Рабочая программа адаптационных занятий для первоклассников.
рабочая программа (1 класс)
Программа психологических занятий «Я –школьник!» обусловлена необходимостью поддержки обучающихся на сложном этапе адаптации к условиям школьного обучения, создания положительной эмоциональной атмосферы в классном коллективе, формирования положительного отношения к себе и другим, формирования внутренней позиции школьника, развития когнитивной и эмоциональной сферы обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsionnyh_zanyatiy_dlya_pervoklassnikov.docx | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
для учащихся 1 класса
«Я – школьник»
Рассчитана на детей в возрасте 7-8 лет
Срок реализации программы 1 год
Пояснительная записка.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана развивающая программа «Я-школьник!».
Актуальность программы психологических занятий «Я –школьник!» обусловлена необходимостью поддержки обучающихся на сложном этапе адаптации к условиям школьного обучения, создания положительной эмоциональной атмосферы в классном коллективе, формирования положительного отношения к себе и другим, формирования
внутренней позиции школьника, развития когнитивной и эмоциональной сферы обучающихся.
Нормативные документы для разработки программы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2. ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
4. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
Цель программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
1.Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников.
2.Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению школьными правилами.
3.Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения.
4.Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД.
5.Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
6. Профилактика школьной дезадаптации.
Ожидаемые результаты:
1. благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе;
2.сформированность личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Сформированность УУД
Формирование личностных УУД
1.Умение относиться позитивно к коллективу.
2. Умение преодолеть негативные представления о собственной личности.
3.развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
4. овладение начальными навыками адаптации в социуме.
Формирование познавательных УУД
1.Умение работать самостоятельно
2.Умение сформулировать обобщенный вывод
Формирование регулятивных УУД
1.Умение произвольно регулировать поведение и деятельность
2.Умение контролировать процесс и результат деятельности
3.Умение адекватно оценивать результат своей деятельности.
Формирование коммуникативных УУД
1.Умение сотрудничать, вступать в диалог.
2.Умение осуществлять совместную работу в группе
3.Умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Принципы работы по программе.
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход помогает создать условия психологической безопасности для детей, способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и психологу, а также принимать ее.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку осознать свои чувства , познакомиться с особенностями своей личности. В процессе выполнения многих упражнений ребенок имеет возможность увидеть себя в разных ситуациях.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невозможным.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. Начало обучения в школе не допускает использования в занятиях провокационных упражнений, в процессе выполнения которых дети могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, психологу самостоятельно осуществлять деление детей на микрогруппы с помощью различных игровых приемов. Особенно это касается начала работы по программе. Чтобы снизить тревожность при выполнении заданий по арт-терапии, психологу следует объяснить детям , что содержание рисунка более важно, чем художественные способности.
В программе используются следующие методические приёмы:
- коммуникативные игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства; способствующие осознанию сферы общения; обучающие умению сотрудничать;
- психомышечная тренировка – нацелена на снятие психомышечного напряжения, улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций;
- интеллектуальная гимнастика;
- упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия);
- элементы сказкотерапии;
- элементы арттерапии;
- беседы с детьми.
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Основная часть занятия включает в себя выполнение упражнений, игр, нацеленных на введение детей в тематику занятий, поиск путей решений заявленной проблемы; эмоциональное отреагирование.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия, является обязательным этапом и предполагает:
1) эмоциональную оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения,
2) осмысление ребенком занятия.
Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Программа рассчитана на групповую форму работы.
Пространственно-временная организация.
Продолжительность занятий: 40 минут.
Периодичность встреч: 1раз в неделю,
Учебно- тематическое планирование занятий ( 1 год обучения)
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия. |
1 | Раздел №1.Занятие №1. Вводное. Знакомство. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Занятие №2.Кто такой школьник? | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Занятие №3.Зачем нужно ходить в школу | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Занятие №4.Мой класс | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Занятие №5-6.Какие ребята в моём классе? | 2 | 1 | 1 |
6 | Занятие №7.Мои друзья | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Занятие №8-9.Учимся работать дружно. | 2 | 1 | 1 |
8 | Занятие №10Разговор о вежливости | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Занятие№11.Школьные правила | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Занятие №12.Урок и перемена. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Занятие №13.Мои успехи в школе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Занятие №14.Моя «учебная сила» | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Занятие №15 Мне нравится… | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Занятие№16.Первоклассное путешествие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Занятие №17.Мои чувства | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Занятие №18. Радость | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Занятие №19.Азбука настроения | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Занятие №20.Радость можно передать прикосновением. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Занятие №21-22. Грусть. | 2 | 1 | 1 |
20 | Занятие №23-№ 24.Пргноз настроения | 2 | 1 | 1 |
21 | Занятие №25. Гнев.С какими чувствами он дружит? | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Занятие №26.Может ли гнев принести пользу? | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Занятие №27.Обида | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Занятие №28.Разные чувства | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Раздел №3.Занятие №29На что похож мой страх? | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Занятие №30-31.Страх и как его преодолеть | 2 | 1 | 1 |
27 | Занятие №32.Сказка о маленьком принце. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Занятие№33. Подведение итогов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 33 | 16,5 | 16,5 |
Тематическое планирование занятий.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма организации деятельности | Содержание |
1 | Вводное. Знакомство. | 1 | Беседа,групповая индивидуальная работа | Вводное слово психолога. Разминка « Будем знакомы» Основное содержание « Постройся по первой букве своего имени, ит.д», «Представление по кругу», «Я люблю, а вы?». рефлексия |
2 | Кто такой школьник? | 1 | Беседа,групповая индивидуальная работа | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Добрый день всем, кто…», Основное содержание «Цвет моего настроения» Знакомство со школой , школьными атрибутами через сказку. Упражнения с элементами сказкотерапии Рефлексия |
3 | Зачем нужно ходить в школу? | 1 | Беседа,групповая индивидуальная работа | Приветствие. Разминка «Друг к дружке» Основное содержание Подвижные упражнения, обсуждение сказки « О ленивой звездочке», игра- энергизатор « Я смогу». рефлексия |
4 | Мой класс | 1 | Беседа,групповая индивидуальная работа | Приветствие Разминка « Четыри стихии» Основное содержание Ролевая гимнастика. Работа со сказкой «Два города», прослушивание и обсуждение. Подвижное упражнение на снятие утомления Рефлексия |
5 | Какие ребята в моём классе? | 2 | Беседа,групповая индивидуальная работа | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Ролевая гимнастика». Основное содержание: «Сколько в моём классе..?», «Закончи предложение», «Мы», «Вспомним хорошие поступки», «Мы любим», сказка «Кто самый лучший». Рефлексия. |
6 | Мои друзья | 1 | Беседа,групповая работа | Приветствие»Аплодисменты по кругу» Разминка « Раз,два,три-слушай и смотри» Основное содержание. « объявление Ищу друга» « Что я люблю делать» Рефлексия |
7 | Учимся работать дружно. | 2 | Беседа,групповая индивидуальная работа | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Ролевая гимнастика». Основное содержание:» Дру к дружке» «Кто умеет хорошо…», «Закончи предложения», « Кто точнее2 «Портрет моего друга», сказка «Про Белоцветик» (О. В. Хухлаева). Рефлексия. |
8 | Разговор о вежливости | 1 | Беседа, групповая индивидуальная работа | Приветствие. Разминка «Четыри стихии» «Ленивые восьмерки» Основное содержание «Азбука добрых слов» Дать учащимся определение понятия «вежливость». Помощь в осмыслении своего отношения к окружающим. Подвижное упражнение. Групповая дискуссия. Проигрывание ситуаций. Рефлексия. |
9 | Школьные правила. | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Добрый день всем, кто…», «Чуткие руки». Основное содержание: «Правила школьной жизни», сказка «Урок в лесной школе», пальчиковая гимнастика «Паучок», «Загадки о школьных принадлежностях», релаксационное упражнение «Живые деревья». Рефлексия. |
10 | Урок и перемена. | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Приветствие. Разминка « Назови соседа» Основное содержание Беседа на тему:»Что такое урок?» Проигрывание ситуаций. Работа со стихом Заходера « Перемена» Беседа « Что можно сделать за перемену?» Рефлексия |
11 | Мои успехи в школе. | 1 | Беседа,индивидуальная, групповая работа. | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Ролевая гимнастика». Основное содержание: «Закончи предложения», «Буратино забыл слова», «Мне помогли», «Считалка», сказка «Яшок и звёздная болезнь». Рефлексия. |
12 | Моя «учебная сила» | 1 | Беседа,индивидуальная работа. | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Ролевая гимнастика». Основное содержание: «Я тоже», «Встаньте, у кого это есть», «Главная учебная сила»,работа со сказкой(Хухлаева). Рефлексия. |
13 | Занятие №15 Мне нравится… | 1 | Беседа, Групповая, индивидуальная работа. | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Поздоровайтесь по-разному», «дотроньтесь до носа те кто…» Основное содержание: «Выполни команду», «Какого цвета?», «Найди отличия», «Услышь шум», «Назови одним словом». |
14 | Занятие№16.Первоклас сное путешествие. | 1 | Беседа, групповая работа | Приветствие.Разминка.Дыхательное упражнение Основное содержание. «Мы поехали в поход» «Расшифруй пословицу» |
15 | Занятие №17.Мои чувства. | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Приветствие.Разминка.Дыхательное упражнение Знакомство учащихся с эмоциями по карточкам. Психологические упражнения и игры. |
16 | Занятие №18. Радость | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Угадай, где я иду?» Основное содержание: беседа «Как доставить радость другому человеку?», «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова». Рефлексия. |
17 | Занятие №19.Азбука настроения | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Приветствие.Разминка. Основная часть.Работа с эмоциями по карточкам. Подвижные упражнения. Рефлексия. |
18 | Занятие №20.Радость можно передать прикосновением. | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота». Основное содержание: «Радость можно передать прикосновением», «Котёнок», сказка «О муравьишке, который пошёл в школу». Рефлексия. |
19 | Занятие №21-22. Грусть. | 2 | Беседа, групповая и индивидуальная работа | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Покажи профессию», «Скажи ДА и НЕТ». Основное содержание: «Закончи предложения», «Грустные ситуации», «Котёнок загрустил», сказка «Сказка про котёнка Ваську». Рефлексия. Рисунки к сказке,беседа. |
20 | Занятие №23-№24. Прогноз настроения | 2 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Беседа по теме занятия. Упражнения на обогащение эмоциональной сферы. |
21 | Занятие №25. Гнев.С какими чувствами он дружит? | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Художники», «Попугай», «Покажи дневник маме». Основное содержание: сказки «О мальчике Серёже, который всего боялся, и потому дрался», «Как ромашки с васильками поссорились» Рефлексия. |
22 | Занятие №26.Может ли гнев принести пользу? | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Чёрная рука – белая рука», «Разозлились – одумались», «Поссорились – помирились». Основное содержание: «Закончи предложения», сказка «О путнике и его беде». Рефлексия |
23 | Занятие №27.Обида | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет», «Весеннее настроение». Основное содержание: «Закончи предложения», «Какая у меня обида», «Напрасная обида», сказка «Обида». Рефлексия. |
24 | Занятие №28.Разные чувства | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Разминка «Попугай», «Шурум- бурум», «Море волнуется», «Волны». Основное содержание: «Закончи предложение», «Ожившее чувство», «Рисунок чувств». Рефлексия. |
25 | Занятие №29.На что похож мой страх? | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Упражнение на снятие мышечного напряжения. Работа со сказкой. |
26 | Занятие №30-31.Страх и как его преодолеть | 2 | Беседа, групповая и индивидуальная работа. | Разминка «Дотроньтесь до…»,. Основное содержание: «Мысленная картинка», Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». «Придумай весёлый конец». Основное содержание: «Картинная галерея», сказка «Маленькая Луна». Рефлексия. сказки «Девочка с мишкой», «Темноландия». Рефлексия. |
27 | Занятие №32.Сказка о маленьком принце. | 1 | Беседа, индивидуальная работа | Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Упражнение на создание работоспособности. Работа со сказкой. |
28 | Занятие№33. Подведение итогов. | 1 | Беседа, групповая и индивидуальная работа | Вступительное слово психолога. Приветствие «Раз, два, три - слушай и смотри!». Любимые психологические игры детей. Рефлексия. |
Методическое обеспечение программы
№п/п | тема | Форма занятий | Приемы и методы организации психолого-педагогического процесса | Методический и дидактический материал | Техничес кое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Я -школьник | Беседа, упражнения, пальчиковая гимнастика, коммуника тивные игры, элементы арт-терапии, работа со сказкой. | -словесный: рассказ педагога; объяснительно- иллюстрированный: сообщение педагогом информации с помощью слов и наглядных средств; -практический: выполнение упражнений. | Наглядный материал, иллюстрации | Карандаши цветные, бумага,мяч, ватман Музыкальное сопровождение | рефлексия |
2 | Мои чувства | Беседа, упражнени я,психомыше чная тренировка, элементы сказкотерапии, коммуника тивные , ролевые игры. | рассказ педагога; объяснительно- иллюстрированный: сообщение педагогом информации с помощью слов и наглядных материалов -практический: выполнение учащимися упражнений, рисунков. | Наглядный материал, иллюстрации | Карандаши цветные, бумага,мяч, ватман Музыкальное сопровождение | рефлексия |
3 | Школь-ная тревожность | Беседа, упражнения, пальчиковая гимнастика, коммуника тивные, подвижные игры, элементы арт-терапии, работа со сказкой, | рассказ педагога; объяснительно- иллюстрированный: сообщение педагогом информации с помощью слов и наглядных материалов -практический: выполнение учащимися упражнений, рисунков. | Наглядный материал, иллюстрации | Карандаши цветные, бумага ,мяч, ватман Музыкальное сопровождение | рефлексия |
4 | Итоговое занятие. | Беседа,упражнения, психомышечная тренировка, арт- терапии коммуника- тивные, подвижные игры | рассказ педагога; объяснительно- иллюстрированный: сообщение педагогом информации с помощью слов и наглядных средств; -практический: выполнение учащимися упражнений. | Наглядный материал, иллюстрации | Карандаши цветные, бумага ,мяч, ватман Музыкальное сопровождение | рефлексия |
Литература.
- Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с
- Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006.
- Гайтукаева И.Ю.,Елизарова Е.М.Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников.Из-во « Учитель»2009.
- .Коробкина С,А.Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах.Влгоград, из-во « Учитель»2010
- Крылова О.Н..Чтение.Работа с текстом.Учебно-методический комплект. Из-во « Экзамен» 2011
6.Овчарова Р.В.практическая психология в начальной школе.Сфера,2005.
7. Панфилова М.А. Школа.М.,2012
8.Хухлаева О. Тропинка к своему Я,Генезис,2010
9.Языкова Е.В. Развивающие задания. Из-во « Экзамен» 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптационные занятия с первоклассниками
Начало школьной жизни-серьёзное испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное с резким изменением всего образа жизни.Для ребёнка всё новое ,необычное,неизведанное.Как прави...
Адаптационное занятие с первоклассниками
Занятие споосбствует содействию школьной адаптации учащихся через осознание значимости каждого члена классного коллектива. На занятии проводится коллективная работа, которая сплачивает ребят. Первокла...
Рабочая программа для занятий "Будущий первоклассник".
В программе описывается. что должен знать и уметь будущий первоклассник к концу занятий. Дан календарно-тематический план к занятиям на каждый день....
Программа адаптационных занятий с первоклассниками
Программа направлена на содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению грамоте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятийдля будущих первоклассников»по обучению грамоте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по математике
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по математике...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму...