Работа с упрямством. Конкретные рекомендации для развития воли.
статья

Дудко Наталья Викторовна

Упрямство — нерациональная настойчивость. Упрямый человек готов преодолевать препятствия, на которые расходуется больше сил или ресурсов, чем стоит достижение цели. Основой упрямства бывает инертность психических процессов, неспособность переключать внимание на другие цели. Не меньшее значение имеет воспитание. Особенно важно преодолеть упрямство у детей. Привычка настаивать на своём, закреплённая в детстве, становится трудноустранимой в зрелом возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upryamstvo.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Упрямство — нерациональная настойчивость. Упрямый человек готов преодолевать препятствия, на которые расходуется больше сил или ресурсов, чем стоит достижение цели. Основой упрямства бывает инертность психических процессов, неспособность переключать внимание на другие цели. Не меньшее значение имеет воспитание. Особенно важно преодолеть упрямство у детей. Привычка настаивать на своём, закреплённая в детстве, становится трудноустранимой в зрелом возрасте.

Упрямство у детей младшего школьного возраста

Упрямство у детей 7 лет связано с успешностью адаптации к новому образу жизни, началом школьного обучения. В это время нужно уделить особое внимание нагрузке на нервную систему, связанную с усвоением новой информации, требованиями к дисциплине. Она может превышать пределы приспособляемости, истощая ресурсы мозга маленького человека, что в итоге вызовет неадекватную реакцию между силой раздражителей и ответом на них.Упрямство детей 8 лет несколько усиливается, однако, успешно трансформируется в положительные волевые качества, нужно лишь направить энергию на достижение учебных и воспитательных целей. Заложив основы дисциплины, нужно стремиться заинтересовать детей новыми задачами. Они должны действовать не по принуждению, а благодаря собственной мотивации. После преодоления периода «втягивания» в учёбу, достигнутые результаты закрепляются, и при необходимости корректируются в последующие годы.

Правила воспитания упрямых детей

  1. Стремиться предоставлять ребёнку возможности для самоутверждения, чаще интересоваться его мнением.
  2. Глубже понимать внутренний мир ребёнка. Корректировать мотивацию на основе результатов поведения.
  3. Не акцентировать внимание на проявлениях упрямого поведения.
  4. Не потакать капризам, но и не подавлять в жёстком авторитарном стиле.
  5. При подвижном типе темперамента бесполезно пытаться замедлять действия детей, а при инертном — подгонять. Это может спровоцировать противодействие.
  6. Поощрять при положительных изменениях в поведении.
  7. Не придираться к мелочам.
  8. Нежелание выполнять обязанности преодолевать в игровой форме, превращая скучный процесс в нечто увлекательное.
  9. Не употреблять негативную лексику, по возможности заменять слова обозначающие отрицательные качества на положительные аналоги.
  10. При наказании объяснять ребёнку, за что он наказан, иначе он почувствует несправедливость, и эффект резко снизится.
  11. Применять игры, требующих развития нравственных и дисциплинирующих качеств.
  12. Чаще показывать свою любовь.
  13. Быть примером в поведении.

Воспитание воли младших школьников

Воля – это  сознательная саморегуляция поведения,  проявляющаяся в преднамеренной  мобилизации поведенческой активности на достижение целей. Если воля не крепка, то никакие запасы знаний не будут иметь значения, потому что человек будет слабым, бездеятельным. Как же воспитать волю младших школьников? Психологи рекомендуют формировать у школьников следующие волевые привычки:

  1. привычку к регулярному труду,
  2. к физической и гигиенической культуре (в том числе к утренней гимнастике, физическим упражнениям, двигательной активности),
  3. к сдержанности в острых эмоциональных ситуациях, привычку быть обязательным в отношениях с людьми.

В основе всех этих привычек лежит готовность к мобилизации, к напряженной деятельности.

Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем, в нём есть немало и неинтересного, подчас даже трудного. Именно в этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью, воспитывает волю, развивает волевые качества личности школьника.

Развитие воли осуществляется в 3 направлениях:

1.Преобразование непроизвольного психического процесса в произвольный процесс.

2.Обретение человеком контроля над своим поведением.

3.Выработка волевых качеств личности.

В процессе учебной деятельности учитель имеет возможность на каждом уроке воспитывать волю школьника, направляя его на выполнение целей урока. На уроке учащийся должен быть внимательным, а для этого ему необходимо преодолевать свои желания, не отвлекаться от работы, делать усилия над собой в тех случаях, когда постороннее, порой очень интересное, привлекает его. Школьник должен на уроке запоминать, припоминать, узнавать, воспроизводить материал, обдумывать его, решать задачи,— все это требует от него затраты волевых усилий. Учебная работа перестраивает всю психическую деятельность учащегося, воспитывает, чувство ответственности, долга, а это помогает ему преодолевать трудности учения, подчинять свои желания требованиям долга и поставленной цели. В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. Большие возможности для развития самостоятельности учащихся имеет учитель на уроке и во внеурочной работе. Важное волевое качество младшего школьника — сдержанность. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. В первое время дети нарушают правила поведения чаще потому, что не умеют сдерживать себя и не имеют соответствующих привычек. Надо разъяснять и показывать, как вести себя правильно, тренировать в правильном поведении. Детям недостаточно только словесного указания. Вследствие конкретного характера их мышления они нуждаются в показе; ребенок должен знать не только, что делать, но и как делать. Позже у младшего школьника появляется умение сдерживаться, подчиняться режиму жизни школы и распорядку после школы, организовывать выполнение домашних заданий и свой досуг. Этого настоятельно требует от ученика вся школьная жизнь. Для воспитания у школьников волевых усилий нужно использовать как обычные условия учебных занятий, так и создавать специальные. Например, уже во 2 классе необходимо и на уроках, и на внеклассных занятиях, проводить специальные беседы по воспитанию воли, характера, необходимо помочь ученикам составить индивидуальную программу по самовоспитанию. Учитель добивается, чтобы ребенок добросовестно выполнял правила для учащихся, прилежно учился.


Добиться воспитания у детей волевых качеств только в стенах школы нелегко. Это слишком длительный процесс, а ученики сравнительно немного времени проводят под руководством учителя. Поэтому необходима совместная работа педагога с родителями. Родителям надо давать рекомендации о том, как воспитывать у ребенка волевые качества, говорить о разумной требовательности к детям, напоминать о режиме дня, об укреплении здоровья школьника, о приучении его к посильному участию в работе по дому.

Родители, стремящиеся воспитать волю у ребёнка,должны соблюдать следующие правила:

  1. Не делать за ребёнка то, чему он должен научиться;
  2. активизировать самостоятельную деятельность ребёнка, вызвать у него чувство радости от достигнутого;
  3. учить ребёнка самостоятельно принимать разумные решения, добиваться осуществления принятых решений.

Наряду с положительными волевыми качествами у детей этого возраста иногда развиваются и отрицательные черты личности, проявляющиеся как стремление сопротивляться влиянию взрослых и противодействовать им. Ребенок стремится добиться своей цели, исполнения своего желания: капризничает, настаивает на своем, и если ему это удается неоднократно, то подобная форма поведения закрепляется и становится привычкой. Так развивается упрямство. Наблюдается у младшего школьника и негативизм — ничем не мотивированное отрицательное отношение к требованиям взрослых и стремление делать противоположное этим требованиям. Все эти отрицательные качества младшего школьника проявляются избирательно только по отношению к определенным лицам и только в определенной обстановке. Негативизм и упрямство не являются врожденными качествами, они — следствие плохого воспитания..
Воля воспитывается и в труде. Воспитать у ребенка привычку работать, воспитать у него правильный стиль труда и умение делать постоянные волевые усилия — значит помочь ему воспитать волю. Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Способность к упорному труду, если она не заложена в младшем школьном возрасте, позже вряд ли разовьется в полной мере. Чем старше будет ребенок, тем больше потребуется от него воли, упорства в учении, во всех других видах деятельности. Вот почему нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Если он выполняет задания без особого труда, надо дать ему работу, которая потребует от него трудового усилия. Воля может развиться лишь при условии, если у ребенка есть препятствия, которые необходимо преодолеть. Если же перед ним ставятся лишь очень легкие для него задачи, его воля не тренируется. Умея правильно оценить свои возможности, говоря себе — «я могу», учащийся начинает верить в свои силы. Все это — предпосылки развития воли. Важно, чтобы родители не упустили те годы жизни ребенка, когда закладываются волевые качества человека. Гораздо легче правильно воспитать ребенка, чем перевоспитывать его. Перевоспитание требует больше сил, знаний и терпения, не каждый родитель с этим справится. Родители приучают ребенка убирать свои книги, вещи на место, делать зарядку по утрам, чистить зубы, убирать постель, вовремя вставать и ложиться, готовить домашние задания. Они продумывают постоянные обязанности ребенка по дому и контролируют их выполнение.     Сначала ребенку приходится напоминать о правилах поведения в школе и дома. Потом начинается следующий этап формирования волевых привычек — этап «втягивания», когда воспитанник выполняет все требуемое без напоминаний, но еще возможны срывы — нежелание делать зарядку или вовремя сесть за уроки. На третьем этапе у ребенка появляется потребность в выполнении режима дня. Это значит, что у него возникла волевая привычка. Установлено, что для выработки привычки к соблюдению правил гигиены достаточно от 5 до 10 недель, а для формирования привычки к сосредоточенному интеллектуальному труду нужны годы. Отсюда следует, что учителю и родителям нельзя ослаблять внимание к воспитанию упорства в интеллектуальном труде на протяжении всех лет обучения детей в школе. Но зато, если удалось эту привычку создать, она уже автоматически будет срабатывать в течение всей последующей жизни воспитанника.

Конкретные рекомендации для развития воли.

Для закалки воли можно выбрать  упражнение «Будильник». После звонка будильника сначала он может сосчитать до 35 и только после этого встать. Каждые два дня эта цифра убавляется на 10 единиц. Через два дня надо считать уже до 25, через 4 — до 15, а через неделю вставать, досчитав до 5; мысленно произнести: «1, 2, 3, 4,5 » — и встать. Эти упражнения очень легкие, рассчитанные на то, что школьник справится с ними и поверит в то, что может тренировать свою волю.

Когда он их освоит, можно перейти к более трудному упражнению —

 «Письменный стол». Детям поручается сесть дома за выполнение домашних заданий в строго намеченное ими самими время и через 30 или 40 минут встать из-за письменного стола, сделать 20-минутный перерыв.

Затем можно предложить школьникам тренироваться в соблюдении режима дня: своевременном возвращении с прогулки, выполнении в срок домашних заданий и т. д.

Научите ребёнку мысленно приказывать себе: «Надо это сделать, довести до конца», «Все, хватит смотреть телевизор, надо браться за дело», «Подъем!», убеждать себя: «Я справлюсь», «Я смогу, сумею».

Развитие воли — сложная, но в то же время исключительно важная задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воли в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическая проблема

Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определ...

Методические рекомендации по развитию у учащихся звукобуквенного анализа и синтеза (из опыта работы).

Данный материал содержит эффективные практические виды упражнений, подобранные в системе работы логопеда ,  позволяющие развивать  и совершенствовать навыки анализа и синтеза для коррекции п...

Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности....

Методические рекомендации по работе с детьми имеющими множественные нарушения развития 3-18 лет.

Разработана программа "Я хочу с вами говорить" для детей от 3 до 18 лет.  Срок реализации программы 1 год....

Методические рекомендации по работе с детьми с множественными нарушения развития 3-18 лет.

Программа логопеда социально-реабилитационного центра "Я хочу с вами говорить"...

Тест для определения развития воли для учащихся начальных классов.

Одно из составляющих любой успешности – умение отказать себе в удовольствиях. А для этого нужно волевое усилие или сила воли. Что такое воля? Это умение человека регулировать свое поведение, упр...

Условия развития воли младших школьников средствами подвижных игр

Условия развития воли младших школьников средствами подвижных игр...