Программа адаптационных занятий с первоклассниками
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа направлена на содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._ya_shkolnik.docx | 35.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом
совете школы
Протокол от _____________ № ___
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Излучинская ОНШ»
__________Е.В. Шагвалеева
Приказ
от ________________г № ____
ПРОГРАММА
адаптационных занятий
по профилактике проявлений школьной дезадаптации
у учащихся 1 классов
«Я школьник»
Составитель:
педагог-психолог
Тишкина Е.А.
г.п. Излучинск
2015 год
Содержание
Паспорт программы ………………………………………………………. 2
Пояснительная записка …………………………………………………… 3
Цель программы, задачи ……………………………………………….. …4
Целевая группа ……………………………………………………………..4
Основные принципы реализации программы ……………………………4
Ожидаемые результаты ……………………………………………………5
Содержание программы ………………………………………………….. 5
Контроль за реализацией программы …………………………………….6
Календарно-тематическое планирование ………………………………..6
Список литературы ………………………………………………………..8
Паспорт программы
Наименование программы | Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Я школьник» |
Разработчик программы | Педагог-психолог |
Цель и задачи | Цель: Содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению. Задачи:
|
Целевая группа | Обучающиеся 1-х классов |
Основные исполнители | Педагог-психолог |
Ожидаемые результаты | Первоклассники быстрее познакомятся с ребятами из класса, освоят правила поведения ученика на уроке и перемене. Научаться договариваться, сотрудничать с одноклассниками в процессе деятельности; обращаться за помощью к товарищу, учителю при возникновении трудностей; контролировать свои эмоциональные реакции; уступать друг другу в конфликтных ситуациях; оценивать свои действия и поступки. Повышение уверенности в себе, снижение тревожности, уменьшение рисков дезадаптации. |
Сроки реализации программы | 9 тем – 12 занятий. Периодичность – 1-2 раза в неделю в течение 1 четверти. Средняя продолжительность занятия – 25-30мин. Количество участников – 20-25человек, возраст – 6,5 -7,5 лет. |
Контроль за реализацией | Администрация образовательного учреждения. |
Пояснительная записка
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Оно связано с периодом перестройки всех систем и функций организма и коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.
Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение.
Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто и через полгода учебы дети не знают имен большей части одноклассников. Все это замедляет процесс адаптации, так как прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Процесс адаптации первоклассников к школе можно облегчить и ускорить. Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер.
Для содействия в социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению, адаптации к новому коллективу сверстников, новому режиму деятельности разработана программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Я школьник».
Цель программы
Содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи
- Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе, снижения тревожности.
- Формирование положительного отношения к школе.
- Помощь в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
- Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативных навыков.
- Повышение эмоциональной устойчивости, самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Целевая группа
Занятия по программе психолого-педагогического сопровождения первоклассников проводятся одновременно со всем классом в 1четверти. Продолжительность занятия – 25-30 минут, частота встреч – 1-2 раза в неделю.
На занятиях используются различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок, помогающих осваивать пространство класса.
Основные принципы реализации программы
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в работе профилактических и развивающих задач.
Принцип комплексности методов психологического воздействия. Он указывает на необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Этот принцип предполагает учет «нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий.
Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития. Основным способом воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности.
Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Ожидаемые результаты
В результате проведения адаптационных занятий ожидается, что первоклассники быстрее познакомятся с ребятами из класса, освоят правила поведения ученика на уроке и перемене. Научаться договариваться, сотрудничать с одноклассниками в процессе деятельности; обращаться за помощью к товарищу, учителю при возникновении трудностей; контролировать свои эмоциональные реакции; уступать друг другу в конфликтных ситуациях; оценивать свои действия и поступки. А также ожидается повышение уверенности в себе, снижение тревожности, уменьшение рисков дезадаптации.
Содержание программы
№ | Тема занятия | Время проведения |
1 | Знакомство. Как зовут ребят моего класса. | 1 неделя сентября |
2 | Правила школьной жизни. | 2 неделя сентября |
3 | Школьник и дошкольник. | 3 неделя сентября |
4 | Ура! Я школьник. | 4 неделя сентября |
5 | Зачем ходить в школу. | 1 неделя октября |
6 | Мой друг школьный портфель. | 2 неделя октября |
7 | Какие ребята в моем классе. | 3 неделя октября |
8 | Мои друзья в классе. | 4 неделя октября |
9 | Учимся работать дружно. | 5 неделя октября |
Структура занятия
Этап занятия | Направленность |
Приветствие | Создание атмосферы группового доверия и принятия. |
Разминка | Настройка на продуктивную групповую деятельность (активизировать детей, снять эмоциональное напряжение) |
Основное содержание | Формирование социальных навыков, развитие группового взаимодействия. Чередование деятельности, смена психофизического состояния ребенка. |
Рефлексия | Обучение самоанализу. ( Используются две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему); смысловая (для чего мы это делали). |
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация образовательного учреждения.
После завершения работы по программе проводится отслеживание результативности программы, для этого используется:
- наблюдение за детьми на уроках и переменах;
- анкетирование детей и педагогов;
- отзывы детей и педагогов о проводимых занятиях.
Оценка результатов осуществляется через мониторинг – на основе анализа работ учащихся на занятиях, проведения психологической диагностики.
Список методик для мониторинга
1. Методика «Лесенка».
2. Оценка школьной мотивации: рисуночная методика «Я в школе», анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
3. Проективная методика «Домики».
4. Пиктограмма настроения.
После реализации программы, работа педагога в классе должна быть построена и в дальнейшем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, с учетом поддержания и дальнейшего развития навыков адекватного социального поведения, формирования классного коллектива.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во час. | Задачи | Элементы содержания |
1 | Знакомство. Как зовут ребят моего класса. | 1 | Знакомство, создание атмосферы психологического комфорта в группе, повышение уверенности в себе, снижение напряженности. Диагностика настроения в школе. | Знакомство с педагогом и одноклассниками. Игры и упражнения на знакомство: «Эстафета хорошего настроения, «Мяч», «Ласковое имя». Пиктограмма настроения. |
2-3 | Правила школьной жизни | 2 | Знакомство с правилами поведения в школе. | Работа со сказкой «Школьные правила». Игры и упражнения: «Доброе утро», «Имя соседа», «Чуткие руки», «Живые деревья», «Подарок классу», «Любимое время года», «Автопортрет». |
4 | Школьник и дошкольник | 1 | Осознание разницы между статусом школьника и дошкольника. Закрепление правил поведения в школе. Диагностика с/оценки | Игры и задания: «Чуткие руки», «1,2,3 – шепчи!», «Урок или перемена», «Я не знаю», «Запретное движение», «Лесенка». |
5 | Ура! Я школьник | 1 | Формирование положительного отношения к школе. Осознание нового статуса школьника. | Игры и упражнения: «Меня зовут…Я люблю себя за то, что…», «Что значит быть школьником», Рисунок на тему «Я – дошкольник, я – школьник». |
6 | Зачем ходить в школу | 1 | Формирование положительного отношения к школе. Осознание нового статуса школьника. Закрепление школьных правил. Диагностика мотивации. | Работа со сказкой «Самый лучший первоклассник». Игры и упражнения: «Закончи предложение», «Нос, пол, потолок», «Для чего ходят в школу». Рисунок «Я в школе». |
7 | Мой друг школьный портфель | 1 | Обучение бережному отношению к школьным принадлежностям, развитие организованности, самостоятельности. | Упражнения: «Ветер дует на…», «Что мне нужно в школе?», «Четвертый лишний», «Я положу в портфель». |
8 | Какие ребята в моем классе | 1 | Создание общей положительной атмосферы, включение процесса группообразования, сплочение коллектива. | Разминка «Воздушный бал». Иры и упражнения: «Гусеница», «Сколько в моем классе», «Закончи предложение», «Мы», «Я люблю…», «Встаньте те, у кого…». Работа со сказкой «Кто самый лучший» |
9-10 | Мои друзья в классе. | 2 | Сплочение классного коллектива, установление дружеских контактов, повышение уверенности в себе. Закрепление школьных правил. | Разминка «Поздороваться плечами, спинами». Игры и упражнения: «Это я», « Что изменилось», «Закончи предложение», «Спасибо, что помог», «Портрет друга», «Буквы на спине», «Ниточки тепла», «У кого самое лучшее зрение», Работа со сказкой «Фло». |
11-12 | Учимся работать вместе | 2 | Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии. Создание предпосылок для групповой сплоченности, отношения друг к другу как к целостной группе – «класс», для формирования навыков учебного сотрудничества. Диагностика настроения в школе. | Разминка «Поздороваемся двумя ладошками». Игры и упражнения: «Один или два», «Пингвины», «Сложить фигуру», «Разноцветные рукавички», «Эхо», «Наш класс – это все мы!» Пиктограмма настроения. |
Список используемой литературы
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
- Овчарова Р.В. справочная книга школьного психолога. М., 1996.
- Осипова А.А., Общая психокоррекция. М., 2001.
- Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М., 2002.
- Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. М., 2002.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. М., 2001.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., 2000.
- Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников// Школьный психолог – 20003. №18.
- Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. М., 2004.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М., 2008.
- Цукерман Г.А. Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Часть 2. М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптационные занятия с первоклассниками
Начало школьной жизни-серьёзное испытание для большинства детей,приходящих в первый класс,связанное с резким изменением всего образа жизни.Для ребёнка всё новое ,необычное,неизведанное.Как прави...
Адаптационное занятие с первоклассниками
Занятие споосбствует содействию школьной адаптации учащихся через осознание значимости каждого члена классного коллектива. На занятии проводится коллективная работа, которая сплачивает ребят. Первокла...
Адаптационное занятие с первоклассниками.
Занятие споосбствует содействию школьной адаптации учащихся через осознание значимости каждого члена классного коллектива. На занятии проводится коллективная работа, которая сплачивает ребят. Первокла...
Адаптационные занятия с первоклассниками
Адаптационные занятия...
Цикл адаптационных занятий с первоклассниками "Первые дни ребёнка в школе"
Матери ал разработан для учителей, которые проводят в первую неделю сентября цикл адаптационных занятий...
Курс-тренинг "Адаптационные занятия с первоклассниками"
В курс включены занятия в адаптационный период в 1 классе...
Рабочая программа адаптационных занятий для первоклассников.
Программа психологических занятий «Я –школьник!» обусловлена необходимостью поддержки обучающихся на сложном этапе адаптации к условиям школьного обучения, создания положительной эмо...