Программа "Психологическая азбука" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему

Болдук Шенне Александровна

Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih_azb_3_klass.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонара Улуг-Хемского кожууна

Рассмотрено                                 Согласовано                                      Утверждаю

На заседании М/о                        Зам. Директора по УВР                    Директор школы

________рук м/о                          ______Мандан-оол И.Д.            _______ Мареев В.В.

«___»_______2014г                   «___»________2014г                      «___»_______2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Психологическая азбука»

Ступень обучения: начальное общее образование – 3 класс

Уровень общего образования: базовый

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Количество часов: 34ч

Педагог-психолог МБОУ СОШ №1

Болдук Ш.А.

Шагонар – 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Психологическая азбука» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»

Основные задачи:

  • Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
  • Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
  • Учить методам и приемам познания себя;
  • Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
  • Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
  • Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
  • Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
  • Научит детей осознавать и называть собственные переживания;
  • Помочь осознать свои задатки и способности;
  • Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.

Общая характеристика предмета

Настоящая программа «Психологическая азбука» для 3-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 3-м классе. – М.: Генезис, 2013.

На занятиях по "Психологической азбуке" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.

Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологическая азбука" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.

Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.

В комплект методических материалов к программе входят:

  • Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;
  • Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;
  • Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.

Место предмета в учебном плане

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.

Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования

Личностные универсальные учебные действия (УУД)

Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:

Виды личностных УУД:

  1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
  2. Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
  3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

У выпускника начальной школы будут сформированы:

•        внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;

•        способность к оценке своей учебной деятельности;

•        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Коммуникативные УУД

Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных УУД:

  1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  2. Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
  3. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
  4. Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
  5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.;

Виды регулятивных УУД:

1.        Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

2.        Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

  1. Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
  2. Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  3. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
  4. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
  5. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта) и преодолению препятствий.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

 • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД

Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.

Виды познавательных УУД:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  2. Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  3. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
  4. Подведение под понятие, выведение следствий.
  5. Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
  1. Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.
  2. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
  3. Формулирование проблемы.
  4. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В этой связи выпускник начальной школы научится:

•        осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.

Содержание программы

Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.

Тема занятия

Задачи

Планируемые результаты

Введение в психологию общения

Новая встреча с психологией

Пробуждение интереса к психологии общения, самопознанию и рефлексии, развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества

Осознание возможности общения со сверстниками и взрослыми.

Мотивационная основа для усвоения знаний по психологии.

Учебно – познавательный интерес к новым областям знаний, новым способам решения задач.

Начало путешествия в Страну Общения

Осмысление своих отношений с одноклассниками, развитие коммуникативных возможностей

Что взять с собой в путешествие?

Развитие умения осознавать свои желания, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, формирование умения действовать согласованно

Что я знаю о себе?

Пробуждение интереса к своему Я, развитие рефлексивной позиции в сфере общения

Психология отношений: Ты – Я – Он /Она = Мы

Как и почему начинаются споры?

Осознание причин своих ссор, развитие экспрессивных способностей, умения действовать согласованно

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение допускать возможность существования различных точек зрения.

Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Умение предвидеть последствия коллективных решений.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Сказка о конфликте и контакте

Развитие экспрессивных возможностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества

осознание качеств, необходимых для эффективного взаимодействия,

Качества, важные для общения

Какие мы в общении?

Понимание разницы между тем, как воспринимает себя сам учащийся и как его воспринимают другие, осознание отношения к себе, развитие реалистичной самооценки и самовосприятия

Я общительный или замкнутый?

Мотивирование на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей

Королевство Разорванных Связей

Осознание ценности глубоких и содержательных контактов между людьми, развитие навыков невербального взаимодействия

Свои и чужие

Осознание ценности теплых эмоциональных отношений между людьми, развитие толерантного отношения к другим

Робинзоны

Девчонки + мальчишки =…

Осознание своего отношения к представителям другого пола, формирование позитивного отношения к другому полу

Друзья и недруги

Осознание ценности дружеских отношений между людьми, развитие толерантного отношения к другому мнению

Сокровища и тайны дружбы

Дружба – это…

Знакомство с понятием «дружба», развитие навыков совместной деятельности

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение допускать возможность существования различных точек зрения.

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

Умение договариваться и приходить к общему решению.

Усвоение моральных ценностей

Мы – дружная команда

Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, создание условий для самовыражения в команде, разработка правил доброжелательного и эффективного общения

Правила доброжелательного общения

Дружная страна

Закрепление правил общения, развитие способности самовыражения

Как мы все похожи!

Развитие стремления к самопознанию,  осознание важности сходности черт между людьми для общения, развитие умения учитывать мнения других

Какие мы все разные!

Развитие способности к самопознанию, осознание важности различий между людьми для общения, осознание своих отличий от других, развитие умений учитывать разные мнения

Сказка о Другой Точке Зрения

Развитие взаимопонимания, развитие толерантного отношения

Скажи мне, кто твой друг…

Осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я

Скажи мне, кто твой друг…

Поддержка в общении

Комплимент – это…

Знакомство с понятием «комплимент», понимание значимости комплимента для комфортных взаимоотношений, знакомство с формулами комплимента, развитие стремления к освоению навыков оказания психологической поддержки

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Умение задавать вопросы.

Умения строить понятные высказывания.

Эмпатия.

Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?

Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений

Давайте говорить друг другу комплименты

Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений, получение опыта самопринятия и самодостижения

Давайте говорить друг другу комплименты

Сочувствие и сопереживание

Как мы переживаем эмоции?

Ориентация на осознание роли эмоций в общении, осознание смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения, расширение эмоционального словаря общения

Умение строить понятные высказывания.

Усвоение моральных ценностей.

Эмпатия.

Мы умеем выражать свои эмоции!

Осознание динамики эмоций и влияния других людей на этот процесс, развитие чувствительности к восприятию эмоций, умение выражать свои эмоции

Как мы понимаем эмоции других?

Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции и чувства

Как мы умеем сопереживать!

Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции, формирование способности к сопереживанию и сочувствию, обобщение материала

Поездка в ТЮЗ на спектакль «Королевская корова»

Подготовка творческого проекта

Защита проекта

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Дата

план

факт

Введение в психологию общения

1

Новая встреча с психологией

1

2

Начало путешествия в Страну Общения

1

3

Что взять с собой в путешествие?

1

4

Что я знаю о себе?

1

Психология отношений: Ты – Я – Он /Она = Мы

5

Как и почему начинаются споры?

1

6

Сказка о конфликте и контакте

1

7

Качества, важные для общения

1

8

Какие мы в общении?

1

9

Я общительный или замкнутый?

1

10

Королевство Разорванных Связей

1

11

Свои и чужие

1

12

Робинзоны

1

13

Девчонки + мальчишки =…

1

14

Друзья и недруги

1

Сокровища и тайны дружбы

15

Дружба – это…

1

16

Мы – дружная команда

1

17

Правила доброжелательного общения

1

18

Дружная страна

1

19

Как мы все похожи!

1

20

Какие мы все разные!

1

21

Сказка о Другой Точке Зрения

1

22

Скажи мне, кто твой друг…

1

23

Скажи мне, кто твой друг…

1

Поддержка в общении

24

Комплимент – это…

1

25

Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?

1

26

Давайте говорить друг другу комплименты

1

27

Давайте говорить друг другу комплименты

1

Сочувствие и сопереживание

28

Как мы переживаем эмоции?

1

29

Мы умеем выражать свои эмоции!

1

30

Как мы понимаем эмоции других?

1

31

Как мы умеем сопереживать!

1

32

Подготовка творческого проекта

1

33

Защита проекта

1

34

Итоговое занятие

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
  2. Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2012.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001.
  4. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Генезис, 2012.
  5. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос, 1995.
  8. Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...