Психологическая Азбука
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Модифицированная программа развивающих занятий в 1 – 4 классе, на основе программы развивающих занятий «Психологическая азбука», авторы: Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihazbuka.docx | 95.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 576 с углубленным изучением предмета физическая культура Василеостровского района Санкт-Петербурга
Утверждаю Приказ № ____ От «___» ___________20__ г. Директор ГБОУ ШИ № 576 _____________Скарлыгина Н.В. подпись М.П. | Согласовано Педагогическим советом ГБОУ ШИ № 576 Протокол № ____ От «___» ___________20__ г. |
Рассмотрено На заседании РМО педагогов-психологов Василеостровского района «___» ___________20__ г. Председатель РМО педагогов-психологов Александрова Т.В. _____________ подпись |
Рабочая программа
Психологическая азбука
Модифицированная программа развивающих занятий в 1 – 4 классе
на основе программы развивающих занятий «Психологическая азбука»,
авторы: Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.
(56 часов)
Автор-составитель:
педагог-психолог
Левагина О.Б.
г. Санкт-Петербург
2018 г.
Оглавление
Пояснительная записка 3
Актуальность программы 3
Цель программы 5
Задачи 5
Содержательная характеристика программы 8
Тематическое планирование 11
Диагностика и параметры эффективности программы 15
Планируемые результаты 23
Формы, методы и сроки диагностики 36
Организационно-педагогические условия 36
Литература 37
Приложение 40
Программа развивающих занятий в 1 - 4 классе
«Психологическая азбука».
Форма проведения: урок
Место проведения: класс, оборудованный видеоаппаратурой
Адресат: учащиеся 1-4 классов
Пояснительная записка
Актуальность программы.
За последнее десятилетие в российском обществе в представлениях о целях образования и путях их достижения произошел кардинальный сдвиг: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования мы продвинулись к пониманию первоочередной важности подготовки учащихся к взрослой жизни, воспитания самостоятельной, ответственной и социально-активной личности, готовой с успехом решать реальные жизненные задачи, умеющей сотрудничать и мобильной в условиях изменения рынка труда.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (в редакции приказа от 26.11.2010 № 1241) и введенный с 1 сентября 2011 года для всех поступающих в первый класс, провозглашает новую цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом-психологом школы встают новые профессиональные задачи, решать которые успешно можно только в тесном сотрудничестве с учителями начальной школы. Программа «Психологическая азбука» актуальна в связи с тем, что она направлена на решение следующих задач психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО:
- Содействие благополучной адаптации учащихся 1 классов к условиям школьного обучения
- Психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой в ООП НОО образовательных результатов, прежде всего личностных и метапредметных
- Совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий у обучающихся
- Участие в формировании УУД у обучающихся
- Психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом результатов психологического мониторинга/оценки достижения планируемых результатов (личностных и метапредметных)
Цель: развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.
1 класс.
Задачи:
- Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям
- Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии
- Учить методам и приемам познания себя
- Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания
- Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира
- Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека
- Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»
- Научить детей осознавать и называть собственные переживания
- Помочь осознать свои задатки и способности
- Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения
2 класс.
Задачи:
- Развитие умения наблюдать и замечать, воспринимать и понимать смысл учебных задач
- Развитие осознания способов выполнения действий
- Формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии, мотивационной сферы.
- Развитие волевой сферы, произвольности внимания, памяти, мышления, воображения
3 класс.
Задачи:
- Развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки
- Знакомство с элементарными понятиями психологии общения
- Развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми
- Развитие умения понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении
- Знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов
- Развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения
- Развитие умения добиваться успеха без соперничества
- Развитие самоуважения и уважения к другим людям
- Развитие навыков эмпатии и сопереживания
- Обучение элементарным умениям эмоциональной саморегуляции в общении
4 класс.
Задачи:
- Развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки
- Познакомить с элементарными понятиями психологии общения, помочь увидеть их значение в обыденной жизни
- Развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми
- Учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении
- Знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов
- Развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения
- Развитие умения добиваться успеха без соперничества
- Развитие самоуважения и уважения к другим людям
- Развитие навыков эмпатии и сопереживания
- Обучение элементарным умениям эмоциональной саморегуляции в общении
Содержательная характеристика программы.
Основной принцип программы: принцип метафоризации психологических представлений, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности. Этот принцип подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или иного содержания; в зависимости от конкретных ситуаций, возникающих вопросов, уровня развития класса, других условий строится логика обучения.
Программа учит детей замечать проявления психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Метафоризация психологических представлений реализуется через использование методов и средств сказкотерапии как особого направления психологии, нацеленного на развитие самосознания и новых форм взаимодействия ребенка с другими.
Структура занятий. Занятие включает в себя следующие компоненты:
- Введение в тему занятия и разминка: используются ритуалы приветствия, разминочные задания.
- Основная часть, которая может быть реализована в двух вариантах: 1) если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала – введение нового содержания – его закрепление; 2) если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала – повторение – углубление, расширение, наполнение новыми смыслами.
- Подведение итогов: рефлексия результатов занятия, происходящая в два этапа: 1) эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало); 2) осмысление (зачем, для чего нужно то, чем занимались, о чем шла речь, в чем польза нового материала);
Занятие может включать в себя следующие типы работы: рассказ психолога, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:
- Активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира
- Эмоционально окрашены, пробуждают разноообьразные эмоции, «затрагивают» интересы детей
- Рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников
- Оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития
- Метафоричны: во-первых, используемы упражнения, игры, психологические техники являются, по сути дела, поведенческими метафорами – ведь они говорят об одном предмете через признаки другого, а во-вторых, сказкотерапевтические процедуры, которых очень много в программе, не могут обойтись без метафоры
- Событийны: методы программы должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям
Классификация развивающих методик, используемых в программе:
- Традиционные обучающие приемы
- Ритуалы знакомства, представления, прощания
- «ледокольные» (разогревающие, разминочные) техники
- Приемы сосредоточения, фокусировки, настройки
- Техники релаксации
- Психотехники самооценки и взаимооценки
- Упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию
- Экспрессивные техники (приемы самовыражения)
- Развивающе-тренировочные упражнения
- Сказкотерапевтические упражнения
- Иллюстрационно-демонстрационные задачи
- Подвижные игры
В комплект учебно-методических материалов к программе входят:
- Методические пособия для психологов, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты занятий в 1 - 4 классах
- Книга для чтения – «Сказки о самой душевной науке» (автор: Вачков И.В.)
- Рабочие тетради для учащихся 1 - 4 классов, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий
- Контрольно-измерительные, диагностические материалы: индивидуальная карта развития учащихся (см. Приложение)
Тематическое планирование.
Тематический план
1 класс (11 часов).
№ занятия | Название занятия | Количество часов |
Раздел I. Я теперь школьник | ||
Знакомство | 1 | |
Знакомство продолжается | 1 | |
Я теперь школьник | 1 | |
Что значит быть школьником? | 1 | |
Знакомство с Пси-Магом | 1 | |
Раздел II. Введение в мир психологии | ||
Королевство Внутреннего Мира | 1 | |
Что я знаю о себе? Мои плюсы. | 1 | |
Что я знаю о себе и других? | 1 | |
Я – это кто? | 1 | |
Раздел III. Психика и познание мира | ||
Мои ощущения | 1 | |
Мое восприятие мира. Подведение итогов | 1 | |
Итого: | 11 |
Тематический план
2 класс (15 часов).
№ занятия | Название занятия | Количество часов |
Раздел I. Введение в мир психологии | ||
Знакомство | 1 | |
Знакомство продолжается. Какой Я? | 1 | |
Психология – знакомая незнакомка. | 1 | |
Раздел II. Я и мои желания. | ||
Мои желания. | 1 | |
Мои мотивы | 1 | |
Раздел III. Кладовая памяти. | ||
Что такое память? | 1 | |
Виды памяти. | 1 | |
Какая у меня память? | 1 | |
Эмоциональная память | 1 | |
Как лучше запоминать? | 1 | |
Я умею запоминать! | 1 | |
Что я знаю о памяти? | 1 | |
Раздел IV. Лабиринты мышления. | ||
Сказка о профессоре Мышлении. | 1 | |
Как развивать свой ум. | 1 | |
Учимся думать вместе. Учимся обобщать и находить закономерности. Учимся находить противоположности. Учимся думать логично. Конкурс «Логика». Подведение итогов. | 1 | |
Итого: | 15 |
Тематический план
3 класс (15 часов).
№ занятия | Название занятия | Количество часов |
Раздел I. Введение в психологию общения. | ||
Знакомство. Новая встреча с психологией. | 1 | |
Начало путешествия в страну общения. | 1 | |
Что взять с собой в путешествие? | 1 | |
Что я знаю о себе? | 1 | |
Раздел II. Психология отношений. | ||
Как и почему начинаются ссоры? | 1 | |
Сказка о конфликте и контакте. | 1 | |
Качества, важные для общения. | 1 | |
Я общительный или замкнутый? | 1 | |
Королевство разорванных связей. | 1 | |
Раздел III. Сокровища и тайны дружбы. | ||
Дружба – это…Мы – дружная команда! | 1 | |
Правила доброжелательного общения. | 1 | |
Дружная страна. | 1 | |
Как мы все похожи! Какие мы все разные! | 1 | |
Скажи мне, кто твой друг…. | 1 | |
Раздел IV. Поддержка в общении. | ||
Комплимент – это… Подведение итогов. | 1 | |
Итого: | 15 |
Тематический план
4 класс (15 часов).
№ занятия | Название занятия | Количество часов |
Раздел I. Приглашение в страну общения. | ||
Знакомство. Знакомьтесь – психология! | 1 | |
Я – это интересно! | 1 | |
Что мы знаем об общении? | 1 | |
Общение – дело общее. | 1 | |
Раздел II. Инструменты общения. | ||
Как хорошо уметь…слушать. | 1 | |
Активное и пассивное слушание. | 1 | |
Как важно уметь задавать вопросы. | 1 | |
Практикум активного слушания. | 1 | |
Поговорим без слов. | 1 | |
Практикум неречевого общения. | 1 | |
Чемоданчик Мастера Общения. | 1 | |
Раздел III. Осторожно, общение! | ||
Имя мое… | 1 | |
Моя семья. | 1 | |
В пещере эмоциональных взрывов. | 1 | |
Научно-практическое исследование конфликта. Подведение итогов. | 1 | |
Итого: | 15 |
Диагностика и параметры эффективности программы.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Личностные универсальные учебные действия (УУД).
Общая характеристика: обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях. Межличностных отношениях.
Виды личностных УУД:
- Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
- Смыслообразование - поиск и установление личностного смысла учения (т.е. значение для себя), понимание границ того, что я знаю и что я не знаю, стремление к преодолению разрыва между этими областями.
- Нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У выпускника начальной школы будут сформированы:
- Внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально – положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
- Способность к оценке своей учебной деятельности;
- Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей. Родителей и других людей;
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- Этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрировать в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД.
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия.
2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация.
4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи нормами родного языка, современных средств коммуникаций.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Контролировать действия партнера;
- Использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Виды регулятивных УУД:
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
- Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
- Контроль - сличение способа действия и его с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия самим обучающимся, учителем, товарищами.
- Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а так же УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
- Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельного достраивания с восполнением недостающих компонентов.
- Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
- Подведение под понятием, выведение следствий.
- Установление причинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
- Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
- Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
- Формулировка проблемы.
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В связи с актуальностью формирования на ступени начального образования УУД мы в своей программе делаем акцент именно на этом. Программа может быть составной частью программы формирования УУД конкретного образовательного учреждения и реализовываться в рамках внеурочной деятельности. В помощь школьному педагогу – психологу, использующему программу «Психологическая азбука» для формирования коммуникативных и личностных УУД, в таблицу представлены ожидаемые в этом контексте результаты первого года реализации программы. Из таблицы понятно, на формирование каких именно соответствующих ФГОС УУД в начальной школе направлена работа по программе «Психологическая азбука 1 класс».
Уровни сформированности УУД по годам обучения
На момент поступления в школу | На момент окончания 1 класса | На момент окончания 2 класса | На момент окончания 3 класса | У выпускников начальной школы |
Личностные УУД | ||||
Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки | Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников. | Проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности. Оценивает деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли | Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, оценивает поступки детей и взрослых, аргументирует свой ответ | Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения. |
Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах | Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности | Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует свою уверенность не только в игровой деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям | Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах в учебной деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности | Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали |
Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. В игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции | Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции | Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности | Взаимодействует со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности, имея целью достигнуть какой-либо личной цели (Н-Р, получить нужную информацию, совершить покупку) | Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения. |
В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему | Обсуждает проблемы, возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему | Обсуждает проблемы, возникающие в интересующей его сфер, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых | Обсуждает проблемы, избегает конфликты, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых о том. Что для него важно | Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п. |
Положительно относится к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека | Понимает чувства других людей и сопереживает им, понимает оценки учителей своим и чужим поступкам | Способен сочувствовать и сопереживать, принимает оценку своим поступкам от сверстников | Доброжелательно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на предложение взрослого | Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки |
Регулятивные УУД | ||||
Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности | Принимает и сохраняет учебную задачу | С помощью педагога ставит учебную задачу | Способен сам поставить задачу в творческой деятельности, связанной с учебной | Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно |
Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности | Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную | Совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале | Способен самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности | Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности |
Проявляет умения произвольности предметных действий | Овладевает способами самооценки выполнения действий | Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны | Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат | Умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия |
Коммуникативные УУД | ||||
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности | Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей. | Формируются навыки совместной учебной деятельности над проектом: выполнение роли, заданной учителем, помощь товарищам по проекту | Планирует учебное сотрудничество совместно с учителем, принимает участие в контроле чужой деятельности, осуществляет рефлексию | Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов. рефлексии |
Проявляет любопытство ко всему новому и необычному | Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность | Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать | Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми в поисках интересующей информации | Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации |
Способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности | Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою | Частично владеет навыками преодоления конфликта | Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать | Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении |
Планируемые результаты освоения развивающей программы «Психологическая азбука».
1 класс.
Я теперь школьник | Название занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятиях | Планируемые образовательные результаты |
Знакомство | Познакомиться друг с другом и ввести в игровую форму | - эмоционально - положительное отношение к школе; - адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания | |
Знакомство продолжается | Создать условия для самораскрытия и мотивирования на самопознание | ||
Я теперь школьник | Познакомить с правилами школьной жизни и занятий | ||
Что значит быть школьником? | Помочь в сознании социальной позиции школьника | ||
Знакомство с Пси- Магом | Создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности | ||
Введение в мир психологии | Королевство Внутреннего мира | Поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности. | - способность к самопознанию и самооценке; - зачатки личностной рефлексии |
Что я знаю о себе! Мои плюсы. | Актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии. | ||
Что я знаю о себе и о других! | Помочь посмотреть на себя глазами других людей | ||
Я – это кто? | Помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности с самоанализу и рефлексии | ||
Психика и познание мира | Мои ощущения | Показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений. | - осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин уcпешности/ неуспешности учебной деятельности. - стремление к самоизменению |
Мое восприятие мира. Подведение итгов. | Содействие осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира |
2 класс.
Введение в мир психологии | Название занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятиях | Планируемые образовательные результаты |
Знакомство | Познакомиться друг с другом и ввести в игровую форму | - эмоционально - положительное отношение к школе; - мотивация на самопознание и самоизменение - зачатки осознания своих достоинств и недостатков - умение работать в паре | |
Знакомство продолжается. Какой Я? | Создать условия для самораскрытия и мотивирования на самопознание, помочь детям осознать качества своего характера и личностные изменения, происшедшие за лето, способствовать развитию навыков коллективного сотрудничества | ||
Психология – знакомая незнакомка | Актуализировать имеющиеся у детей психологические знания, показать ценность и пользу психологических знаний для дошкольной и повседневной жизни, способствовать развитию умений коллективного сотрудничества | ||
Я и мои желания | Мои желания | Познакомить детей с понятиями «желания» и «потребности», содействовать осознанию детьми своих желаний и развитию рефлексии | - осознание актуальных желаний и мотивов поведения - сформированная мотивация достижения результата - зачатки рефлексивной самооценки |
Мои мотивы | Содействовать осознанию детьми мотивов своего поведения; способствовать развитию позитивных мотивов | ||
Кладовая памяти | Что такое память | Содействовать осознанию особенностей своей памяти, развивать мнемические способности, упорядочить представления о памяти, познакомить с видами памяти | - осознание своих когнитивных возможностей и способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении - стремление к совершенствованию своих способностей - произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приёмов |
Виды памяти | |||
Какая у меня память | Дать детям возможность изучить особенности собственной памяти, осознать еѐ сильные и слабые стороны, развивать мнемические способности | ||
Эмоциональная память | Познакомить с особенностями эмоциональной памяти, развивать рефлексию переживаний и мнемические способности | ||
Как лучше запоминать? | Мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти, познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания | ||
Я умею запоминать! | |||
Что я знаю о памяти? | Мотивировать на дальнейшую тренировку памяти, закрепить способы эффективного запоминания, обобщить сведения о памяти | ||
Лабиринты мышления | Сказка о профессоре Мышлении | Познакомить с содержанием понятия «мышление», развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать | - сформированные на уровне представления умения - анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков - синтез как составление целого из частей - сравнение, сериация и классификация по существенным признакам - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза |
Как развивать свой ум. | Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать | ||
Конкурс «Логика». Подведение итогов. | Учимся думать вместе! | ||
Учимся обобщать и находить закономерности | Развивать логическое мышление | ||
Учимся находить противоположности | Развивать логическое мышление и диалектический взгляд на действительность, актуализировать самооценочную деятельность | ||
Учимся думать логично | Развивать логическое мышление, содействовать осознанию своих умственных возможностей, актуализировать самооценочную деятельность |
3 класс.
Введение в психологию общения | Название занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятиях | Планируемые образовательные результаты |
Знакомство. Новая встреча с психологией. | Познакомиться друг с другом и ввести в игровую форму. Пробудить интерес к психологии общения, самопознанию и рефлексии, способствовать развитию навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества | Коммуникативные УУД: - осознание важности общения со сверстниками и взрослыми
Личностные УУД: - мотивационная основа для усвоения знаний по психологии - учебно-познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения заданий | |
Начало путешествия в страну общения | Показать важность развития навыков взаимодействия и сотрудничества; настроить учащихся на осмысление своих отношений с одноклассниками, на развитие собственных коммуникативных возможностей | ||
Что взять с собой в путешествие | Помочь в развитии умения осознавать свои желания, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества; формировать умение действовать согласованно | ||
Что я знаю о себе? | Пробудить интерес к своему Я, содействовать развитию рефлексивной позиции в сфере общения | ||
Психология отношений | Как и почему начинаются ссоры? | Познакомить детей с понятиями «желания» и «потребности», содействовать осознанию детьми своих желаний и развитию рефлексии | Коммуникативные УУД: - умения формулировать собственное мнение и позицию - допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной -ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии - учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов - предвидеть последствия коллективных решений Личностные УУД: - эмпатия как понимание других людей и сопереживание им |
Сказка о конфликте и контакте | Дать учащимся представление о содержании понятия «конфликт» и «контакт», развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества | ||
Качества, важные для общения | Содействовать осознанию качеств, необходимых для эффективного взаимодействия, развивать экспрессивные способности, навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества | ||
Я общительный или замкнутый? | Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей; дать представление об индивидуальных различиях в этой сфере | ||
Королевство разорванных связей | Помочь осознать ценность глубоких и содержательных контактов между людьми, развивать навыки невербального взаимодействия | ||
Сокровища и тайны дружбы | Дружба — это …. Мы — дружная команда | Познакомить с содержанием понятия «дружба», развивать навыки совместной деятельности Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества в команде, содействовать возникновению к членов команды чувства «Мы», создавать условия для самовыражения в команде, разработать с учащимися правила доброжелательного и эффективного общения | Коммуникативные УУД: - эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества - умения: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов Личностные УУД: - усвоение моральных ценностей: «дружба», «настоящий друг», «индивидуальность», «понимание друг друга», «толерантность» |
Правила доброжелательного общения | |||
Дружная страна | Закрепить правила доброжелательного и эффективного общения, помочь учащимся понять, кто составляет круг их ближайшего общения, развивать способности самовыражения | ||
Как мы все похожи! Какие мы все разные! | Развивать стремление к самопознанию, помочь увидеть сходные черты у разных людей и осознать важность этого сходства для общения, содействовать осознанию своего сходства с другим, развивать умение учитывать мнения разных людей Развивать способности к самовыражению и интерес к познанию других людей, помочь увидеть психологические различия людей и осознать важность наличия этих различий для общения, содействовать осознанию своих отличий от других, развивать умение учитывать разные мнения | ||
Скажи мне, кто твой друг.... | Помочь учащимся осмыслить ценность дружеских отношений, осознать качества, присущие другу, показать значимость различий и сходств в дружеских отношениях, развивать умения представлять себя в общении, выражать невербально своѐ Я, действовать согласованно | ||
Поддержка в общении | Комплимент — это ….. Подведение итогов. | Познакомить учащихся с понятием «комплимент», показать значимость комплиментов для поддержания комфортных взаимоотношений, познакомить с «формулами» комплимента; развивать стремление к освоению навыков оказания психологической поддержки | Коммуникативные УУД - умения: формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить логическое высказывание, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет Личностные УУД: - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им |
4 класс.
Приглашение в страну общения | Название занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятиях | Планируемые образовательные результаты |
Знакомство. Знакомьтесь – психология! | Познакомиться друг с другом и ввести в игровую форму. Пробудить интерес к изучению своего внутреннего мира; показать важность развития коммуникативных навыков; содействовать принятию рефлексивной позиции | Коммуникативные УУД: - осознание важности познания и улучшения навыков общения Личностные УУД: - формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию | |
Я — это интересно! | Способствовать развитию у детей навыков рефлексии; содействовать формированию умения оказывать психологическую поддержку; помочь детям осознать и раскрыть собственные достоинства, способности, достижения | ||
Что мы знаем об общении? | Способствовать актуализации материала из важнейших тем 3-го года занятий по программе; содействовать развитию рефлексивной позиции в сфере общения | ||
Общение — дело общее | Развивать экспрессивные способности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества | ||
Инструменты общения | Как хорошо уметь... слушать | Познакомить учащихся с понятием «слушать»; содействовать развитию умения слушать | Коммуникативные УУД: - умения: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию; задавать партнѐрам вопросы, необходимые для совместного решения задачи; слушать; ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что - нет Личностные УУД: - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им |
Активное и пассивное слушание | Помочь осознать различие понятий «слушать» и «слышать»; предоставить учащимся возможность побывать в роли и говорящих, и слушающих | ||
Как важно уметь задавать вопросы | Познакомить с понятием активного слушания, показать его значимость и развивать умение формулировать вопросы для правильного понимания собеседника | ||
Практикум активного слушания | Развивать умения активного слушания: задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему | ||
Поговорим без слов | Познакомить с неречевыми средствами общения | ||
Практикум неречевого общения | Способствовать развитию умения общаться с помощью неречевых средств: жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции | ||
Чемоданчик Мастера общения | Способствовать развитию умения убеждать; развивать творческие способности | ||
Осторожно, общение! | Имя моѐ.... | Побудить интерес к истории своего имени; помочь детям осознать уникальность и глубину своей личности | Коммуникативные УУД: - умения: учитывать позиции других людей; обосновывать собственную позицию; координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения; договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов Личностные УУД: - усвоение таких ценностей, как «семья», «родительская любовь» |
Моя семья | Актуализировать понимание ценности семейных отношений; помочь учащимся осознать свои чувства по отношению к различным членам семьи | ||
В пещере эмоциональных взрывов | Показать роль негативных эмоций в общении; развивать способности к пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам; учить детей выражать свои эмоции с помощью неречевых средств | ||
Научно-практическое исследование конфликта. Подведение итогов. | Показать значение конфликта в общении и его последствия; дать представление о различных стратегиях поведения в конфликтных ситуациях |
Формы, методы и сроки диагностики:
Входной контроль - индивидуальная карта развития учащихся; текущий контроль – наблюдение, анализ продуктов деятельности, творческих работ, тетрадей; итоговый контроль – индивидуальная карта развития учащихся.
Организационно-педагогические условия.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 35 – 45 минут. На учебный год запланировано 30 занятий. Количество учеников в группе не должно превышать 10-14 человек. Занятия можно вести и в дополнительной форме – кружковой или факультативной работы.
Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, которое можно использовать и как традиционный учебный класс, и как игровую. В зависимости от задач занятия и характера взаимодействия учащихся (индивидуальная работа, диадное взаимодействие, работа в тройках/четверках, взаимодействие между командами) учебные столы могут быть расставлены П-образно, в форме подковы, круга, составлены попарно, квартетом и др.
Такая пространственная организация позволяет гибко менять формы работы и дает возможность каждому ученику чувствовать себя включенным в групповой процесс и вместе с тем сохранять необходимую приватность.
Для проведения занятий потребуются: доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши, краски, листы плотной бумаги в достаточном количестве формата А3, А4. Желательно, чтобы в помещении имелись телевизор, компьютер, набор разнообразных игрушек.
Литература
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88
- Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 - 4 классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.
- Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
- К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для 3 класса. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
- Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2012.
- Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007, С.85
- Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А. Шешерина, И.В. Клемешова, Т.С. Дюкова, О.С. Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78
- Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. [Текст] / авт.-сост. Е.И. Агаркова, Е.В. Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. - С.36
- Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67
- Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст] / авт.-сост. Г.А. Шешерина, Е.И. Агаркова, В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65
- Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов. [Текст] / авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.87
- Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] / Р. Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003
- Серия: «Воспитание личности гражданина России», книга 1. Психологическое сопровождение обучающихся начальной школы в рамках введения ФГОС (для педагогов-психологов образовательных учреждений) – Дзержинск: Центр психолого-медико-социального сопровождения, 2012.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе. – М.: Генезис, 2017. - 312
- Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006
Приложение
Карта индивидуального развития учащихся ______ класса ГБОУ СОШ № _____
Дата заполнения ________________Классный руководитель__________________
Показатели | Фамилии учащихся | |||||||||||||||||||||||||
I. Личностные результаты | ||||||||||||||||||||||||||
1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||
Основы гражданской идентичности | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Знает государственную символику, название страны, города, свой адрес | |||||||||||||||||||||||||
2. | Уважительно относится к членам своей семьи и окружающим | |||||||||||||||||||||||||
Формирование картины мира | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Знает профессии своих родителей, может рассказать о содержании их труда | |||||||||||||||||||||||||
2. | Уважительно относиться к результатам своего и чужого труда | |||||||||||||||||||||||||
Самооценка и самовосприятие | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет оценить себя по критериям, предложенным взрослым | |||||||||||||||||||||||||
2. СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Сформировано положительное отношение к школе, чувство необходимости учиться | |||||||||||||||||||||||||
2. | Переживает за успехи и неудачи своей деятельности | |||||||||||||||||||||||||
Социальные мотивы принятия | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Проявляется потребность в социальном признании, желание соответствовать социальным нормам | |||||||||||||||||||||||||
3. НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ | ||||||||||||||||||||||||||
Ориентация в нравственном содержании поступков | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет оценить свои и чужие поступки | |||||||||||||||||||||||||
2. | Соблюдает основные правила поведения осмысленно | |||||||||||||||||||||||||
Толерантность | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Проявляет уважительное отношение к представителям разных национальностей | |||||||||||||||||||||||||
2. | Стремиться к установлению дружеских отношений с окружающими людьми | |||||||||||||||||||||||||
Сформированность эстетических чувств | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет воспринимать красоту окружающего мира | |||||||||||||||||||||||||
2. | Охотно посещает культурные мероприятия | |||||||||||||||||||||||||
Сформированность установки на здоровый образ жизни | ||||||||||||||||||||||||||
1. | Сформированы культурно-гигиенические навыки | |||||||||||||||||||||||||
2. | Понимает, что полезно и что вредно для здоровья | |||||||||||||||||||||||||
ОБЩИЙ ИТОГ |
II. Метапредметные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Регулятивные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет принять инструкцию и повторить её с первого предъявления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет изложить план предстоящей работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. ПЛАНИРОВАНИЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет следовать предъявляемому плану, образцу, правилу, инструкции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. КОНТРОЛЬ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Способен к контролю за выполнением учебной задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. КОРРЕКЦИЯ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет увидеть расхождение между эталоном и полученным результатом и самостоятельно исправить ошибку | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. ОЦЕНКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет объективно оценить свою работу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Познавательные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ НАВЫКИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка информации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Понимает смысл предъявляемого материала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знаково-символическое моделирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет выделить существенные признаки , составить схему | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение выбрать эффективные способы решения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет выбрать рациональный способ выполнения поставленной учебной задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смысловое чтение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Понимает смысл прочитанного | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Аккуратно пишет тексты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. ЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мыслительные операции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет сравнивать, обобщать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка и формулирование проблемы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет принять учебную задачу и следовать ей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Коммуникативные результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владение монологической и диалогической речью | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет связно построить предложение или короткий рассказ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Умеет задавать учебные вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Умеет слушать, не перебивая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение договариваться | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет спорить без агрессии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Умеет договариваться и конструктивно участвовать в совместной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение сотрудничать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Умеет выполнять порученные обязанности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Умеет оказать помощь и поддержку | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОБЩИЙ ИТОГ |
3 балла – устойчивое проявление (Высокий уровень)
2 балла – частое проявление (Повышенный уровень)
1 балл – эпизодическое проявление (Базовый уровень)
Личностные результаты:
16-26 баллов – базовый уровень
27-37 баллов – повышенный уровень
38-48 баллов – высокий уровень
Высокий уровень | Повышенный уровень | Базовый уровень |
______ чел ________% | ______ чел ________% | ______ чел ________% |
Метапредметные результаты
20-33 баллов – базовый уровень
34-47 баллов – повышенный уровень
48-60 баллов – высокий уровень
Высокий уровень | Повышенный уровень | Базовый уровень |
______ чел ________% | ______ чел ________% | ______ чел ________% |
«___»___________________20__ года _________________ /___________________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая азбука -внеурочная деятельность 2 класс ФГОС
Программа по внеурочной деятельности 2 класс по ФГОС...
Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 2 класс
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях псих...
Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 3 класс
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях псих...
Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 4 класс
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях псих...
Программа "Психологическая азбука" 1 класс
"Психологическая азбука" программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...
Программа "Психологическая азбука" 2 класс
Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...
Программа "Психологическая азбука" 3 класс
Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...