Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. Учитель: Ершова Е. В.
статья по чтению по теме

 

В классах обычно учащиеся имеют три уровня развития – высокий, средний и низкий ( по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, и творчества, гибкости ума, по степени запоминания и познавательной активности.)

К группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы, выделяют закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.

Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных  упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.

Дифференциация по характеру мыслительной деятельности делится на три группы: репродуктивные, конструктивные, исследовательского характера.

Дифференциация по объёму.В её основе лежит степень владения техникой чтения.

Обычно детям с высокой техникой чтения предлагаются такие задания:

- Подготовь выразительное чтение всего текста.

- Перескажи кратко.

- Раздели текст на смысловые отрезки.

- Прочитай молча, ответь письменно на вопросы.

- Озаглавь каждую часть предложением из текста.

- Подчеркни предложение, в котором заключена лавная мысль произведения.

- Определи смену настроений в стихотворении и прочитай выразительно.

- Найди предложения, которые являются пословицами.

Детям среднего уровня другие задания:

- Перескажи подробно.

- Прочитай1 часть и выбери из группы вопросов те, которые составлены к этой части текста.

- Найди в каждой части главное предложение.

-  Определи какое настроение в каждой строфе.

- Выдели эпитеты сравнения.

Детям низкого уровня:

- Прочитай 1 абзац ( часть), обрати внимание на грамотность и выразительность.

- Перескажи первую часть.

- Определи настроение первой строфы.

- Выбери пословицу, которое подходит к этому произведению.

 

Дифференциация по уровню творчества

Можно предложит следующие упражнения.

- Распространи предложение с помощью прилагательных.

- Распространи текст с помощью эпитетов и сравнений.

- Измени время и место действия сказки.

- Замени героев . И т. д.

 

Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Домашнее задание, рассчитанное на сильного ученика, толкает слабого к безнравственности, к невыполнению недоступного. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребёнка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком чтения.

Разноуровневое домашнее задание, предполагающее знание текста, выполненное виде небольшой письменной работы в полном соответствии с чёткой установкой учителя, независимо от сложности, оцениваются самой высокой отметкой. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения

В классах обычно учащиеся имеют три уровня развития – высокий, средний и низкий (по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, и творчества, гибкости ума, по степ...

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения.

Задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей....

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"

Данная пояснительная записка разработана по ФГОС. Урок литературного чтения в 4 классе....

Дифференцированная работа при чтении художественного произведения в начальной школе

Различный характер дифференциации и цели этих заданий позволяют педагогу в те­чение урока обращаться к подобной орга­низации учебной деятельности многократ­но, создавать благоприятные усло...

Выступление на МО на тему "Чтение художественной литературы в работе с детьми с ИН и ТМНР"

Чтение художественной литературы в работе с детьми с ИН и ТМНР...

Дифференцированная работа при обучении чтению и письму первоклассников.

Рассматривается работа с двумя категориями учащихся: с высоким уровнем готовности к обучению и низвим уровнем владения языковыми умениями....