Методические рекомендации по работе с детьми имеющими множественные нарушения развития 3-18 лет.
учебно-методический материал по логопедии
Разработана программа "Я хочу с вами говорить" для детей от 3 до 18 лет. Срок реализации программы 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prohorova_p.m.doc | 337.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов
Калининского района Санкт-Петербурга»
ПРИНЯТА: Педагогическим советом СПБ ГБУСОН «ЦСРИиДИ Калининского района» Протокол № _____ от «____»_______________201___г. | УТВЕРЖДЕНА: Приказом № ______ от «_____»_____________201____г. по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ Калининского района» Директор _____________Яцышин С.М. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
«Я хочу с вами говорить»
Возраст учащихся: 3-17лет
Срок реализации: 48 часов
Разработчик:
Прохорова П.М., логопед
Санкт-Петербург
2018
№ | Оглавление | № стр. |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебный план | 8 |
3 | Календарный учебный график | 8 |
4 | Рабочие программы | 8 |
4.1 | Рабочая программа 1. Формирование коммуникативных навыков у детей–инвалидов с отсутствием речи. | 8 |
4.2 | Рабочая программа 2. Коррекция нарушений устной речи у детей-инвалидов дошкольного возраста. | 11 |
4.3 | Рабочая программа 3. Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей-инвалидов школьного возраста. | 15 |
5 | Система контроля результативности обучения | 19 |
6 | Перечень нормативно-правовых и методических документов | 19 |
7 | Перечень литературных источников | 19 |
Приложения | 21 |
1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями развития «Я хочу с вами говорить» (далее – Программа) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петербурга»
- Уставом Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского района Санкт-Петербурга», утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 01.12.2015 № 1334;
- Лицензией № 2928 от 24.04.2017 на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования (дополнительное образование детей и взрослых), предоставленной на основании распоряжения Комитета по образованию от 24.04.2017 №1429-р;
- Положением о проектировании, принятии, утверждении и реализации дополнительной общеразвивающей программы, утвержденным Приказом № 124/01 от «21» сентября 2017 года по СПб ГБУСОН «ЦСРИиДИ Калининского района».
Направленность Программы: социально-педагогическая.
Актуальность Программы: данная программа предназначена для работы с детьми инвалидами имеющими различные нарушения развития. Многие дети не могут посещать детские образовательные учреждения, часть из них посещают несколько коррекционно-развивающих занятий в неделю, некоторые школьники обучаются на дому. Круг общения этих детей ограничивается семьёй и знакомыми семьи. В связи с этим дети испытывают дефицит общения, который порождает негативизм, агрессию и элементарное неумение общаться с окружающими. У таких детей часто речь отсутствует, но если она сохранена, то бедна, не выразительна и с грубыми нарушениями всех сторон речи. Процесс развития коммуникации, является важным условием для социализации ребенка, поэтому программа направлена на развитие коммуникативных навыков, коррекции нарушений устной и письменной речи детей дошкольного и школьного возраста.
Отличительные особенности Программы:
Программа представляет собой систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование у детей коммуникативных навыков и коррекции речевых нарушений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Дети с особенностями развития и множественными нарушениями, с раннего возраста имеют проблемы с общением, из-за частого изолирования от общества.
Дети-инвалиды, на которых рассчитана программа имеют широкий спектр отклонений: дети с задержкой психического развития, моторной и сенсорной алалией, различные степени умственной отсталости, синдром Дауна, ранний детский аутизм, ДЦП, множественные нарушения развития.
Речевое развитие у детей - инвалидов с разными видами нарушения развития имеет свои специфические особенности. У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается системное недоразвитие речи, которое может быть легкой, средней и тяжелой степени выраженности. При тяжелой степени системного недоразвития речи у детей грубое, полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие простых форм фонематического анализа, ограниченный запас пассивного и активного словаря, формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.
При системном недоразвитии речи средней степени тяжести
у детей - инвалидов с интеллектуальными нарушениями грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, ограниченный лексический запас, выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении предложно-падежных окончаний, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного, несформированность словообразовательной функции, отсутствие или недоразвитие связной речи.
Системное недоразвитие речи легкой степени, характеризуется стойкими нарушениями звукопроизношения, недоразвитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Аграмматизмы проявляются в сложных формах словоизменения: в предложно-падежных конструкциях, в согласовании прилагательного и существительного в падежах. Нарушена функция словообразования, недостаточная сформированность связной речи, при пересказе наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушается передача последовательности событий.
У детей с нарушением слуха отмечаются фонетико-фонематические нарушения, затруднена слуховая дифференциация звуков, затруднено формирование звукопроизношения гласных и согласных звуков из-за неполноценной работы речеслухового и речедвигательного анализаторов. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер и имеет сложную сенсомоторную обусловленность. Развитие лексико-грамматической стороны речи отстает от нормы, ввиду невозможности дифференцированного восприятия на слух близких
по звучанию слов и нечеткость восприятия безударных частей слов, нарушена звуко-слоговая структура слов. Ограниченность словарного запаса у слабослышащих детей приводит к неточности употребления слов, к расширению их значения. Недоразвитие грамматического строя речи замедляет овладение связной речью. Аграмматизмы встречаются при согласовании слов, в неправильном употреблении падежных окончаний.
При нарушении деятельности зрительного аппарата у слепых
и слабовидящих детей речевое развитие имеет специфические особенности. Расстройство речи слепых и слабовидящих детей является сложным и многообразным дефектом, по степени выраженности и по структуре.
Речевые нарушения у слепых и слабовидящих детей носят системный характер. Дефицит предметных образов негативно сказывается на формировании речевого высказывания, правильного грамматического конструирования предложения. Как один из факторов обуславливающих уровень речевого нарушения, выделяется время проявления зрительного дефекта.
Дети-инвалиды с расстройствами аутистического спектра имеют нарушения коммуникативной сферы. Отклонения в речевом развитии – один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. У таких детей грубо нарушено понимание обращенной речи, отсутствует экспрессивная речь, дети не поддерживают контакта глаз, имеют сенсорные нарушения. Отмечаются расстройства психоэмоциональной и волевой сферы, нарушения интеллектуального развития. Формирование предметно-практической деятельности затруднено, склонны к стереотипиям, часто они выглядят отрешенными от действительности. Их поведение называют «полевым», они как - бы вскользь дотрагиваются до предметов, не задерживают на них внимания и не манипулируют ими. Дети не стремятся к общению ни со сверстниками, ни с взрослыми. Тяжесть речевых нарушений напрямую связана со степенью выраженности РАС.
У детей-инвалидов с двигательными нарушениями развития одним из симптомов заболевания является нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органическим нарушением иннервации речевого аппарата – дизартрия. Дизартрия возникает вследствие поражения определенных отделов центральной нервной системы, что вызвано нарушением мозгового кровообращения, травмами мозга, воспалительными процессами и т. др. У детей с детским церебральным параличом,
в зависимости от локализации очага повреждения выделяют дизартрии корковые, подкорковые, мозжечковые, бульбарные и псевдобульбарные.
По степени тяжести дизартрию делят на тяжелую степень – анартрия (полный паралич речедвигательных мышц), среднюю степень тяжести и на стёртую форму дизартрии, при которой нарушение легко выражено.
Речь детей с дизартрией смазанная, нечеткая, грубые нарушения звукопроизношения делятся на антропофонические (искажения звуков)
и фонологические (отсутствие, смешение, замены звуков). Страдает не только общая моторика у детей, но и артикуляционная, мимическая, тонкая. Движения языка ограничены, затруднено удержание артикуляционной позы, мягкое нёбо малоподвижно, вследствие этого голосу придается носовой оттенок, затруднены акты жевания и глотания, выраженное слюнотечение. При дизартрии, также нарушен мышечный тонус (гипотонус, гипертонус, дистония), характерны насильственные движения (гиперкинезы) и оральные синкенезии, которые усиливаются при произвольных движениях.
При системном подходе к анализу речевых нарушений дизартрии
выявляется как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, так и общее недоразвитие речи.
Нарушение коммуникативной функции у детей с ДЦП обусловлено
не только проблемами вербализации, но и особенностями эмоционально-волевой-сферы (негативизм, инфантильность, бурные аффективные вспышки, капризность, тревожность и т.д.), особенностям когнитивного развития, а также физическими возможностями детей.
Программа построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, педагогических, нейропсихологических исследованиях таких авторов как: Р.И. Лалаева, Л.С Волкова, М.Ф. Фомичёвой и др.
К основным принципам относятся:
- деятельностный,
- онтогенетический,
- принцип комплексного подхода;
- системности и последовательности;
- обще дидактические принципы.
На обучение по программе зачисляются дети-инвалиды имеющие нарушение устной и письменной речи различной степени тяжести. Процесс работы строится с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Занятия индивидуальные, в редких случаях подгрупповые до 3 человек.
Основные направления индивидуальной работы:
- Развитие мимической и артикуляционной моторики;
- Развитие правильного речевого дыхания;
- Совершенствование просодической стороны речи;
- Коррекция звукопроизношения;
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи;
- Развитие лексико-грамматической стороны речи;
- Обогащение и активизация словаря;
- Развитие связной речи.
При работе в подгруппе формируется навык коллективной работы, развивается диалогическая речь, а также навык самоконтроля и самооценки.
Программа предусматривает обязательную диагностику каждого ребёнка, систему коррекционных занятий, консультирование родителей и ближайшего окружения ребёнка.
Адресат Программы: дети-инвалиды 3-17 лет с нарушениями развития.
Цель Программы: формирование коммуникативных навыков и приёмов речевого взаимодействия у детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста для дальнейшей интеграции в общество.
Задачи Программы:
- диагностика речевого развития ребёнка и сбор анамнеза;
- выявление компенсаторных возможностей и прогнозирование результата работы;
- выбор программы для логопедической работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка;
- адаптация методик и приёмов работы, составление индивидуального маршрута для каждого ребёнка-инвалида;
- логопедическое сопровождение детей и консультирование родителей посещающих Центр.
Методы логопедического воздействия:
- Практические
Игровая деятельность
Упражнения (подражательно-исполнительская деятельность, творческая по инструкции)
Моделирование
- Наглядные
Рассматривание (предметов, рисунков)
Показ действия, образца
Демонстрация схем, таблиц
Просмотр видео, слайдов и т.п.
- Словесные и словесно-наглядные
Проговаривание слов, словосочетаний, предложений
Заучивание стихов и текстов
Составление рассказов с опорой на наглядность
Пересказ
Чтение
Беседа с опорой на знания и опыт ребёнка
Основные формы логопедического воздействия:
-диагностика речевых навыков;
-компенсация (выявление потенциальных возможностей);
-коррекция (нарушений);
-обучение (приёмам речевого взаимодействия);
-адаптация (в общество).
Условия реализации Программы:
Программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания.
Объем учебного времени составляет 48 часов без учета каникулярного времени.
Режим занятий рассчитан на одно занятие в неделю, время занятия составляет 15-30 минут в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей учащихся.
Материально-техническое обеспечение Программы:
Дидактический материал и оборудование
- Доски и рамки – вкладыши: «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Геометрические фигуры» и др.
- Доски Сегена с вкладышами, с вложенными фигурками и др.
- Мелкие резиновые, пластмассовые, пенопластовые игрушки, игрушки-пищалки и др.
- Мягкие кубики, деревянные, пластмассовые кубики.
- Музыкальные инструменты, синтезатор, барабан и др.
- Заводные игрушки, машинки разного цвета и размера.
- Интерактивные игрушки
- Коробки – вкладыши с отверстиями, мисочки и другие ёмкости для раскладывания мелких игрушек.
- Пирамидки с разным количеством колец и разного размера, матрешки.
- Куклы разного размера и из разных материалов (пластик, резина, материя).
- Спортивные резиновые и модульные мячи и др.
- Музыкальный центр с дисками детских песенок.
- Разрезные картинки;
- Деревянные доски и рамки - вкладыши,
- Мягкие конструкторы, пирамидки разного размера,
- Шнуровки, логические мозаики, тряпичные куклы, одевающиеся на пальцы, на ладонь;
- Матрешки, машинки, ёмкости с фасолью, горохом, манкой и другими сыпучими продуктами, детские музыкальные инструменты (бубен, треугольник, барабан, синтезатор и др.).
- Принадлежности для рисования (карандаши, краски (пальчиковые, акварельные), кисточки, пластилин, и др.
- Настольные игры, пазлы, головоломки
- Игры по авторским методикам (блоки Дьеныша, палочки Кюзинера, кубики Никитина)
- Музыкальные книги;
- Магнитная мозайка;
- Магнитная азбука;
- Обучающие плакаты;
- Кинестетический песок;
- Логопедические лото
2. Учебный план
Программа состоит из 3 рабочих блоков для различных категорий детей.
1 блок: Формирование коммуникативных навыков у детей–инвалидов с отсутствием речи (48ч)
2 блок: Коррекция нарушений устной речи у детей-инвалидов дошкольного возраста(48ч)
3 блок: Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей инвалидов школьного возраста.
Планируемые результаты
К концу обучения ребенок должен:
- Адекватно реагировать на обращённую речь и выражать эмоциональный (или речевой) отклик;
- Владеть приёмами речевого (или альтернативного) взаимодействия с окружающими;
- Планировать свою речевую деятельность сообразно целям, условиям и ситуации;
- Владеть всеми сторонами речевой деятельности: фонетической, лексической, грамматической, связной, письменной (для школьников).
Планируемый результат:
Каждый ребёнок должен достигнуть возможного для него уровня речевого развития и владеть приёмами речевого (или альтернативного) взаимодействия с окружающими, что обеспечит его успешную социальную адаптацию.
3. Календарный учебный график
Уровень обучения | Дата начала обучения по Программе | Дата окончания обучения по Программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
Формирование коммуникативных навыков у детей инвалидов с отсутствием речи | В соответствии с ИППСУ | 48 | Одно занятие в неделю, время занятия составляет 15-30 минут в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей учащихся | ||
Коррекция нарушений устной речи у дошкольников | 48 | ||||
Коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников | 48 |
4. Рабочие программы
4.1. Рабочая программа (1 блок)
«Формирование коммуникативных навыков у детей-инвалидов с отсутствием речи»
Задачи:
- Диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков;
- Развитие всех психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
- Развитие правильного речевого дыхания;
- Развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики;
- Развитие понимания обращённой речи;
- Формирование навыков речевого взаимодействия и приёмов реагирования на речь;
- Развивать голосовые реакции (начиная с гласных звуков, затем слоги и отдельные слова) основываясь на подражании речи взрослого;
- Развивать умения совместной деятельности со взрослым и сверстниками;
Разделы | № занятия | Содержание логопедической работы |
1 раздел | 1-16 занятие | Важной составляющей этого периода обучения является развитие всех психических процессов. Работа над усидчивостью, концентрацией и устойчивостью внимания, пониманием инструкции и отклик на неё. Для этого используем дидактические пособия и игры (доски Сегена, вкладыши, стаканчики, пирамидки, разрезные картинки). Материал подбирается с учётом возраста ребёнка и его возможностей. Начинаем работу по развитию артикуляционного аппарата и мимики. Лёгкий массаж лица и рук, проговаривание частей лица и тела. Побуждаем к повторение движений за логопедом перед зеркалом. Необходимо побуждать детей к эмоциональному отклику на выражение лица взрослого, инструкцию, поддержание зрительного контакта, понимание простых жестов. Вызывать у ребёнка желание общаться посредством жестов и вокализаций. Создание ситуаций, в которых дети совместно с педагогом знакомятся с разнообразными средствами эмоциональной выразительности: мимика, жесты, голосовые реакции. Проводятся игры направленные на обучение детей жестам, умению повторить их по подражанию и в дальнейшем целенаправленно использовать их для взаимодействия (указательный жест и др.). Игры типа «Ладушки», «Ку-ку», «Коза рогатая», «Сорока-ворона», направлены на развитие и имитацию простых жестов, слов, действий. Особое внимание уделяется играм, обеспечивающим появление у ребенка реакции на собственное имя, узнавание самого себя в зеркале, изучение частей собственного тела и соотнесение их со словами (голова, глаза, нос, рот и др.). Формирование у детей понимания словесных инструкций («где?», «дай», «на»). Речевые упражнения на развитие у детей умения произносить лепетные слова, имеющие предметную соотнесенность (мама, папа, баба, тетя, ав-ав, мяу, му и т.п.). Обучение детей выполнять отдельные движения руками, выполнять две-три инструкции: «дай мне», «возьми», «покачай», «положи» и т.п. По напоминанию взрослых, используя вербальные и невербальные средства общения, обучать детей здороваться и прощаться. Формирование правильного дыхания и осанки: глубокого диафрагмально-реберного дыхания, бесшумного вдоха и плавного выдоха через рот. Развитие слухового восприятия, внимания к речи окружающих взрослых и сверстников, обучать умению определять местонахождения источника звука. Учить пониманию одноступенчатой инструкции, развивать способность слушать речь взрослого во время чтения маленьких стишков, потешек, сказок. Игры и упражнения на формирование и уточнение правильной артикуляции звуков (а, о, и, у) в изолированной форме (малыш плачет: Развитие силы голоса, пропевание гласных звуков, с дирижированием. Занятия проводятся утрированно эмоционально, с многократным повторением отдельных моментов.
|
II раздел | 17-32 занятие | Во втором разделе занятий работа направлена на закрепление приобретенных навыков и на стимулирование голосовых реакций в ходе совместной работы с педагогом. Продолжается работа над развитием всех психических процессов. Работаем над речевым дыханием и развитием мелкой моторики (шнуровки, вкладыши, пластилин, карандаши). Развиваем артикуляционный аппарат и мимику. Перед зеркалом выполняем по подражанию простейшие упражнения (открой рот, покажи язык, улыбнись, нахмурь брови и т.п) Развитие слухового внимания и памяти. Пальчиковые игры (речь с движением). Вокализация простых звуков и слогов, звукоподражание. Предъявляет примеры тактильных реакций (гладит по голове, берет за руку, хлопает Обучение пониманию речевых сигналов, жестов. Обучать детей коммуникативным средствам Проводятся игры развивающие выразительность мимических мышц, способность разглядывать собственную мимику и подражать взрослому. Развитее телесного контакта со взрослым: брать ребенка на руки, гладить по голове, прижимать к себе, сопровождать действия ритмичными потешками Обучать детей манипулировать с предметами по подражанию и образцу («покорми куклу ложкой», «причеши куклу» и т.д.). |
III раздел | 33-48 занятие | В третьем разделе продолжаем работу по развитию психических процессов. Развиваем графо-моторные навыки (используем кисти, мелки, карандаши, фломастеры). Развитие слухового внимания и памяти. Пропевание звуков, изолировано и в слогах. Используем музыкальные и интерактивные игрушки. Работа над развитием артикуляционного аппарата и мимики. Работа по подражанию логопеду перед зеркалом. Вводим более сложные артикуляционные упражнения (трубочка, часики, качели, парус, мостик, молоточек и т.п) Продолжаем стимуляцию речевого аппарата с помощью массажа лица и рук. Во время занятий поощрять эмоциональные, вербальные и невербальные адекватные реакции ребенка на разные раздражители (визуальные, слуховые, тактильные). Обогащать сенсорный опыт ребенка, расширяя ассортимент игр и пособий, усложнять игровые ситуации. Привлекаем внимание ребенка и стимулируем Выявление предпочтений ребенка при выборе игрушек и предметной деятельности. Затем убираем Предоставление ребенку доступным способом, самостоятельного выбора игрушек из двух, трех предложенных. Обучаем ребенка простым правилам игры: начало игры, очередность выполнения действий, окончание игры (собираем, кладем в коробочку, убираем в шкаф, В ходе коррекционно-обучающей работы, педагог выявляет жесты, вокализации, мимические, пантомимические выражения, которые ребенок использует для выражения своих эмоций |
4.2 Рабочая программа (2 блок)
«Коррекция нарушений устной речи у детей-инвалидов дошкольного возраста»
разделы | № занятия | Содержание логопедической работы |
1 раздел |
| Задачи 1 раздела: Начинаем работу с развития и активизации артикуляционного аппарата, мимики, речевого дыхания.
Направления работы: Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Формирование грамматически правильной речи. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов: `та – та, та – `та, `та – та – та, та – `та – та. Соотнесение слова с заданной ритмической моделью: Различение звуков на слух: по твёрдости – мягкости; по глухости – звонкости; по месту образования Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа). Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»). Выкладывание из цветных фишек обратных слогов. Преобразование слогов. Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». Составление графической схемы слова. Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове. Умение давать качественную характеристику звуку. Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Составление предложно-падежных конструкций с использованием простых предлогов (на, в, около, над, под, перед, за) Словообразование (уменьшительно-ласкательные существительные, детёныши животных) Согласование существительных с числительными 2 и 5. Образование притяжательных прилагательных (лисий, волчий) Составление предложений из 3-4 слов по картинке. Обогощение глагольного словаря (картинки-действия) Заучивание небольших стихотворений и текстов (Б.Заходер, А. Барто и т.п) Подготовка к пересказу текста по опорным словам и наводящим вопросам. |
II раздел | 24 занятия | Задачи 2 раздела:
Направления работы Усвоение слов сложного слогового состава (сковорода, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.) Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.) Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу). Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Выкладывание из полосок схемы предложения. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение. Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья). Согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе Согласование числительных с существительными роде, числе, падеже (два стола, пять столов и т.п) Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; глаголов совершенного и несовершенного вида. Развитие умения подбирать родственные слова (лес, лесной, лесник.) Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки (пришёл, съехал, ушёл, вошёл) присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (какой) Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист) Многозначные слова. Закрепляем умение образовывать уменьшительно-ласкательной формы прилагательных (игра « Чей хвост») Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах Закрепление навыков составления и распространения предложений. Составление предложно-падежных конструкций с простыми и сложными предлогами (из-за, из-под и т.п) Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Составление предложений по опорным словам Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. Пересказ небольшого текста. |
4.3. Рабочая программа (3 блок)
«Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей-инвалидов школьного возраста»
Задачи:
- Диагностика уровня сформированности устной и письменной речи.
- Развитие артикуляционной моторики и мимики ребёнка;
- Коррекция звукопроизношения;
- Автоматизация поставленных звуков;
- Работа по развитию всех психических процессов;
- Развитие фонетико-фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- Развитие лексико-грамматической стороны речи;
- Развитие связной речи
- Развитие и коррекция письменной речи;
- Формирование и совершенствование графо-моторных навыков.
Блоки | № занятия | Содержание логопедической работы |
1 раздел | 1-16 занятие | 1.Коррекция звукопроизношения.
2.Коррекция и совершенствование фонетико-фонематической стороны речи.
3.Развитие и совершенствование психических процессов:
3. Формирование полноценных учебных умений:
4. Развитие связной речи с опорой на опыт ребёнка. 5. Развитие графо-моторных навыков. |
II блок | 17-32 занятие |
3. Формирование полноценных учебных умений:
4. Развитие умения пересказывать текст и составлять расказ. 5.Развитие и совершенствование графо-моторных навыков. |
III раздел | 33-48 занятие |
При коррекции чтения применяются упражнения для расширения поля зрения – числовые и буквенные пирамиды, различные таблицы с буквами, «Путаница»; игры на распределение внимания – «Найди спрятанное слово», «Волшебный коврик», складывание разрезных картинок, пазлов, работа с кубиками Кооса. При развитии сукцессивных процессов – игры на рядоговорение, выполнение многошаговых инструкций типа «Найди ключ», «Игрушки на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности). На развитие пространственных координаций – проводятся игры-тесты типа «Кулак-ребро-ладонь», пробы Хэда; на развитие фонематических процессов – отстукивание ритмов «Телеграфист», «Составь слово (по первым звукам, слогам)». Для развития мелкой моторики рук используются игры с пальчиками, графические диктанты, штриховки. Игры для развития мышления, требующие вербализации – на выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать, классифицировать (по изучаемым и изученным лексическим темам), установление логических связей, составление предложений, рассказов по серии сюжетных картинок, опорным словам и т.д. |
5. Система контроля результативности обучения
Программа предусматривает 48 занятий, включающих в себя три блока. По окончании каждого блока проводится диагностика речевого и коммуникативного развития, по результатам которой планируется коррекционно-развивающая работа последующего блока занятий.
Диагностика и оценка коммуникативного и речевого развития ребенка выполняется посредством заполнения карты обследования логопеда (см. Приложение 2).
6. Перечень нормативно-правовых и методических документов
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петербурга»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
- Закон Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 года N 717-135. О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге
7. Перечень литературных источников
- Агранович З.Е., Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой стрктуры слов у детей. – СПб., 2000
- Агранович З.Е // Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее диагностическое значение
в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент, 1989. - Власова Т. М., Пфафендрот А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие
для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. – 240 с. - Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 272с. (коррекционная педагогика).
- Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития
у детей с церебральным параличом – Л.: 1977. - Диагностика – развитие – коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью/ Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012. – 447с.
- Иншакова О.Б.. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Мамайчук И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами
в развитии – СПб.: Речь, 2003. – 400 с. - Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей
с церебральным параличом - М.: 1977. - Нищева Н.В.. Будем говорить правильно.С.П.:ДетствоПресс,2002
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
- Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Венчаковой. – СПб.: 2009.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Филичива Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: 2005.
- Филичева Т.Б, Т.В. Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000
- Филичева Т.Б., Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
- Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005.
Приложение 1
АНАМНЕЗ
1. Наличие речевых, нервно-психических и соматических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка _____________________________________________________________________________
2.Протекание беременности: ребенок от ___________ беременности
-характер беременности: токсикоз 1-ой, 2-ой половины беременности _________________________________
_____________________________________________________________________________________________
-перенесенные простудные, инфекционные, соматические заболевания 1-ой и 2-ой половины беременности
-применение медикаментов _____________________________________________________________________
-воздействие негативных факторов, хронических интоксикаций (алкоголь, никотин, наркотики) ___________
-психические, физические травмы) _______________________________________________________________
3.Протекание родов: роды срочные, досрочные ____________________________________________________,
-характер родов: стремительные, затяжные (длительный безводный период), родовспоможение ___________
-травмы, резус-конфликт _______________________________________________________________________
-вес и рост ребенка при рождении _______________________________________________________________
-крик сразу или нет ____________________________________________________________________________
-наличие асфиксий (белая, синяя), обвитие пуповиной ______________________________________________
-баллы по шкале Апгар _________________________________________________________________________
4. Раннее постнатальное развитие ________________________________________________________________
- вскармливание ______________________________________________________________________________
-раннее психомоторное развитие ________________________________________________________________
5.Перенесенные заболевания до года _____________________________________________________________
-после года ___________________________________________________________________________________
-травмы _____________________________________________________________________________________
-наблюдения и учет у специалистов
6.Речевое развитие: время появления гуления _________, лепета _____________, характер лепета _________
-первые слова _________________________________________________________________________________
-фразовая речь ________________________________________________________________________________
-особенности речевого развития _________________________________________________________________
-прерывание речевого развития __________________________________________________________________
-занимался ли с логопедом, результат ____________________________________________________________
Дата____________________ Подпись_____________________
Приложение 2
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ | ||||||
Диагностика и оценка коммуникативного и речевого развития ребенка Карта обследования логопеда | ||||||
1 | Ф.И. ребенка: |
|
|
|
|
|
2 | Дата рождения: |
|
|
|
|
|
3 | Слуховое восприятие | Дифференциация звучащих игрушек | Определение направления звучания игрушки | |||
|
| |||||
|
| |||||
4 | Зрительное восприятие | Узнавание реальных предметов | Узнавание предметов изображенных контурно-пунктирно, в условиях положения | |||
|
| |||||
|
| |||||
Буквенный гнозис (для младших школьников) | Буквенный гнозис в условиях зашумления | |||||
|
| |||||
|
| |||||
5 | Оптико-пространствен-ный гнозис и праксис | Знание схемы тела | Проба Хэда (с 6-7 лет) | |||
|
| |||||
|
| |||||
Складывание фигур из палочек (многоугольник, треугольник, квадрат) | Воспроизведение геометрических фигур по памяти (круг, треугольник, квадрат) | |||||
|
| |||||
|
| |||||
6 | Ручная моторика | Показать 2-ой и 3-ий пальцы на правой, левой руках | Показать 2-ой и 5-ый пальцы на правой, левой руках | |||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
Сложить пальцы в кольцо | "Здравствуй пальчик" (на правой, левой руках) | |||||
|
| |||||
|
| |||||
7 | Артикуляционная и мимическая моторика | Поднять брови вверх ("удивиться") | Нахмурить брови ("рассердиться") | Прищурить глаза | Надуть, втянуть щеки | |
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
Губы в улыбке | Губы "трубочка" | Губы "хоботок" | Вибрация губами | |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
Язык "широкий-узкий" | Кончик языка поднять, опустить, вправо, влево | "Качели" широкий язык на верхнюю губу, нижнюю | "Цоканье" | |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
8 | Характерист. голоса и просодического компонента речи | Громкость | Тембр голоса | Модуляция | ||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
Паузация | Употребляемые интонации | |||||
Повествовательная | Вопросительная | Побудительная | ||||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
9 | Импрессивная речь | 1. Пассивный словарь | 2. Понимание форм словоизменения | |||
Объем словаря | Точность понимания значения слов | С 4-х лет дифференциация ед.ч. и мн.ч. существительных | С 5-ти лет понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (в, на, под, за, около, перед) | |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
3. Дифференцияция форм словообразования с 5-ти лет | 4. Понимание словосочетаний простых и сложных предложений и связной речи | |||||
Уменьшительно-ласкательных существительных | Глаголов с различными приставками (ушел, вышел) | Словосочетаний | Простых предложений | Связной речи | ||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
10 | Звукопроиз-ношение | Звуки | Характер произношения звуков | |||
|
| Изолированно | В словах | Во фразах | ||
|
| Гласные |
|
|
| |
|
| А, О, У, Ы, И, Э |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Свистящие |
|
|
| |
|
| С, С', З, З', Ц |
|
|
| |
|
| Шипящие |
|
|
| |
|
| Ш, Ж, Щ, Ч |
|
|
| |
|
| Заднеязычные |
|
|
| |
|
| К, К', Г, Г', Х, Х' |
|
|
| |
|
| Переднеязычные |
|
|
| |
|
| Т, Т', Д, Д' |
|
|
| |
|
| Губные звуки |
|
|
| |
|
| П, П', Б, Б', Ф, Ф', В, В' |
|
|
| |
|
| Сонорные звуки |
|
|
| |
|
| Р, Р', Л, Л', М, М', Н, Н', Й |
|
|
| |
|
| Отметить: отсутствие звука, замена, дефектное произношение, назализированность | ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
11 | Фонетико-фонематический анализ, синтез, фонематическое восприятие | Фонематическое восприятие | ||||
1. Повторение слов с оппозиционными звуками с 4-х лет (па-ба, ба-на, на-га,та-на и др.) с 6-ти лет (ба-ба-па) | 2. Дифференциация по слуху звуков смешиваемых в произношении (миска-мышка, крыса-крыша, челка-щепка, косы-козы) | |||||
|
| |||||
|
| |||||
Фонематический анализ и синтез | ||||||
С 4-5 лет выделение заданного звука "М" и "Р" на фоне слов; выделение ударного гласного в начале слова | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
С 6-ти лет | ||||||
Определение первого согласного звука в слове | Определение последнего звука в слове | Определение последовательности звуков в словах | Определение кол-ва звуков в словах | |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
12 | Активный словарь | Конкретные существительные | Обобщающие понятия | Глагольный словарь (с 5-ти лет) | Прилагательные (с 5-ти лет) Антонимы (с 6-ти лет) | |
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
13 | Грамматический строй речи | Состояние словоизменения | ||||
С 4-х лет Употребление существительных ед.ч. и мн.ч. им. падежа | Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (в, под, на, за, перед, около) | Употребление словосочеткний числительных 2 и 5 с существительными | ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
Состояние словообразования | ||||||
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом | Образование названий детенышей животных (с 4-х лет) | Образование прилагательных от существительных (с 6-ти лет) | Образование приставок глаголов (с 6-ти лет) | |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
14 | Связная речь | Монолог | ||||
Рассказ | Пересказ | |||||
По сюжетной картинке | По серии сюжетных картинок | На материале русских народных сказок | ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
Диалог | ||||||
Умение задавать вопросы на основе личного опыта | Умеиие отвечать на вопросы, выслушивать вопросы | |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
15 | Коммуника-тивность | Легко устанавливает контакт | Инициативен в общении | Общение устойчивое | Избирательный негативизм | |
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
Логопедическое заключение по результатам | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Планирование индивидуальной коррекцонно-логопедической работы | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
I блок | ||||||
Динамика | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Рекомендации: | ||||||
| ||||||
| ||||||
II блок | ||||||
Динамика | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Рекомендации: | ||||||
| ||||||
| ||||||
III блок | ||||||
Динамика | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Рекомендации: | ||||||
| ||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"
В данном докладе вы узнаете о том, как поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...
МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга МАСТЕР-КЛАСС на совме...
МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга МАСТЕР-КЛАСС на совме...
Методическая рекомендация на тему: "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта".
Рекомендация для учителей- логопедов школ, учителей начальных классов коррекционных школ....
Презентация на тему "Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях общеобразовательного класса"
В презентации даны рекомендации по работе в общеобразовательных классах с детьми нарушениями речи, не имеющих диагноза....
Методические рекомендации по работе с детьми с множественными нарушения развития 3-18 лет.
Программа логопеда социально-реабилитационного центра "Я хочу с вами говорить"...
Конспект круглого стола с педагогами «Психолого – педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения»
В данном материале представлен конспект круглого стола с педагогами работающими с детьми с РАС...