Рабочая программа адаптационных занятий для первоклассников.
рабочая программа (1 класс)

Программа психологических занятий «Я –школьник!» обусловлена необходимостью поддержки обучающихся на сложном этапе адаптации к условиям школьного обучения, создания положительной эмоциональной атмосферы в классном  коллективе, формирования положительного отношения к себе и другим, формирования внутренней позиции школьника, развития когнитивной и эмоциональной  сферы обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_adaptatsionnyh_zanyatiy_dlya_pervoklassnikov.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  внеурочной  деятельности

для  учащихся 1 класса

«Я – школьник»

Рассчитана на детей в возрасте 7-8 лет

Срок реализации программы 1 год

                                                                         

                                                                                       Пояснительная записка.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД  разработана развивающая программа «Я-школьник!».

Актуальность программы психологических занятий «Я –школьник!» обусловлена необходимостью поддержки обучающихся на сложном этапе адаптации к условиям школьного обучения, создания положительной эмоциональной атмосферы в классном  коллективе, формирования положительного отношения к себе и другим, формирования

внутренней позиции школьника, развития когнитивной и эмоциональной  сферы обучающихся.

                                        Нормативные документы для разработки программы.

1.        Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»

2.        ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года

3.        Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)

4.        О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)

Цель  программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

1.Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников.

2.Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению школьными правилами.

3.Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции  поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения.

4.Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД.

5.Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.

6. Профилактика школьной дезадаптации.

Ожидаемые  результаты:

1. благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе;

2.сформированность личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов

- установление контакта с обучающимися, с учителем;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности;

 - степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Сформированность УУД

Формирование  личностных  УУД

1.Умение относиться позитивно к коллективу.

2. Умение преодолеть негативные представления о собственной личности.

3.развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

4. овладение начальными навыками адаптации в социуме.

Формирование  познавательных  УУД

1.Умение работать самостоятельно

2.Умение сформулировать обобщенный вывод

Формирование  регулятивных  УУД

1.Умение произвольно регулировать поведение и деятельность

2.Умение контролировать процесс и результат деятельности

3.Умение адекватно оценивать результат своей деятельности.

Формирование  коммуникативных  УУД

1.Умение сотрудничать, вступать в диалог.

2.Умение осуществлять совместную работу в группе

3.Умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

                                                                  Принципы работы по программе.

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход помогает создать условия психологической безопасности для детей,  способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и психологу, а также принимать ее.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку осознать свои чувства , познакомиться с особенностями своей личности. В процессе выполнения многих упражнений ребенок имеет возможность увидеть себя в разных ситуациях.

 Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невозможным.

 Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. Начало обучения в школе не допускает использования в занятиях провокационных упражнений, в процессе выполнения которых дети могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, психологу  самостоятельно осуществлять  деление детей на микрогруппы  с помощью различных игровых приемов. Особенно это касается начала работы по программе. Чтобы снизить тревожность при выполнении заданий по арт-терапии,  психологу следует объяснить детям , что содержание рисунка более важно, чем художественные способности. 

В программе используются следующие методические приёмы:

- коммуникативные игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства; способствующие осознанию сферы общения; обучающие умению сотрудничать;

- психомышечная тренировка – нацелена на снятие психомышечного напряжения, улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций;

- интеллектуальная гимнастика;

- упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия);

- элементы сказкотерапии;

- элементы арттерапии;

- беседы с детьми.

Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

    Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком  и  формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти  процедуры  сплачивают    детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

     Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

   Основная часть занятия включает в себя выполнение упражнений, игр, нацеленных на введение детей в тематику занятий, поиск путей решений заявленной проблемы; эмоциональное отреагирование.

     Обсуждение итогов занятия, или рефлексия, является обязательным этапом и предполагает:

 1) эмоциональную оценку содержания  занятия в  ходе заключительного обсуждения,

2) осмысление ребенком  занятия.

   Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

Программа рассчитана на групповую форму  работы.

Пространственно-временная организация.

Продолжительность занятий: 40 минут.

Периодичность встреч: 1раз в неделю,

                                                           Учебно- тематическое  планирование  занятий ( 1 год обучения)

п/п

                      Тема

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия.

1

Раздел №1.Занятие №1.

Вводное. Знакомство.

1

0,5

0,5

2

Занятие №2.Кто такой школьник?

1

0,5

0,5

3

Занятие №3.Зачем нужно ходить в школу

1

0,5

0,5

4

Занятие №4.Мой класс

1

0,5

0,5

5

Занятие №5-6.Какие ребята в моём классе?

2

1

1

6

Занятие №7.Мои друзья

1

0,5

0,5

7

Занятие №8-9.Учимся работать дружно.

2

1

1

8

Занятие №10Разговор о вежливости

1

0,5

0,5

9

Занятие№11.Школьные правила

1

0,5

0,5

10

Занятие №12.Урок и перемена.

1

0,5

0,5

11

Занятие №13.Мои успехи в школе.

1

0,5

0,5

12

Занятие №14.Моя «учебная сила»

1

0,5

0,5

13

Занятие №15 Мне нравится…

1

0,5

0,5

14

Занятие№16.Первоклассное путешествие.

1

0,5

0,5

15

Занятие №17.Мои чувства

1

0,5

0,5

16

Занятие №18. Радость

1

0,5

0,5

17

Занятие №19.Азбука настроения

1

0,5

0,5

18

Занятие №20.Радость можно передать прикосновением.

1

0,5

0,5

19

Занятие №21-22. Грусть.

2

1

1

20

Занятие №23-№ 24.Пргноз настроения

2

1

1

21

Занятие №25. Гнев.С какими чувствами он дружит?

1

0,5

0,5

22

Занятие №26.Может ли гнев принести пользу?

1

0,5

0,5

23

Занятие №27.Обида

1

0,5

0,5

24

Занятие №28.Разные чувства

1

0,5

0,5

25

Раздел №3.Занятие №29На что похож мой страх?

1

0,5

0,5

26

Занятие №30-31.Страх и как его преодолеть

2

1

1

27

Занятие №32.Сказка о маленьком принце.

1

0,5

0,5

28

Занятие№33. Подведение итогов.

1

0,5

0,5

Итого

33

16,5

16,5

                                                           Тематическое планирование занятий.

п/п

       Тема занятия

Кол-во

часов

Форма организации деятельности

Содержание

1

 Вводное. Знакомство.

1

Беседа,групповая индивидуальная работа

Вводное слово психолога.

Разминка « Будем знакомы»

Основное содержание

« Постройся по первой букве своего имени, ит.д», «Представление по кругу», «Я

люблю, а вы?».

рефлексия

2

Кто такой школьник?

1

Беседа,групповая индивидуальная работа

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Добрый день всем,

кто…»,

Основное содержание

 «Цвет моего настроения»

Знакомство со школой , школьными атрибутами через сказку. Упражнения с элементами сказкотерапии

Рефлексия

3

Зачем нужно ходить в школу?

1

Беседа,групповая индивидуальная работа

Приветствие.

Разминка «Друг к дружке»

Основное содержание

Подвижные  упражнения, обсуждение сказки « О ленивой звездочке»,

игра- энергизатор « Я смогу».

рефлексия

4

Мой класс

1

Беседа,групповая индивидуальная работа

Приветствие

Разминка

« Четыри стихии»

Основное содержание

Ролевая гимнастика.  Работа со сказкой «Два города», прослушивание и обсуждение. Подвижное упражнение на снятие утомления

Рефлексия

5

Какие ребята в моём классе?

2

Беседа,групповая индивидуальная работа

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Ролевая гимнастика».

Основное содержание: «Сколько в

моём классе..?», «Закончи

предложение», «Мы», «Вспомним

хорошие поступки», «Мы любим»,

сказка «Кто самый лучший».

Рефлексия.

6

Мои друзья

1

Беседа,групповая  работа

Приветствие»Аплодисменты по кругу»

Разминка « Раз,два,три-слушай и смотри»

Основное содержание. « объявление Ищу друга»

« Что я люблю делать»

Рефлексия

7

Учимся работать дружно.

2

Беседа,групповая индивидуальная работа

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка

 «Ролевая гимнастика».

Основное содержание:» Дру к дружке»

 «Кто умеет

хорошо…», «Закончи предложения»,

« Кто точнее2

«Портрет моего друга», сказка «Про

Белоцветик» (О. В. Хухлаева).

Рефлексия.

8

Разговор о вежливости

1

Беседа,

групповая индивидуальная работа

Приветствие.

Разминка

«Четыри стихии»

«Ленивые восьмерки»

Основное содержание «Азбука добрых слов» Дать учащимся определение понятия «вежливость». Помощь в осмыслении своего отношения к окружающим. Подвижное упражнение. Групповая дискуссия. Проигрывание ситуаций.

Рефлексия.

9

Школьные правила.

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Добрый день всем,

кто…», «Чуткие руки».

Основное содержание: «Правила

школьной жизни», сказка «Урок в

лесной школе», пальчиковая

гимнастика «Паучок», «Загадки о

школьных принадлежностях»,

релаксационное упражнение «Живые

деревья».

Рефлексия.

10

Урок и перемена.

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

Приветствие.

Разминка « Назови соседа»

Основное содержание

Беседа на тему:»Что такое урок?»

Проигрывание ситуаций.

Работа со стихом Заходера « Перемена»

Беседа « Что можно сделать за перемену?»

Рефлексия

11

Мои успехи в школе.

1

Беседа,индивидуальная,

групповая

работа.

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Ролевая гимнастика».

Основное содержание: «Закончи

предложения», «Буратино забыл

слова», «Мне помогли», «Считалка»,

сказка «Яшок и звёздная болезнь».

Рефлексия.

12

Моя «учебная сила»

1

Беседа,индивидуальная

работа.

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Ролевая гимнастика».

Основное содержание: «Я тоже»,

«Встаньте, у кого это есть», «Главная

учебная сила»,работа со сказкой(Хухлаева).

Рефлексия.

13

Занятие №15 Мне нравится…

1

Беседа,

Групповая,

индивидуальная

работа.

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Поздоровайтесь по-разному», «дотроньтесь до носа те кто…»

Основное содержание: «Выполни

команду», «Какого цвета?», «Найди

отличия», «Услышь шум», «Назови

одним словом».

14

Занятие№16.Первоклас

сное путешествие.

1

Беседа,

групповая

работа

Приветствие.Разминка.Дыхательное упражнение

Основное содержание. «Мы поехали в поход»

«Расшифруй пословицу»

15

Занятие №17.Мои чувства.

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

 Приветствие.Разминка.Дыхательное упражнение

Знакомство учащихся с эмоциями по карточкам. Психологические упражнения и игры.

16

Занятие №18. Радость

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Угадай, где я иду?»

Основное содержание: беседа «Как

доставить радость другому

человеку?», «Собираем добрые

слова», «Скажи мишке добрые

слова».

Рефлексия.

17

Занятие №19.Азбука настроения

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

Приветствие.Разминка.

Основная часть.Работа с эмоциями по карточкам. Подвижные упражнения.

Рефлексия.

18

Занятие №20.Радость можно передать прикосновением.

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Муха», «Превратись в

животное», «Фотоохота».

Основное содержание: «Радость

можно передать прикосновением»,

«Котёнок», сказка «О муравьишке,

который пошёл в школу».

Рефлексия.

19

Занятие №21-22. Грусть.

2

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Покажи профессию»,

«Скажи ДА и НЕТ».

Основное содержание:

«Закончи предложения», «Грустные

ситуации», «Котёнок загрустил»,

сказка «Сказка про котёнка Ваську».

Рефлексия.

Рисунки к сказке,беседа.

20

Занятие №23-№24.

Прогноз настроения

2

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

 Беседа по теме занятия.

Упражнения на обогащение эмоциональной сферы.

21

Занятие №25. Гнев.С какими чувствами он дружит?

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Художники», «Попугай»,

«Покажи дневник маме».

Основное содержание: сказки «О

мальчике Серёже, который всего

боялся, и потому дрался», «Как

ромашки с васильками поссорились»

Рефлексия.

22

Занятие №26.Может ли гнев принести пользу?

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Чёрная рука – белая

рука», «Разозлились – одумались»,

«Поссорились – помирились».

Основное содержание: «Закончи

предложения», сказка «О путнике и

его беде».

Рефлексия

23

Занятие №27.Обида

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Массаж чувствами»,

«Пусть всегда будет», «Весеннее

настроение».

Основное содержание: «Закончи

предложения», «Какая у меня обида»,

«Напрасная обида», сказка «Обида».

Рефлексия.

24

Занятие №28.Разные чувства

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Разминка «Попугай», «Шурум-

бурум», «Море волнуется», «Волны».

Основное содержание: «Закончи

предложение», «Ожившее чувство»,

«Рисунок чувств».

Рефлексия.

25

Занятие №29.На что похож мой страх?

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Упражнение на снятие мышечного напряжения.

Работа со сказкой.

26

Занятие №30-31.Страх и как его преодолеть

2

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа.

Разминка «Дотроньтесь до…»,.

Основное содержание: «Мысленная

картинка», Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

«Придумай весёлый

конец».

Основное содержание: «Картинная

галерея», сказка «Маленькая Луна».

Рефлексия.

сказки «Девочка с мишкой»,

«Темноландия».

Рефлексия.

27

Занятие №32.Сказка о маленьком принце.

1

Беседа,

индивидуальная работа

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Упражнение на создание работоспособности. Работа со сказкой.

28

Занятие№33.

Подведение итогов.

1

Беседа,

групповая и

индивидуальная

работа

Вступительное слово психолога.

Приветствие «Раз, два, три - слушай

и смотри!».

Любимые психологические игры

детей.

 Рефлексия.

                                                Методическое обеспечение программы

№п/п

тема

Форма занятий

Приемы и методы организации психолого-педагогического процесса

Методический и дидактический материал

Техничес

кое оснащение

Формы подведения итогов

1

Я -школьник

Беседа,

упражнения,

пальчиковая

гимнастика,

коммуника

тивные  игры,

элементы

арт-терапии, работа со сказкой.

-словесный:

рассказ педагога;

объяснительно-

иллюстрированный: сообщение

педагогом

информации с

помощью слов и наглядных

средств;

-практический:

выполнение

упражнений.

Наглядный материал,

иллюстрации

Карандаши цветные, бумага,мяч, ватман

Музыкальное сопровождение

рефлексия

2

 Мои чувства

Беседа,

упражнени

я,психомыше

чная тренировка,

элементы

сказкотерапии, коммуника

тивные , ролевые игры.

рассказ педагога;

объяснительно-

иллюстрированный: сообщение

педагогом

информации с

помощью слов и

наглядных материалов

-практический:

выполнение

учащимися

упражнений,

рисунков.

Наглядный материал,

иллюстрации

Карандаши цветные, бумага,мяч, ватман

Музыкальное сопровождение

рефлексия

3

Школь-ная тревожность

Беседа,

упражнения,

пальчиковая

гимнастика,

коммуника

тивные, подвижные  игры,

элементы

арт-терапии, работа со сказкой,

рассказ педагога;

объяснительно-

иллюстрированный: сообщение

педагогом

информации с

помощью слов и наглядных материалов

-практический:

выполнение

учащимися

упражнений,

рисунков.

Наглядный материал,

иллюстрации

Карандаши цветные, бумага

,мяч, ватман

Музыкальное сопровождение

рефлексия

4

Итоговое

занятие.

Беседа,упражнения, психомышечная

тренировка,

арт-

терапии

коммуника-

тивные, подвижные

игры

рассказ педагога;

объяснительно-

иллюстрированный: сообщение

педагогом

информации с

помощью слов и

наглядных

средств;

-практический:

выполнение

учащимися

упражнений.

Наглядный материал,

иллюстрации

Карандаши цветные, бумага

,мяч, ватман

Музыкальное сопровождение

рефлексия

                                                                                                    Литература.

  1. Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука.  Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с
  2. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006.
  3. Гайтукаева И.Ю.,Елизарова Е.М.Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников.Из-во « Учитель»2009.
  4. .Коробкина С,А.Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах.Влгоград, из-во « Учитель»2010
  5. Крылова О.Н..Чтение.Работа с текстом.Учебно-методический комплект. Из-во « Экзамен» 2011

     6.Овчарова Р.В.практическая психология в начальной  школе.Сфера,2005.

    7. Панфилова М.А. Школа.М.,2012

   8.Хухлаева О. Тропинка к своему Я,Генезис,2010

    9.Языкова Е.В. Развивающие задания. Из-во « Экзамен» 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационные занятия с первоклассниками

Начало школьной жизни-серьёзное испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное  с резким изменением всего образа жизни.Для ребёнка всё новое ,необычное,неизведанное.Как прави...

Адаптационное занятие с первоклассниками

Занятие споосбствует содействию школьной адаптации учащихся через осознание значимости каждого члена классного коллектива. На занятии проводится коллективная работа, которая сплачивает ребят. Первокла...

Рабочая программа для занятий "Будущий первоклассник".

В программе описывается. что должен знать и уметь будущий первоклассник к концу занятий. Дан календарно-тематический план к занятиям на каждый день....

Программа адаптационных занятий с первоклассниками

Программа направлена на содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению грамоте

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Адаптационно-подготовительных занятийдля будущих первоклассников»по обучению грамоте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по математике

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по математике...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму...