»
6.Обсуждение сказки.
7. работа с бросовым материалом. Изготовление подарка для мамы.
8. Рефлексия. Ваза с цветами.
Занятие № 25 «Айога»
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Игра « Великаны, гномы».
3. Упражнение « Мне у тебя нравится то, что….».
4. Слушание сказки «Айога».
5. Обыгрывание сказки.
6. Игра «Кого не стало»
7.Упражнение «Статуя».
8. Рефлексия. «Ваза с цветами».
Занятие № 26 «Три бобовых зернышка»
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Игра « Море волнуется».
3. Упражнение «Мой папа….».
4. Слушание сказки «Три бобовых зернышка»
5.Обсуждение сказки
6. Игра «Пауки и мухи».
8. Рефлексия. «Ваза с цветами».
Занятие № 27 «Создание лесной школы»
1.Ритуал приветствия.Круг.
2. Игра «Кого не стало»
3.Упражнение «Статуя».
4.Слушание сказки «Создание лесной школы»
5.Обсуждение сказки.
6. Работа над рисунком «Лесная школа»
7.Рефлексия. Солнце.Туча.Елка.
Занятие № 28 «Букет для учителя»
1.Ритуал приветствия.Круг.
2. Игра « Арам-Шим-Шим»
3. Слушание сказки «Букет для учителя».
4.Обсуждение сказки.
5. Упражнение «Мастера»
6. Упражнение «Цветы».
7. Изготовление подарка для педагога.
8.Выставка работ.
9.Рефлексия.
Занятие № 29 «Смешные страхи»
1.Приветствие. Круг.
2. Упражнение «Я боюсь»
3. «Нарисуй свой страх»
4. «Избавься от своего страха».
5.Прослушивание сказки «Смешные страхи».
6. Обсуждение сказки
7. Игра «Молодые волки».
8.Рефлексия.
Занятие № 30 «Морковка»
1.Приветствие. Круг.
2. Упражнение «Я люблю…»
3.Слушание сказки «Морковка».
4.Обсуждение сказки «Морковка».
5.Работа над рисунком «Моя учительница».
6.Выставка работ.
7. Рефлексия «Круги»
Занятие № 31 «Совесть»
1. Приветствие. Ритуал приветствия.
2. Игра « Ладошки».
3. Упражнение « В школе….».
4. Слушание сказки «Совесть».
5. Обыгрывание сказки.
6. Игра «Веселый счет»
7.Упражнение «Поводырь».
8. Рефлексия. «Ваза с цветами».
Занятие № 32 «Школьные правила»
1. Приветствие
2. Упражнение «Моя школа-это ».
3.Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия. «Я тебя выбираю, потому что …»
4 .Игра «Слушай меня».
5. Слушание сказки «Школные правила»
6. Обсуждение сказки.
7 . Игра «Шустрики - мямки».
8.Рефлексия «Ваза с цветами»
Занятие № 33 Диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.
IХ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2001. - 144 с.
- . Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М., 2002. - 325 с.
- Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). — СПб.: Речь, 2002. – 292 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 240 с.
- Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М.: «Киасс», 1996. - 320 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. - 596 с.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. - С. 53-58.
- Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»: Прогресс; М.; 1990. - 235 с.
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.
- Развивающая сказкотерапия / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева — СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
- Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева — СПб.: Речь, 2007. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)
Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...
Авторская программа "Я, родители и дети".
Это программа совместной деятельности учителя, родителей и классного коллектива....
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))
Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Студия Мульти-Пульти" (для детей 8-11 лет)"
Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смо...
Авторская программа по предшкольному обучению детей ИЗО
Программа может быть использованhttp://nsportal.ru/node/add/bookа на занятиях по предшкольной подготовки детей, а также на занятиях в детских садах....
Авторская программа по здоровьесбережению детей, учащихся начальных классов. "Сохраним здоровье""
Данная программа посвящена актуальной проблеме в области сохранения здоровья детей в системе специального образования и являеться результатом обобщения опыта работы воспитателя(учителя) с детьми, имею...