РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению грамоте
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Адаптационно-подготовительных занятий
для будущих первоклассников»
по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Т. ПОНОМАРЕВА»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «СОШ № 22»
_____________ Ж.Н. Микитчук
Приказ № ________
от «___»_____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Адаптационно-подготовительных занятий
для будущих первоклассников»
по обучению грамоте
срок реализации программы-2017-2018 учебный год
учителя начальных классов
СВЕТЦЕВОЙ ЛАРИСЫ НИКОЛАЕВНЫ
Саратов
РАЗДЕЛ I
Пояснительная записка
Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать, эта же проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.
В обучении чтению существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у 5-6 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.
Цель работы:
-подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков;
-научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Задача:
-легко и весело ввести ребенка в письменность;
-сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
-способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.
Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.
Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Учителю следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.
Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.
Занятия в подготовительно классе проводятся 2 раза в неделю. Учебный год начинается с 1 октября. Режим работы построен с учётом привыкания детей к регулярным занятиям и возрастных особенностей дошкольников.
Количество детей в группе составляет не более 15 человек. Организация образовательного процесса в подготовительном классе строится на основе рабочей программы, разработанной учителем подготовительного класса, согласованного с руководителями общеобразовательного учреждения и регламентируется расписанием занятий (3 занятия в учебный день).
РАЗДЕЛ II
Требования к уровню подготовки детей к концу года.
Обучающие должны уметь:
-достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
- правильно согласовывать слова в предложении;
- составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
- рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;
-ориентироваться на странице книги;
-составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
-рассказывать сказку или рассказ;
-правильно использовать предлоги;
-правильно произносить звуки.
РАЗДЕЛ III
Тематическое планирование по обучению грамоте по букварю Жуковой Н.С.
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Слова, обозначающие игрушки, школьные принадлежности. | 03.10.17 | |
2 | Развитие речи. Русская народная сказка «Репка». | 06.10.17 | |
3 | Развитие речи. Русская народная сказка «Колобок». | 10.10.17 | |
4 | Развитие речи. Русская народная сказка «Теремок». | 13.10.17 | |
5 | Развитие речи. Русская народная сказка «Маша и медведь». | 17.10.17 | |
6 | Гласный звук [a]. Буква А а. | 20.10.17 | |
7 | Гласный звук [у]. Буква У у. | 24.10.17 | |
8 | Гласный звук [о]. Буква О о. | 27.10.17 | |
9 | Согласные звуки [м], [м']. Буква М м. | 03.11.17 | |
10 | Согласные звуки [с], [с']. Буква С с. | 07.11.17 | |
11 | Учимся соединять буквы. Слова ау, уа. Слоги ао, оа. | 10.11.17 | |
12 | Соединяем буквы. Читаем слоги. | 14.11.17 | |
13 | Соединяем буквы. Читаем слитно слоги: ма, му. | 17.11.17 | |
14 | Читаем слитно! | 21.11.17 | |
15 | Согласные звуки [х],[ х’]. Буква Х х. | 24.11.17 | |
16 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 28.11.17 | |
17 | Согласные звуки [р],[ р’]. Буквы Р р. | 01.12.17 | |
18 | Согласный звук [ш]. Буква Ш ш. | 05.12.17 | |
19 | Чтение слогов и слов с буквой Ш. | 08.12.17 | |
20 | Гласный звук [ы]. Буква ы. | 12.12.17 | |
21 | Согласные звуки [л],[ л’]. Буква Л л. | 15.12.17 | |
22 | Чтение слогов и слов с буквой Л. | 19.12.17 | |
23 | Согласные звуки[ н],[ н’]. Буква Н н. | 22.12.17 | |
24 | Чтение слогов и слов с буквой Н. | 26.12.17 | |
25 | Согласные звуки [к], [к’]. Буква К к. | 09.01.18 | |
26 | Чтение слогов и слов с буквой К. | 12.01.18 | |
27 | Согласные звуки [т],[ т’]. Буквы Т т. | 16.01.18 | |
28 | Гласный звук [и]. Буква И и. | 19.01.18 | |
29 | Чтение слов с буквой И. | 23.01.18 | |
30 | Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П п. | 26.01.18 | |
31 | Чтение слогов и слов с буквой П. | 29.01.18 | |
32 | Согласные звуки [з], [з’]. Буква З з. | 31.01.18 | |
33 | Парные согласные с-з. | 02.02.18 | |
34 | Чтение слов с буквами с-з. | 06.02.18 | |
35 | Согласный звук [й’]. Буква й. | 09.02.18 | |
36 | Чтение слов с буквой Й. | 13.02.18 | |
37 | Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г г. | 16.02.18 | |
38 | Парные согласные г-к. | 20.02.18 | |
39 | Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В в. | 22.02.18 | |
40 | Чтение слов и предложений с буквой В. | 27.02.18 | |
41 | Согласные звуки [д],[ д’]. Буквы Д д. | 02.03.18 | |
42 | Cогласные звуки[ б],[ б’]. Буквы Б б. | 06.03.18 | |
43 | Парные согласные б-п. | 09.03.18 | |
44 | Согласный звук ж. Буква Ж ж. | 13.03.18 | |
45 | Парные согласные ж-ш. Чтение слов с буквами ж,з. | 16.03.18 | |
46 | Гласная буква Е е. Обозначение буквой е гласного звука[э] после мягких согласных в слиянии. | 20.03.18 | |
47 | Буква ь (обозначение мягкости согласного). | 23.03.18 | |
48 | Гласная буква Я я. Обозначение буквой я гласного звука [а] после мягких согласных в слиянии. | 27.03.18 | |
49 | Гласная буква Ю ю. | 03.04.18 | |
50 | Гласная буква Ё ё. | 06.04.18 | |
51 | Мягкий согласный звук [ч],[ч’] . Буква Ч ч. | 10.04.18 | |
52 | Гласный звук [э]. Буква Э э. | 13.04.18 | |
53 | Твердый согласный[ ц]. Буква Ц ц. | 17.04.18 | |
54 | Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф ф. | 20.04.18 | |
55 | Мягкий согласный звук [щ’]. Буква Щ щ. | 24.04.18 | |
56 | Буква Ъ разделительный твердый знак. | 27.04.18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению и русскому языку (период ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ) (УМК Л.В.Занкова). 1 класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения и русского языка в период обучения грамоте....
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (раздел "Обучению грамоте")
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса представлена двумя частями: обучение грамоте и русский язык в системе УМК "Перспектива". Программа содержит все рекомендуемые разделы, а также календар...
Рабочая программа факультатива "36 занятий для будущих отличников" 4 класс.
Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма – «З6 занятий для будущих отличников» (автор ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по математике
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по математике...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптационно-подготовительных занятий для будущих первоклассников» по обучению письму...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Обучение грамоте»для детей 6-7 лет...
Рабочая программа пред школьной подготовки «Школа будущего первоклассника»
Рабочая программа пред школьной подготовки «Школа будущего первоклассника» является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению. Основная цель программы: Создание ус...