Приложение 1 к программе "Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П.
тест на тему
Приложени1 к программе "Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_protsessov.docx | 21.14 КБ |
sensorno-motornoe_razvitie.docx | 22.6 КБ |
sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическое направление деятельности педагога-психолога
по разделу «Развитие познавательных процессов»
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования познавательных процессов школьников с УО. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. Используются следующие диагностики:
Диагностика | Цель, источник |
Оценка развития познавательной деятельности ребенка | Семаго Н.Я., Семаго М.М., Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Младший школьный возраст.- М.: Айрис-пресс, 2005 |
Цветные прогрессивные матрицы | Цель: оценить ход умственного развития. Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж., Цветные прогрессивные матрицы.- М. Когито-Центр, 2009 |
Психолого-педагогическая диагностика развития детей | Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.-М.: Просвещение, 2005 |
Психолого-педагогическое обследование детей | Забранная С.Д., Боровик О.В., Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003 |
Методика «Обобщение понятий» | Цель – исследование логичности мышления |
Методика «Классификация» | Цель – исследование логичности мышления. |
Диагностика «Сравнение» | Цель – исследование логичности мышления |
Тест Когана | Цель – исследование схематического мышления. |
Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными познавательными процессами, получить общую картину сформированности психического развития у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Методы сбора информации:
- наблюдение;
- диагностика
- беседа.
Список методик для мониторинга диагностическому комплекту Семаго
- Проективная методика «Кактус»;
- Методика «Корректурная проба»;
- Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.;
- Тест Э.Ф. Замбицявичена;
- методика «Дорисовывания фигур» Дьяченко О.М.
Данные о сформированности познавательных процессов, работоспособности обучающихся
№ | Ф.И. обучающегося | Развитие процессов внимания | Развитие процессов памяти. | Знаково-символические действия – кодирование. | Выявлять уровни развития операции логического мышления – анализ и сравнение. | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | Развитие работоспособности | ||||||||||
Нач. года | Окончание года | Нач. года | Окончание года | Нач. года | Окончание года | Нач. года | Окончание года | Нач. года | Окончание года | Нач. года | Окончание года | ||||||
1. | Богдан | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
2. | Максим К | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
3. | Диана | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | ||||
4. | Дима | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | ||||
5. | Максим М | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | ||||
6. | Кристина | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 |
Сравнительная диагностика познавательных процессов обучающихся по АООП для детей с умственной
за 2016-2018 учебные годы
2016-2017 учебный год | 2017-2018 учебный год | |||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |
Мышление | ||||||
1 кл. | 29% | 55% | 16% | 30% | 53% | 17% |
2 кл. | 19% | 60% | 21% | 12% | 61% | 27% |
Слуховая память | ||||||
1 кл. | 43% | 52,5% | 4,5% | 45% | 51% | 4% |
2 кл. | 10% | 57% | 33% | 12% | 58% | 30% |
Внимание | ||||||
1 кл. | 42% | 51% | 7% | 40% | 30% | 26% |
2 кл. | 20% | 72% | 8% | 18% | 73% | 9% |
Работоспособность | ||||||
1 кл. | 13,5% | 60,5% | 26% | 12% | 59% | 29% |
2 кл. | 5% | 60% | 35% | 4% | 62% | 34% |
Вывод: сравнительный анализ познавательных процессов учащихся с умственной отсталостью показывает, что занятия, проводимые по данному направлению имеют положительную динамику и в общем развитии детей с УО.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Диагностическое направление деятельности педагога-психолога по разделу «Сенсорно-моторное развитие»
Индивидуальная карта развития — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы.
1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций.
Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
- Оценка статического равновесия: сохранить равновесие в течение не менее 6—8 секунд (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
- Оценка динамического равновесия: преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
Оценка ручной моторики:
- выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета.
2.Оценка зрительного восприятия.
- узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
- узнавание контурных изображений (5 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
- выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
3.Оценка слухового восприятия.
- воспроизведение несложных ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
4.Оценка восприятия формы, величины, цвета.
Тесты цветоразличения
- раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
- называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы, группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат, необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
Восприятие величины
- раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
- ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
5.Оценка тактильных ощущений.
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
6.Оценка пространственно-временного восприятия.
Оценка пространственного восприятия:
- показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
Оценка восприятия времени:
- с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?»). Если ребенок не говорит, то необходимо строить беседу по сюжетным картинкам с изображением частей суток, времен года и просить ребенка показывать соответствующую картинку.
Оценка результативности обучения строго индивидуальная, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика. Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:
0 баллов - нет продвижения, «действие не выполняет»;
1 балл - минимальное продвижение, «пассивно участвует в выполнении действия», «выполняет с существенной помощью педагога»;
2 балла – среднее, «выполняет с незначительной помощью педагога»
3 балла – значительное, «выполняет действие самостоятельно».
Карта наблюдения за динамикой освоения программы сенсорно-моторной коррекции у детей с умственной отсталостью
Возможности ребенка | Обследование на начало года | Обследование на окончание года | ||||
Не освоено | Частично | Полностью | Не освоено | Частично | Полностью | |
Различает цвета спектра (до 3-х) | 77,3 | 22,7 | 27,3 | 72,7 | ||
Знает основные формы (треугольник, квадрат, круг) | 95,5 | 4,5 | 50,0 | 50,0 | ||
Собирает конструктор Сегена с животными | 77,3 | 22,7 | 13,7 | 59,1 | 27,2 | |
Знает домашних животных | 60,5 | 39,5 | 18,1 | 50,0 | 31,9 | |
Различает звуки: животных птиц музыкальных инструментов машины | 59,1 | 40,9 | 9,1 | 77,2 | 13,7 | |
Игра «Чудесный мешочек»: резиновый мяч пушистый мяч колючий мяч деревянный мяч | 100 | 13,4 | 86,6 | |||
Различает температуру жидкости: холодная горячая | 40,9 | 59,1 | 45,5 | 54,5 | ||
Знает части тела: голова нос, глаза, губы руки, ноги | 27,3 | 72,7 | 45,5 | 54,5 | ||
Различает запахи: приятные резкие парфюмерные лекарства специи химикаты | 81,8 | 18,2 | 9,1 | 90,9 | ||
Следит за картинкой | 59,1 | 40,9 | 4,5 | 59,1 | 36,4 | |
слушает музыку: спокойную ритмичную | 50,0 | 50,0 | 4,5 | 54,5 | 50,0 | |
Двигательная активность: кидает мяч пинает мяч | 36,4 | 45,5 | 18,1 | 18,2 | 27,3 | 59,1 |
Вывод: функции сенсорно-моторной сферы, внимания, памяти, мышления, речи и представления о себе в начальном периоде обучения у этих детей низок. Функции эмоционально-волевой сферы, психомоторное развитие, социально-бытовая адаптация, трудовые навыки и коммуникативность находятся на среднем уровне. Работа по данному разделу показывает после проведения занятий в конце года лучшие результаты.
Предварительный просмотр:
Диагностическое направление деятельности педагога-психолога по разделу «Социально-коммуникативное развитие»
Для исследования коммуникативных навыков использовались следующие методики:
методика «Изучение коммуникативных умений детей», призванная проверить взаимодействие детей при выполнении совместной деятельности;
методика «Назови слова», ставящая целью проверить запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка;
методика «Расскажи по картинке» для исследования активного словаря обучающегося;
методика «Общение с взрослыми» для изучения типа общения ребёнка со взрослыми;
методика «Общение со сверстниками» для изучения особенностей ысказывания в общении со сверстниками.
Анализ результатов первичного обследования
Методика «Изучение коммуникативных умений детей» призвана проверить, как взаимодействуют дети при выполнении совместной деятельности (разукрашивания). Результаты проведенного исследования можно представить в виде таблицы:
Выполненные действия | Констатирующий эксперимент |
Поделились карандашами самостоятельно | Богдан |
Поделились карандашами после просьбы партнера | Диана,Максим |
Не поделились карандашами (просьба не была высказана) | Дима |
Не поделились карандашами даже после просьбы партнера | - |
Реагируют словесно на работу партнера | Богдан |
Оценивают словесно свою работу | Диана |
Оценивают словесно работу партнера | Максим |
Не оценивают работу, не интересуются оценкой | Дима |
Отказались от выполнения работы | - |
Вывод: результаты исследования показывают, что школьники с умственной отсталостью плохо взаимодействуют при совместной работе с партнером: некоторые испытуемые не проявляют интереса к выполняемым действиям.
Методика «Назови слова» направлена на изучение общего уровня развития речи обучающегося. Результаты представлены в таблице:
Количество слов во всех группах | Количество баллов | Уровень развития речи | Констатирующий эксперимент |
40 и более | 10 | Очень высокий | - |
35 - 39 | 8 - 9 | высокий | - |
30 - 34 | 6 - 7 | средний | |
25 - 29 | 4 - 5 | - | |
20 - 24 | 2 - 3 | низкий | Диана, Богдан |
не более 19 слов | 0 - 1 | Очень низкий | Максим, Дима |
Вывод: по данным приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что запас слов, хранящихся в активной памяти младших школьников с умственной отсталостью очень низкий.
Методика «Расскажи по картинке» направлена на изучение активного словаря обучающегося. Результаты исследования приведены в таблице:
Количество фрагментов речи | Количество баллов | Уровень развития речи | Констатирующий эксперимент |
10 | 10 | Очень высокий | - |
8 - 9 | 8 - 9 | высокий | - |
6 - 7 | 6 - 7 | средний | - |
4 - 5 | 4 - 5 | Богдан, Диана | |
2 - 3 | 2 - 3 | низкий | Максим |
не более одного | 0 - 1 | Очень низкий | Дима |
Вывод: при выполнении этого задания дети также продемонстрировали низкие показатели.
Изучение типа общения школьника с взрослым позволило получить следующие результаты:
Тип общения | Констатирующий эксперимент |
Практическое | Все дети |
Познавательное | - |
Личностное | - |
Вывод: результаты этого эксперимента позволяют предположить, что дети с умственной отсталостью не склонны к личностному общению, предпочитая ему практическое.
Последний эксперимент был проведен с целью установить, каковы особенности высказываний детей в общении со сверстниками.
Категории высказывания | Констатирующий эксперимент |
Я | 6 высказываний |
ТЫ | 3 высказывания |
МИР | 4 высказывания |
ИГРА | 4 высказывания |
Вывод: меньше всего высказываний о другом ребенке, что характеризует низкий уровень развития коммуникативных навыков. Дети больше всего говорят о себе. Подводя общий итог, следует сказать, что школьники продемонстрировали низкий уровень развития коммуникативных навыков на всех этапах исследования. Тем самым подтвердилась гипотеза о низком уровне развития коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью.
Контрольное обследование и его анализ
Цель контрольного обследования в конце учебного года заключалась в регистрации и анализе всех изменений, их описании и оценке.
При проведении контрольных итогов сформированности коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью применялись те же методики, что и при констатирующем обследовании.
Методика «Изучение коммуникативных умений детей»
Результаты проведенного исследования представлены в таблице:
Выполненные действия | Констатирующий эксперимент |
Поделились карандашами самостоятельно | Все дети |
Поделились карандашами после просьбы партнера | |
Не поделились карандашами (просьба не была высказана) | |
Не поделились карандашами даже после просьбы партнера | - |
Реагируют словесно на работу партнера | Богдан, Диана |
Оценивают словесно свою работу | Богдан |
Оценивают словесно работу партнера | Диана |
Не оценивают работу, не интересуются оценкой | Максим |
Отказались от выполнения работы | - |
Вывод: результаты этого исследования демонстрируют, что школьники с умственной отсталостью плохо взаимодействуют при совместной работе с партнером: некоторые испытуемые не проявляют интереса к выполняемым действиям, выполняя их, потому что им сказали. По данным, полученным в результате исследования, можно сделать вывод о том, что дети начали проявлять заботу об одноклассниках, оказывать помощь, делиться. В процессе исследования Диана и Богдан были посажены за одну парту, что отразилось на полученных результатах – дети учатся оценивать свою работу и работу соседа по парте, выделять ошибки и стремиться не совершать их. Оценивая данные Димы трудно сделать правильный вывод, так как он очень плохо говорит и полностью зависит от взрослых, находящихся в ее окружении.
Методика «Назови слова»
Результаты проведённого исследования представлены в таблице:
Количество слов во всех группах | Количество баллов | Уровень развития речи | Констатирующий эксперимент |
40 и более | 10 | Очень высокий | - |
35 - 39 | 8 - 9 | высокий | - |
30 - 34 | 6 - 7 | средний | |
25 - 29 | 4 - 5 | - | |
20 - 24 | 2 - 3 | низкий | Диана, Д |
не более 19 слов | 0 - 1 | Очень низкий | Виктория |
Вывод: по данным приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что запас слов, хранящихся в активной памяти младших школьников с умственной отсталостью низкий. У Дианы по - прежнему уровень развития речи остается на очень низком уровне ввиду того, что девочка мало посещает школу.
Методика « Расскажи по картинке».
Результаты исследования представлены в таблице:
Количество фрагментов речи | Количество баллов | Уровень развития речи | Констатирующий эксперимент |
10 | 10 | Очень высокий | - |
8 - 9 | 8 - 9 | высокий | - |
6 - 7 | 6 - 7 | средний | - |
4 - 5 | 4 - 5 | Богдан | |
2 - 3 | 2 - 3 | низкий | Максим |
не более одного | 0 - 1 | Очень низкий | Дима |
Вывод: при выполнении этого задания дети показали результаты без изменений по сравнению с констатирующим обследованием.
Исследование «Изучение типа общения школьника со взрослым»
Результаты исследования представлены в таблице:
Тип общения | Констатирующий эксперимент |
Практическое | Богдан, Максим |
Познавательное | Диана |
Личностное | - |
Вывод: результаты этого обследования позволяют предположить, что дети с умственной отсталостью не склонны к личностному общению, предпочитая ему практическое и в несколько меньшей степени познавательное.
Исследование «Особенности высказываний детей в общении со сверстниками»
Результаты исследования представлены в таблице:
Категории высказывания | Констатирующий эксперимент |
Я | 8 высказываний |
ТЫ | 3 высказывания |
МИР | 4 высказывания |
ИГРА | 5 высказывания |
Вывод: результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей в процессе игр отмечено меньше всего высказываний о другом ребенке, чем о себе. Что говорит о том, что дети больше говорят о себе.
Общий вывод: следует отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков в процессе обучения может дать положительные результаты, возможно на это требуется больше времени, чем было отведено по программе. Считаю приемлемым продолжить работу в данном направлении в следующем учебном году.
Родителям на родительском собрании предлагалось оценить социально-поведенческий уровень адаптации учащихся с использованием процедуры Дембо—Рубинштейн, то есть поставить отметку на шкалах, отражающих бытовую ориентированность (от полной беспомощности до полной самостоятельности).
Показатели уровней социально-бытовой адаптации, %
Уровень | Начало года | Конец года |
Низкий | 42 | 34 |
Средний | 30 | 21 |
Высокий | 28 | 45 |
Показатели представленности уровней эмоционально-поведенческой адаптации,% | ||
Уровень | Начало года | Конец года |
Низкий | 48 | 8,0 |
Средний | 16-30 | 84,0 |
Высокий | 31-45 | 8,0 |
Вывод: проблемными зонами в сфере эмоционально-поведенческой адаптации чаще всего выступали эмоциональные вспышки, упрямство, неуверенность при посещении незнакомых мест и при посторонних, сниженное проявление стыдливости, пререкание с родителями и др. По этому направлению работа с данной категорией детей будет продолжаться и в последующих годах обучения ребенка с умственной отсталостью в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Народная» сказка П. Ершова «Конек-Горбунок».
Цели урока:1. Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста....
Сказка П.П. Ершова "Конек-Горбунок" в литературе и музыке.
Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе...
Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. Учитель: Ершова Е. В.
В классах обычно учащиеся имеют три уровня развития – высокий, средний и низкий ( по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, и творчества, гибкости ума, ...
Мини-викторина по произведению П. П. Ершова "Конёк-Горбунок"
Данную мини-викторину можно использовать на уроках литературного чтения или внеклассных занятиях в 4 классе....
Приложение 2 к программе ""Особый ребёнок педагога-психолога Ершовой Л.П
Приложение 2 к программе " Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П...
Приложение 3 к программе "Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П
Приложение 3 к программе"Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П...
Приложение 4 к программе "Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П
Приложениее4 к программа "Особый ребёнок" педагога-психолога Ершовой Л.П...