ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ для младших школьников «Разнообразный мир профессий» 2019 г
проект (4 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

 Ведущей идеей проекта являются тезисы Д.А. Медведева, опубликованные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Новая школа - это школа для всех…»

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект « Профориентационная работа в начальной школе» Выполнила: Дубровкина Е.В.

Слайд 2

Основная идея: Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.

Слайд 3

Цель проекта : формирование опыта различных видов деятельности, интереса и положительного отношения к труду, изучение задатков, расширение знаний о мире профессий.

Слайд 4

Задачи : - расширение первоначальных представлений о различных профессиях; - предоставление возможности учащимся погрузиться в различные профессии через игровые ситуации; - развитие интереса к различным профессиям; - воспитание трудолюбия, уважительного отношения к чужому и своему труду; - выявление сферы интересов детей и обогащение этой сферы; - развитие способностей младших школьников на основе различных впечатлений о мире профессий; - изучение отношения к учению и к учебным предметам.

Слайд 5

Ранняя профориентационная работа должна проводиться уже в начальной школе, т.к. именно на этой ступени образования у учащихся закладываются основы выбора будущей профессии. Знакомство младших школьников с многообразием профессий позволит сделать им правильный и осознанный выбор в будущем. Одной из задач обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией ФГОС НОО является подготовка к обоснованному выбору профессии.

Слайд 6

Профессиональная ориентация – это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, что бы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Профориентация – это система мероприятий, направленная на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у обучающихся для оказания помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям. Содержание проекта:

Слайд 7

Возрастные особенности Повышенная чувствительность к внешним воздействиям; Ведущая деятельность – учебная; В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Слайд 8

Возрастные особенности 4. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер; 5. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых; 6. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.

Слайд 9

– это система педагогического воздействия на учащихся как на уроках, так и во внеурочное время для подготовки их сознательному выбору профессии. Основными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: - помощь младшему школьнику в выборе направления деятельности, в которой хотел бы он себя реализовать; - расширение круга современных профессий и их важность в жизни. Профессиональная ориентация в школе

Слайд 11

Целью профориентации в 1 классе является формирование первых умений и навыков общего труда на пользу человеку, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности общества, о технике, воспитание уважения к людям, которые трудятся, понимание значения труда в жизни человека . Во 2 классе младшие школьники также продолжают знакомство с трудом окружающих, имеют более глубокие представления о некоторых профессиях. Учащиеся второго класса пытаются устанавливать отношения в трудовых группах . занимаются освоением различных умений и навыков трудовой деятельности.

Слайд 12

продолжают углублять общетрудовые знания, умения и навыки. В этом возрасте происходит знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, начинается отработка первых навыков организации своей работы и работы одноклассников. Третьеклассники проявляют активность и инициативу в поисках и воплощении полезных дел. В этот пениод происходит воспитание чувства ответственности за качество выполненной работы. Учащиеся третьего класса

Слайд 13

У учащихся 4 класса обобщаются и расширяются представления о труде, полученные в предыдущих классах. В этом возрасте продолжается воспитание любви к труду, уважения к людям труда. У них углубляются представления о многообразии профессий. Профориентационная работа дает возможность младшему школьнику попробовать себя в различных видах деятельности. Применение своего опыта, увлечений позволяет учащимся лучше понять, что больше ему нравится, к чему предрасположенность.

Слайд 14

В начальной школе выделяют различные формы профориентационной работы: 1) организация профориентационной работы на уроках; 2) организация профориентационной работы во внеурочное время: - экскурсии; - тематические классные часы; - беседы с детьми; - проекты; - конкурсы; - игры; - внеклассные занятия.

Слайд 15

Основной формой профориентационной работы младших школьников является игра . На внеурочных мероприятиях необходимо использовать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия. Профориентационные игры желательно включат в структуру уроков начальной школы, которые позволят разнообразить уроки и сделать их эмоционально-насыщенными.

Слайд 16

Существует множество профориентационных игр, которые предлагаются младшим школьникам на уроках и во внеурочной деятельности. Условно эти игры можно разделить на 4 типа : I . Игры заигрывания проводятся с целью тренировки памяти, внимания и смекалки . «Назови профессию». Один из учеников называет любую профессию (например учитель). Затем следующий ученик называет профессию, название которой начинается на последнюю букву, т.е. логопед.

Слайд 17

II . Игры, моделирующие аспекты профессиональной деятельности, проводятся с целью ознакомления учащихся с особенностями и требованиями профессий. «Мои представления». Перед учащимися лежит таблица с двумя колонками. В первую ученики должны записать представления о профессии в начале урока, во вторую – представления о профессии в конце урока. После того, как все заполнят таблицу, каждый зачитывает свои ответы. Далее идет обсуждение, уточнения и дополнения .

Слайд 18

III . Игры, моделирующие построение личного профессионального плана . Цель таких игр – познакомить учащихся с процедурой правильного построения личностных профессиональных планов, а также научить младших школьников оказывать профориентационную помощь своим одноклассникам. «Консультант». Учитель предлагает распределиться по парам. Один из учеников назначается консультантом, а другой будет сам собой. У ученика на парте лежит листок с вопросами: - Какую профессию вы мне посоветуете? Почему? - Назовите ее плюсы и минусы и т. д. Консультант должен ответить на вопросы и убедить ученика в выборе этой профессии.

Слайд 19

IV . Игры – «жизнедеятельности». Цель – познакомить учащихся с содержанием, историей различных профессий. Такие игры проводятся в специальных условиях: поход на производство, в учреждение и т. д. Таким образом, работа по профориентации в начальной школе посредством игр направлена на то, чтобы школьники научились ориентироваться в большом количестве профессий и определиться в своих интересах.

Слайд 20

С учащимися 4 классов целесообразно использовать такую форму профориентационной работы, как психологическая диагностика, целью которой является изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся. Результаты этой психодиагностики могут быть использованы при комплектовании профильных 5 классов. В настоящее время профориентационный диагностический инструментарий для младшего школьного возраста практически отсутствует.

Слайд 21

Методика «Кем быть» (Н.С. Пряжников ) Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.

Слайд 22

Результаты методики «Кем быть» (Н.С. Пряжников)

Слайд 23

Мы предлагаем в профориентационной работе с учащимися 4 классов использовать следующие психодиагностические методики: 1. Групповой интеллектуальный тест ГИТ . ( Позволит оценить уровень развития логических, математических, языковых способностей ) 2. Дифференциально диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. Предназначен для диагностики профессиональных интересов детей. .

Слайд 24

3. Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам». Разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения. 4. Методика «Сферы интересов учащихся» (модификация методики О.И. Моткова ) С помощью качественного анализа определяются, какие виды интересов предпочтительнее для учащегося. Выделяются ведущие интересы, наличие интереса к активным видам деятельности, отношение пассивных и активных интересов.

Слайд 25

Внеурочная профориентационная работа Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день . Например:

Слайд 26

Внеурочная профориентационная работа Знакомство с профессией библиотекаря в районной библиотеке

Слайд 27

Внеурочная профориентационная работа Знакомство с кабинетом информатики и работой учителя информатики

Слайд 28

Внеурочная профориентационная работа Знакомство с кабинетом домоводства и работой учителя технологии 4й класс

Слайд 29

Заключение Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Профессия Строитель»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТНА ТЕМУ:«Профессия Строитель...

Активные формы профориентационной работы с обучающимися младших классов «Химия в профессиях» (внеклассное занятие в рамках работы с одарёнными детьми)

Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить наиболее интересные  знания о профессиях, что способствует развитию...

Памятка для родителей по профориентационной работе с младшим школьником

Профериентационная работа важна не только для страших классов, но и для младшего звена. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. У отдель...

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УЧИТЕЛЬ- ПРОФЕССИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

Вoспитание челoвека всегда былo, есть и будет одной из самых слoжных задач. В нашем, достаточно стабильно развивающемся обществе, возникают серьезные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Гло...

Педагогический проект «Профориентационная работа с младшими школьниками на уроках литературного чтения и окружающего мира»

Проект педагогической технологии формирования представлений о различных профессиях у обучающихся состоит из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально – деятельностного и диа...

Профориентационный проект "Незнайка ищет профессию"

Проведение игровых программ для  оказания помощи в выборе будущей профессии;Введение детей в мир различных профессий;Расширение представления школьников о труде взрослых, его результатах в общест...

Методическая разработка системы классных часов по профориентационной работе в начальных классах по теме "Профессия-пожарный"

Главным  направлением в борьбе с пожарами является их профилактика. И тогда в деле защиты населения в опасных ситуациях возрастает роль и  ответственность системы образования за подготовку д...