обучающихся коммуникативных УУД
статья
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать, понимать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchihsya_kommunikativnyh_uud.docx | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД
В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать, понимать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется та или иная новая информация, какая-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной адаптации в современном мире.
Поэтому сегодня обществом и государством выдвигаются новые требования к результатам обучения в школе. Традиционная организация образовательного процесса, прежде всего, была ориентирована на непосредственную передачу готовых знаний от учителя к ученику.
Современная концепция образования предполагает кардинальное реформирование традиционной педагогической системы. Этой концепцией стал Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В стандартах второго поколения понятия Знания, Умения. Навыки уже не используются. Изменилась цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).
Универсальные учебные действия по ФГОС – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. То есть это действия, помогающие «научить человека учиться».
Универсальные учебные действия:
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду.
К коммуникативным действиям относятся:
- Поиск благополучного выхода из конфликтов
- Умение правильно формулировать вопросы
- Способность полно и точно выражать свои мысли
- Контроль и коррекция поведения партнера в группе
Но что мы имеем по факту? Высокая интенсивность современного урока, чрезмерное нервно - эмоциональное напряжение, недостаточный учёт индивидуальных особенностей ведёт к снижению мотивации, пропадает активность, снижается успеваемость. Всё это негативно влияет на учебный процесс в целом.
Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания иностранному языку стала проблема усиления коммуникативно - деятельностного подхода. Данный подход к изучению языка способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики речевого общения.
Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:
- Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
- Высказывание суждений
- Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
- Продолжение и развитие суждения одноклассника
- Пием «горячий стул» для закрепления
- Рассказ по иллюстрации. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.
- Учебная дискуссия, обмен мнениями об определённой проблеме, способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение.
- Множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) будет наиболее эффективным средством, обеспечивающим формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
У истоков разработки этой технологии стояли американские педагоги Джинни Стил, Чарлз Темпл, Курт Мередит. В России наиболее полно описание технологии представлено в работах С.И. Заир-Бека, И.В. Муштавинской, И.О.Загашева. Школьник, умеющий критически мыслить, способен аргументировать свою точку зрения, учитывать мнение собеседника, принимает многополярность окружающего мира [3].
Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Целью технологии развития критического мышления (ТРКМ) является интерактивное включение учащихся в образовательный процесс, СОВМЕСТНОЕ (учитель-ученик, родители-дети) конструирование своего знания и всего процесса учения.
В отечественной педагогике все это тоже было. Только называлось по-другому: вызов называли мотивацией, а рефлексию — обобщением материала. Только вот в отличие от традиционной педагогики, в данном методе тщательно описано, как пробуждать интерес, как работать с материалом и как обобщать материал. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. –СПб:»Альянс «Дельта» совм. С издательством «Речь», 2003)
Данная идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине с 1997 года. Философия технологии: нельзя научить, можно научиться.
Для эффективности обучения учитель с учениками должны пройти через три стадии: стадию вызова (пробуждения интереса к предмету), стадию реализации смысла (осмысления материала во время работы над ним) и стадию рефлексии (обобщения материала, подведения итогов). [1;2].
На стадии вызова учащиеся актуализируют знания, связанные с изучаемым материалом. Работа проходит в парах, малых группах, фронтально. Дети вспоминают, что они знают по предложенной теме, на какие вопросы хотели бы получить ответы. Высказывания систематизируются, упорядочивается информация.
Приемы на стадии вызова
- Мозговой штурм. Ученики в парах или группах составляют перечень того, что они знают или формулируют вопросы, на которые хотят получить ответы.
- Перепутанные логические цепочки. Выбираются отдельные события хронологической или причинно-следственной связи, которые выписываются на отдельные карточки. Учащиеся должны восстановить нужную последовательность и объяснить свои предположения. Особый интерес вызывает применение этого приёма на уроках литературного чтения. Мы предлагаем детям варианты с именами поэтов: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и предлагаем найти современников или ранжировать авторов по времени жизни. Такая работа помогает глубже понять особенности восприятия мира поэтами, эмоциональный настрой изучаемых стихотворений.
Ещё один вариант — это использование карт В.Я.Проппа [6]. На уроках математики прием «перепутанные логические цепочки» удобнее всего использовать при решении арифметических задач. Учитель заранее готовит пояснения к каждому действию, дети, работая в группе, должны восстановить логику решения задачи. В качестве усложнения можно предложить пояснения не к одной, а к двум или трем задачам. Ученики должны догадаться, какие пояснения лишние для конкретной задачи, выбрать только нужные. Чем больше в задаче связей и действий, тем работа интереснее и сложнее.
- Ключевые термины (слова). Учитель выбирает 3-7 ключевых слов, связанных с изучаемым материалом, а дети предполагают, в каком контексте будут использоваться эти слова в новой теме.
- Прием «Знаем – Хотим узнать – Узнали». Этот прием может использоваться на протяжении всего урока. При знакомстве с правилом правописания безударных гласных в корне слова дети заполняют первую графу таблицы «Знаем»: ударные и безударные гласные, корень слова, однокоренные слова, сильная и слабая позиция. Таким образом, школьники актуализируют необходимые знания, связанные с усвоением правила. В графе «Хотим узнать» выписывают примеры с безударными гласными в корне: зв(е, ирята), в(е,и)черний, тр(а,о)ва, (о,а)сел и т.д. При наблюдении за изменением слов или подбора однокоренных наблюдают за позицией гласного сильной или слабой. На основании чего делают вывод и в графе «Узнали» пишут верный вариант.
- Составление кластера. Это графический способ структурирования информации. Существует множество вариантов создания кластера. Например, на уроках окружающего мира при изучении темы «Звери России» учащиеся составили кластер, показывающий варианты нахождения информации по заявленной теме.
Приёмы на стадии осмысления
- Взаимоопрос. При работе с текстами на уроках литературного чтения и окружающего мира взаимоопрос используется для вычленения информации из текста.
- Взаимообучение. Работа проводится в парах или группах. Дети по очереди могут выполнять роль «учителя», который объясняет непонятые моменты, продумывает вопросы, дает задание и проверяет его выполнение. «Ученики» отвечают на вопросы учителя, задают уточняющие вопросы по материалу [5].
- Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. Прием «тонкие и толстые вопросы» имеет широкое применение на уроках математики. Очевидные «тонкие» вопросы на понимание, знание материала (Что можно сказать о противоположных сторонах квадрата?) и «толстые» — творческие, требующие сравнения и анализа информации (Почему прямоугольник называется прямоугольником?) может задавать ученик всему классу, если он играет роль учителя. Возможна обратная ситуация – ученику задают вопросы весь класс. Кроме того, можно задавать вопросы друг другу в парах.
- «Инсерт»- система маркировки текста. Школьники во время чтения текста ставят определённые знаки: V – то, что известно; — то, что не совпадает с имеющимися представлениями у ученика; + — то, что является новым, интересным, неожиданным; ? – если требуется дополнительное разъяснение или возникло желание узнать об этом факте подробнее. Наиболее эффективным является этот приём при работе с информационным текстом [4].
На стадии рефлексии [5] мы возвращаемся к приемам из стадии вызова: логическим цепочкам, ключевым словам, кластеру, таблице «Знаем – Хотим узнать – Узнали» и другим. Можно использовать прием «Перекрестная дискуссия», где дети находят аргументы и контраргументы по заявленной проблеме: «Осень – это хорошо или плохо?», опираясь на изученный материал и собственные наблюдения.
При использовании ТРКМ мы обращаем внимание на условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
- Давать учащимся время на обдумывание их ответов;
- Обращать внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
- Стараться не вносить своих исправлений и своего мнения;
- Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет;
- Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;
- Создавать атмосферу доброжелательности, доверия и уважения в общении.
Применение технологии развития критического мышления способствует развитию у учеников коммуникативных УУД, в частности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию.
Список литературы.
- Деменева Н.Н., Иванова Н.В. личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС; Учебно-методическое пособие.-М.: АРКТИ, 2015.-224 с.
- Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. –СПб.: Альянс-Дельта: Речь, 2003.-192 с.
- Иванова Н.В. Психолого-педагогические исследования образовательной среды школы: направления и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. — №3.
- Колесова О.В. Развитие информационной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения // Нижегородское образование.- 2015. — №1.-С.64-69
- Минаева Е.В. , Казакова М.В. Особенности развития внутреннего плана действий на разных возрастных этапах //Вестник Мининского университета. — 2014. -№ 4 (8). -С. 14-18.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.- М.: Лабиринт, 2003.-334 с.
- Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие « Как учатся дети: Свод основ»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...
Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся
Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД
В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности дете...
Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром и его информационными потоками, но отыскиват...
Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке
Формирование у обучающихся коммуникативных УУД на уроке...
Формирование у обучающихся коммуникативных УУД (умение кооперации) с помощью схематизации
В своей работе стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для то...
Рекомендации для родителей по развитию у обучающихся коммуникативных навыков
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений. В ходе общения...