ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Кондратьева Людмила Владимировна

В статье представлен опыт создания психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы  основного общего образования на основе соответствующих требований ФГОС ООО. Показана роль педагога-психолога в системе учебной, воспитательной и внеурочной деятельности образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_usloviya.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия  реализации

основной образовательной программы основного общего образования

Система условий реализации ООП ООО ГБОУ СОШ №491 с углубленным изучением математики Красногвардейского района Санкт-Петербурга  (далее - система условий) разработана на основе соответствующих требований ФГОС ООО (п.25 ФГОС ООО) и обеспечивает достижение планируемых результатов ООП ООО. В образовательном учреждении созданы и реализуются следующие три группы психолого-педагогических условий:

  1. Обеспечение преемственности в организации образовательного процесса;
  2. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса;
  3. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.

  1. Обеспечение преемственности в организации образовательного процесса на основе специфики возрастного психофизического развития обучающихся младшего подросткового возраста, в том числе в переходный период.

Преемственность обеспечивается через систему адресных программ, междисциплинарных программ и иных мероприятий, содержание и формы которых отвечают ведущим образовательным потребностям младшего подросткового возраста, их развитию в связи со сменой ведущего типа деятельности: перехода приоритета учебной деятельности к приоритету разнообразия деятельностей и социально-коммуникативной практики.

  1. Адресные программы

Содержательные модули (адресные программы)

Основные направления модуля

Формы организации

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при переходе к обучению на ступень основного общего образования.

  • Пропедевтика возникновения школьной дезадаптации;
  • Психолого-педагогическая поддержка обучающихся 5-х классов на этапе адаптации к новой социально-педагогической ситуации.

Групповая и индивидуальная диагностика;

Тренинговые занятия;

Система интерактивных классных часов (совместно с классным руководителем);

Заседание ПМПконсилиума;

Малый педсовет.

Индивидуальное и групповое консультирование

Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профессии в школе. (На основе программы «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе»:Учебное пособие.-СПб: ООО Издательство «Северо-запад», 2006 г.»)

  • Психолого-педагогическая поддержка подростков (8-11 классы) на этапе профессионального самоопределения

Групповая и индивидуальная диагностика;

Встречи с представителями учебных заведений (СПО и ВПО);

Тренинговые занятия;

Индивидуальное и групповое консультирование;

Создание информационного пространства

Коррекционно-развивающая программа с обучающимися 5 классов: «Я-пятиклассник» (на основе программы «Я – пятиклассник, «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами», С.А.Коробкиной; Волгоград: «Учитель», 2010 г.

  • Профилактика школьной дезадаптации
  • Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5 классов период адаптации к условиям обучения на новой ступени

Социально-психологический тренинг;

Групповое психологическое консультирование.

Развивающая программа с обучающимися 5-8 классов: «Программа развития познавательных способностей учащихся» (на основе программы «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы» Н.А.Криволаповой, М.:Просвещение, 2012 г.

  • Развитие интеллектуальных умений

Предметно-ориентированный тренинг

Развивающая программа с обучающимися 7-9 классов «Я-успешный!»

  • Формирование опыта самосознания;
  • Расширение опыта ценностно-смысловой коммуникации
  • Формирование навыков социализации у подростков

Социально-психологический тренинг

  1.  Междисциплинарные программы и иные формы организации
  • Психологическое обеспечение реализации программы воспитания школьников «Я – гражданин России» на ступени основной образовательной программы: подпрограмма по направлению «Мое здоровье – мое будущее» - «Программа первичной профилактики употребления психоактивных веществ» (на основе «Программы первичной профилактики употребления психоактивных веществ», С.А.Тихашин, О.М. Тимофеева, Санкт-Петербург 2003 г.);
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-9 классов при подготовке проектных и исследовательских работ (подпрограмм: «Здоровые дети-здоровая нация», «Правильное питание здорового поколения», «Неделя психологической грамотности»);
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-9 классов и педагогов на уроках, реализующих задачи развития УУД;
  1. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса
  1. Обеспечение вариативности стратегических целевых ориентиров психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса ОУ №491, реализуемых в следующих областях:
  • Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
  • Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни (в рамках внеурочной деятельности и «Программы «Здоровье детей-здоровье нации»);
  • Дифференциация и индивидуализация обучения;
  • Поддержка возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка участников конкурсов и олимпиад, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-мигрантов;
  • Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
  1. Обеспечение вариативности направлений деятельности психологической службы:

Направления деятельности психологической службы

Формы психолого-педагогического сопровождения

  1. Психопрофилактика
  • Классные часы, направленные на решение и предупреждение психологических (социально-эмоциональных и проблем аддиктивного поведения);
  • Развивающие программы социальной адаптации;
  • Подпрограмма «Профилактика» (социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних учащихся в ОУ)
  1. Психолого-педагогическая диагностика
  • Оценка динамики психологического развития школьников;
  • Психолого-педагогический мониторинг развития УУД;
  • Оценка личностных достижений обучающихся в соответствии с возрастными задачами личностного развития и социализации.
  1. Психологическое консультирование
  • Индивидуальные консультации по запросам участников образовательного процесса;
  • Групповое психологическое консультирование участников образовательного процесса;
  • Тематические консультации в рамках работы МО;
  • Краткосрочное психологическое консультирование (в формате родительского собрания, Дня открытых дверей);
  • Психолого-педагогический консилиум;
  • Совет профилактики правонарушений.
  1. Развивающая и коррекционно-развивающая работа
  • Адресные развивающие и коррекционно-развивающие программы психологической помощи и психолого-педагогического сопровождения;
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке проектных работ;
  • Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации обучающихся в формате классных часов.
  1. Психологическое просвещение
  • Тематические педагогические советы;
  • Родительские собрания;
  • Семинары-практикумы;
  • Информационные стенды, буклеты, папки-передвижки, памятки.

  1. Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения:

Диверсификация уровней реализуется в системе учебной, воспитательной и внеурочной деятельности, а также через систему программ адресной поддержки учащихся и целевой психологической поддержки классов. В ОУ №491 представлены следующие уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • Индивидуальный;
  • Групповой (уровень класса, иных одновозрастных и разновозрастных детских школьных и профессионально-педагогических сообществ);
  • Уровень учреждения (реализация междисциплинарных программ и системы воспитательной работы школы).

Уровни психолого-педагогического сопровождения

Направления и формы деятельности

Индивидуальный

Индивидуально-ориентированная психологическая помощь:

  • Индивидуальное психологическое консультирование обучающихся (по запросу);
  • Индивидуальное психологическое консультирование участников образовательного процесса по вопросам воспитания и развития детей.

Психологическое консультирование учебных и междисциплинарных программ:

  • Составление и реализация индивидуально-ориентированных программ (интеллектуального, социально-психологического) развития обучающихся;
  • Составление и реализация индивидуальных маршрутов психолого-педагогической поддержки детей группы риска, участников конкурсов и олимпиад, детей-мигрантов, детей с ОВЗ;
  • Психологическое сопровождение неуспевающих в процессе реализации учебных программ.

Психологическое сопровождение внеурочной деятельности:

  • Содействие личностному выбору программ внеурочной деятельности;
  • Индивидуальное сопровождение педагогов, реализующих программы внеурочной деятельности.

Групповой

Психологическое сопровождение детских школьных сообществ:

  • Составление социально-педагогических характеристик классов;
  • Психологическое сопровождение классов в период адаптации или по запросу классных руководителей;
  • Психологическое сопровождение одновозрастных и разновозрастных сообществ, школьных объединений, ученического самоуправления;
  • Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
  • Изучение динамики психологического развития школьных коллективов;
  • Разработка плана психолого-педагогического сопровождения обучающихся и психологической поддержки классов в системе воспитательной деятельности.

Психологическое сопровождение профессионально-педагогических сообществ:

  • Тематические консультации в рамках работы предметных МО;
  • Психологическая поддержка в рамках работы творческих групп педагогов;
  • Тренинги профилактики профессионального выгорания.

Уровень учреждения

Психологическое консультирование междисциплинарных программ:

  • Развития УУД в соответствии с целевыми ориентирами возраста;
  • Внутриорганизационное сотрудничество с педагогами, реализующими подпрограммы проектной, исследовательской деятельности;

Психологическое сопровождение воспитательной работы:

  • Организацию психологического сопровождения работы классных руководителей с детьми группы риска;
  • Совместная реализация плана психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
  • Проведение классных часов и родительских собраний;
  • Внутришкольный психолого-педагогический консилиум;
  • Внутришкольная служба медиации;
  • Внутришкольная служба здоровья;
  • Внутришкольный совет профилактики правонарушений;
  • Социально-посредническая работа в ситуациях разрешения конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители;
  • Оценка системных эффектов качества образовательного процесса.

  1. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса (педагогов, родителей)

Данная группа условий реализуется на двух взаимно дополняющих уровнях:

  • Информационный уровень (психологическое просвещение);
  • Практико-ориентированный уровень (проблемно-решающие практики в формате консультативного сопровождения).
  1. Психологическое просвещение педагогов направлено на повышение их психологической компетентности в области нормативно-возрастных характеристик развития детей и подростков, типов и стилей педагогического общения, эффективных приемов учения, развития учебной мотивации;

Формы: проблемно-ориентированые семинары-практикумы, тематические советы, памятки, информационные листки;

Организация систематического консультативного сопровождения педагогов реализуется через:

  • Консультирование педагогов-предметников и классных руководителей по вопросам разработки и реализации психологических адекватных программ обучения и воспитательного взаимодействия;
  • Психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;
  • Социально-посредническую работу психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители и др.;
  • Тематические консультации в рамках работы МО;
  • Индивидуальные консультации по запросам педагогов;
  • Методическую работу с классными руководителями и учителями-предметниками;
  • Семинары;
  • Малые педсоветы.
  1. Организация систематического консультативного сопровождения родителей реализуется через:
  • Тематические групповые консультации в рамках родительских собраний;
  • Индивидуальные консультации по запросам родителей;
  • Раннее выявление дезадаптированных семей;
  • Помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.

Содействие повышению психологической компетентности родителей осуществляется через родительские лектории, разработку памяток, размещение информации  на сайт школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

внутришкольный контроль по реализации основной образовательной программы начального общего образования

контроль функционирования и развития педагогического процесса в школе в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта образования; отслеживание результатов организации и качеств...

Проектно-исследовательская деятельность как одна из возможностей реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога в первую очередь высокого уровня знаний, хорошего владения методиками ...

Реализация Основной образовательной программы начального общего образования через организацию внеурочной деятельности

Новые ФГОС ориентируют школу на восстановление единства педагогического процесса – воспитания, обучения и развития. В ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельно...

Использование электронных образовательных ресурсов в реализации основной образовательной программы  начального общего образования

Материал из опыта работы заинтересует учителей при подготовке к аттестации по теме "Электронная форма учебников в начальной школе"....