Программа "Психологическая азбука" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
"Психологическая азбука" программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psikh_azb1kl.docx | 45.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 г.Шагонара Улуг-Хемского кожууна
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании М/о Зам. Директора по УВР Директор школы
________рук м/о ______Мандан-оол И.Д. _______ Мареев В.В.
«___»_______2014г «___»________2014г «___»_______2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Психологическая азбука»
Ступень обучения: начальное общее образование – 1 класс
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Количество часов: 33ч
Педагог-психолог МБОУ СОШ №1
Болдук Ш.А.
Шагонар – 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Психологическая азбука» 1 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания»
Основные задачи:
- Помочь детям быстрее и по возможности безболезненно адаптироваться к школьным условиям;
- Познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии;
- Учить методам и приемам познания себя;
- Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания;
- Помочь детям осознать ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
- Познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека;
- Познакомить детей с понятиями «чувства» и «эмоции»;
- Научит детей осознавать и называть собственные переживания;
- Помочь осознать свои задатки и способности;
- Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображений.
Общая характеристика предмета
Настоящая программа «Психологическая азбука» для 1-го класса создана на основе авторской программы Аржакаевой Т.А., Вачкова В.И., Поповой А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.
На занятиях по "Психологической азбуке" дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку, участвуют в конкурсах. По достигаемым задачам и используемым методам занятия по "Психологической азбуке" представляют собой развивающие групповые занятия.
Одна из важных особенностей развивающих занятий по программе "Психологическая азбука" заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей в процессе специально организованного самоузнавания и взаимоузнавания, но и дают возможность самому психологу (или педагогу) лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход и достижения их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, и, в конечном счете, предупреждать появление серьезных психологических проблем у ребенка.
Структура занятий включает в себя, как правило, три основных этапа: подготовительный (повторение пройденного, проверка домашнего задания, подготовка к восприятию материала, настрой на занятие) основной (изложение учителем нового материала, работа по теме, выполнение развивающих упражнений), подведение итогов и выводы.
В комплект методических материалов к программе входят:
- Методические пособия для психолога, включающие теоретическое обоснование содержания программы, примерные конспекты в 1-4 классах;
- Книга для чтения – «Сказка о самой душевной науке» (автор – Вачков И.В.): в течение первого и второго годов обучения – повесть «Королевство внутреннего мира»; в течение третьего и четвертого годов обучения – «Королевство разорванных связей»;
- Рабочие тетради для каждого года обучения, выполняющие функции своеобразного дневника ребенка и соответствующие содержанию разделов программы и тем занятий.
Место предмета в учебном плане
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Курс рассчитан на четыре года обучения.
Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные универсальные учебные действия (УУД)
Общая характеристика: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях:
Виды личностных УУД:
- Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
- Смыслообразование — поиск и установление личностного смысла учения (т.е. «значения для себя»), понимание границ того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
- Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.
У выпускника начальной школы будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально - положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» как примера для подражания;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Коммуникативные УУД
Общая характеристика: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей – партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных УУД:
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
- Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
Общая характеристика: обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.;
Виды регулятивных УУД:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
2. Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
- Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
- Контроль — сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
- Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта) и преодолению препятствий.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД
Общая характеристика: обеспечивают возможность познания предметного и социального мира; включают общеучебные, логические УУД, а также УУД, связанные с постановкой и решением проблемы.
Виды познавательных УУД:
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
- Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
- Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
- Подведение под понятие, выведение следствий.
- Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
- Построение логической цепочки рассуждений, анализ ис тинности утверждений.
- Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
- Формулирование проблемы.
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В этой связи выпускник начальной школы научится:
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Содержание программы
Основным содержанием программы «Психологическая азбука» является формирование у детей умения познавать самих себя, раскрывать свою субъективную реальность.
В программу «Психологическая азбука» для первого класса входят пять основных разделов:
1 раздел. Я теперь школьник (вхождение в новую роль).
Цель раздела – помочь детям быстрее войти в непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым условиям, освоить новую социальную позицию школьника.
2 раздел. Введение в мир психологии.
Цель – раскрыть перед детьми сначала в сказочной метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы Королевства Внутреннего мира – психического мира каждого человека.
3 раздел. Психика и познание мира.
Цель раздела – знакомство учащихся с тем, как мы познаем окружающий мир, с помощью каких органов чувств мы воспринимаем действительность, что такое познавательные психические процессы.
4 раздел. Темперамент и характер.
Этот раздел способствует изучению учащимися своих индивидуальных психологических особенностей.
5 раздел. Я и мои эмоции.
Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл.
Название занятия | Ключевые задачи, решаемые на занятии | Планируемые образовательные результаты | |
Я теперь школьник | Знакомство | познакомиться друг с другом и ввести в игровую атмосферу | — эмоционально-положительное отношение к школе; — адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; — принятие образца «хорошего ученика» как примера для подражания |
Знакомство продолжается | создать условия для самораскрытия и мотивирование на заимопознание | ||
Я теперь школьник | познакомить с правилами школьной жизни и занятий | ||
Что значит быть школьником? | помочь в осознании социальной позиции школьника | ||
Знакомство с Пси-Магом | создать мотивацию на познание самих себя и дать первоначальное представление о психической реальности | ||
Введение в мир психологии | Королевство Внутреннего мира | поддержать мотивацию на познание самих себя и одноклассников, создать первоначальное представление о специфике психической реальности | — способность к самопознанию и самооценке; — зачатки личностной рефлексии |
Сказка о волшебных зеркалах-1 | укрепить интерес к самопознанию, познакомить с основными составляющими Я-образа, развивать самоанализ и рефлексию | ||
Сказка о волшебных зеркалах-2 | |||
Что я знаю о себе? | актуализировать рефлексивную позицию, развивать потребность в самоанализе и рефлексии | ||
Что я знаю о себе и о других? | помочь посмотреть на себя глазами других людей | ||
Я — это кто? | помочь осознать собственную уникальность и себя самого в прошлом, настоящем и будущем, развивать способности к самоанализу и рефлексии | ||
Психика и познание мира | Мои ощущения | показать роль ощущений в познании окружающего мира, развивать осознание различных видов ощущений | — осознание и оценка особенностей своих ощущений, восприятия, внимания как причин успешности/неуспешности учебной деятельности; — стремление к самоизменению |
Мое восприятие мира | содействовать осознанию уникальности собственного восприятия окружающего мира | ||
Мое внимание | содействовать осознанию актуального состояния своего внимания, развивать внимательность | ||
Как быть внимательным? | развивать умение замечать свои ошибки, концентрацию, устойчивость, распределение и переключение внимания | ||
Развиваем свое внимание | помочь в осознании значимости целенаправленного сосредоточения внимания для достижения успеха, активизировать и развивать произвольное внимание | ||
Я умею быть внимательным | мотивировать на развитие собственного внимания, развивать произвольное внимание и наблюдательность | ||
Темперамент и характер | Что такое темперамент? | содействовать осознанию индивидуальных различий между людьми, познакомить с психологическими особенностями различных типов темперамента |
—ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Типы темперамента | способствовать осознанию уникальности и неповторимости каждого человека, мотивировать на познание особенностей своего темперамента, развивать умение различать его типы | ||
Разные люди — разные типы темперамента | закрепить умение различать типы темперамента, содействовать осознанию собственной уникальности и неповторимости через обнаружение у себя особенностей того или иного типа темперамента, развивать экспрессивные возможности | ||
Разные люди — разные характеры | обогатить запас слов, используемых для обозначения черт характера, развивать умение описывать черты характера других людей и произвольность поведения | ||
Какой у меня характер? | мотивировать на осознание черт собственного характера, актуализировать нравственные представления о хороших и плохих чертах характера, способствовать осознанию особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих поступков, поддержать позитивное самоотношение при обогащении представлений о себе | ||
Какой характер у других | |||
Мой характер: оценим недостатки | содействовать осознанию непривлекательных черт своего характера за счет получения от одноклассников обратной связи, развивать рефлексивные способности и способности оценки других людей | ||
Я и мои эмоции | Что такое эмоции? | мотивировать на познание собственного эмоционального мира, способствовать осознанию собственных эмоций |
|
Какие бывают эмоции? | показать богатство и многообразие эмоциональных проявлений людей, расширить активный словарь для обозначения эмоций, мотивировать на понимание собственных и чужих эмоций, развивать способности к их «прочтению», мимический и жестовый репертуар выражения эмоций, содействовать осознанию способов выражения собственных эмоций | ||
Конкурс чувствоведов | |||
Что я знаю о своих эмоциях? | способствовать осознанию богатства и уникальности собственного эмоционального мира, развивать способности к дифференцировке различных эмоций и выражать свои эмоции через рисунок | ||
Королевство внутреннего мира | стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию содержания собственной психической реальности, развивать рефлексию |
Тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | |||
РАЗДЕЛ I. Я теперь школьник | ||||
1 | Знакомство | 1 | ||
2 | Знакомство продолжается | 1 | ||
3 | Я теперь школьник | 1 | ||
4 | Что значит быть школьником? | 1 | ||
5 | Знакомство с Пси-Магом | 1 | ||
6 | Итоговое занятие | 1 | ||
РАЗДЕЛ II. Введение в мир психологии | ||||
7 | Королевство внутреннего мира | 1 | ||
8-9 | Сказка о волшебных зеркалах | 2 | ||
10 | Что я знаю о себе? | 1 | ||
11 | Что я знаю о себе и о других? | 1 | ||
12 | Я – это кто? | 1 | ||
Раздел III. Психика и познания мира | ||||
13 | Мои ощущения | 1 | ||
14 | Мое восприятие мира | 1 | ||
15 | Моё внимание | 1 | ||
16 | Как быть внимательным? | 1 | ||
17 | Развиваем своё внимание | 1 | ||
18 | Я умею быть внимательным! | 1 | ||
19 | Итоговое занятие | 1 | ||
Раздел IV. Темперамент и характер | ||||
20 | Что такое темперамент? | 1 | ||
21 | Типы темперамента | 1 | ||
22 | Разные люди – разные типы темперамента | 1 | ||
23 | Разные люди – разные характеры | 1 | ||
24 | Какой у меня характер? | |||
25 | Какой характер у других? | 1 | ||
26 | Мой характер: оценим недостатки | 1 | ||
Раздел V. Я и мои эмоции | ||||
27 | Что такое эмоции? | 1 | ||
28 | Какие бывают эмоции? | 1 | ||
29 | Конкурс чувствоведов | 1 | ||
30 | Что я знаю о своих эмоциях | 1 | ||
31-32 | Королевство Внутреннего мира | 2 | ||
33 | Итоговое занятие | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито-центр, 2008.
- Вачков И.В. Сказка о самой душевной науке. – М.: Генезис, 2012.
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосозхнания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001.
- Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Генезис, 2012.
- Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2012.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: просвещение; Владос, 1995.
- Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – СПб.: Образование, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...