Тема «Народная» сказка П. Ершова «Конек-Горбунок».
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Игнатьева Светлана Анатольевна

Цели урока:

1. Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста.                                                                                              

    2. Овладение умениями и навыками различных  видов устной и письменной речи.                                                                                

3. Умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных.                                                                                     

  4.  Умение относить  героев к одной из групп (положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники)           

    5.  Соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений.                                                                                            

     6.  Развитие устной и письменной речи.

Оборудование:  портрет писателя, иллюстрации к сказке, слайды.

Ход урока.

I. Организационный момент.                                                                                                                                                                        

Эмоциональный настрой. В классе звучит музыка, учащиеся входят и занимают свои

места.                                                                                                                                                           

- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.                                                                                                                                  

       - Ваши улыбки располагают к приятному общению, со­здаю т хорошее настроение.  - Садитесь.

II. Проверка домашнего задания.                                                                                                                                                                                           

Дома вы попробовали себя в роли сказочника. Изменив заключитель­ную часть сказки, вы получили новые сказки.                                           

 - Расскажите свои окончания испытаний Ивана. (Пересказы уча­щихся.)  - Понравились ли вам «новые» окончания сказок?                       

 - А понравились бы они Саше и домовому Афанасию?                                                                                                                                                        

 О впечатлениях Саши от сказки «Царь-девица» мы узнаем из текста на с. 16.

III.Чтение и работа с авторским текстом (с. 16-17).                                                                                                                                                  

   1.  Чтение вслух авторского текста на с. 16.  - Понравилась ли сказка Саше? Из каких слов это видно?                                      

   2. Чтение вслух авторского текста на с. 17 до слов «А что это за Конек-­Горбунок?                                                                                                  

  - В каких сказках Афанасий мог летать на Змее Горыныче, в ступе Бабы-яги, на Коньке-Горбунке? (Ученики называют сказки с этими ге­роями.)                                                                                                                                                                                                                           

3. Чтение до слов: «А про Конька-Горбунка писатель Ершов сам сочинил?». - Что значит народная сказка?                                          

 - Кто написал сказку про Конька-Горбунка? Вывод. Это литературная (авторская) сказка.                                                                            

  4. Чтение до конца. - Как Ершов сочинил сказку? - Кто уже знаком с этой сказкой?                                                                             

5. Рассказ об истории создания сказки. Постановка цели.                                                                                                                                           

   Сказка Петра Ершова «Конек-Горбунок» уже почти два века любима детьми, хотя писалась она для взрослых. Только в ХХ веке она издава­лась более 200 раз! При жизни писателя ее издавали (печатали) 7 раз.                                                                                 

А ведь написал эту сказку Ершов, когда ему было всего 18 лет. Затем на протяжении 22 лет он пытался ее доработать, «улучшить», но в резуль­тате через двадцать с лишним лет сказка осталась почти неизменной.                                                                       

Попробуем разобраться, за что же так любят эту сказку читатели всех возрастов и поколений.

IV. Работа над сказкой П. Ершова «Конек-Горбунок».                                                                                                                                            

  1. Работа с текстом до чтения. - Работа в тетради (чтение - задание 1.1  с. 3)                                                                                                                   

   - Вы уже прочли зачин сказки. Вспомните, что такое зачин. Прочитайте зачин еще раз. (Чтение вслух.)                                                  

 - Теперь рассмотрите иллюстрацию на с. 18 и скажите, кто же герои сказки?                                                                                                               

  - Прочитайте название сказки. Как вы понимаете его? Почему не конь,  а конек?                                                                                                     

-  Что значит горбунок? (Имеет горб, уродливую выпук­лость нa cпинe.)                                                                                                                                        

 - Кто же будет главным героем сказки? (Предположения детей.)                                                                                                                                                  

- Просмотрите текст сказки. В какой форме она написана? На что похожа? (На cтихотворение.)                                                                         

 - Как понять то, что написано после названия сказки: «Из первой части»? (Будем читать не всю первую часть, а отрывки.)                   

- Всего в сказке 3 части. Сегодня мы прочитаем отрывки из 1-й час­ти. Прочитаем еще раз начало сказки (с. 17).                                     

  2. Первичное чтение 1-й части с комментированием. (Читаю.)                                                                                                         

Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу:                                                                                                                                                                                           

  Знать, столица та была Недалече от села.                                                                                                                                                                  

 Там пшеницу продавали, Деньги счётом принимали  И с набитою сумой                                                                                

 Возвращалися домой. (Итак, жили братья доходами от продажи пшеницы.)                                                                                              

   В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: (Что же случилось? Ка-кое горе? - вопросы не предполагают ответов детей. Их цель - заострить внимание читателей на ситуации.)                                                                                                                        

 Кто-то в поле стал ходить  И пшеницу шевелить. (Шевелить – значит мять, уничтожать. Вот что  случилось! Действительно, горе: не будет пшеницы, что брать­ям  продавать,  как жить?)                                                                                                                                                 

 Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать,                                                                                                                             Как бы вора соглядать; (Увидетъ, nодсмотретъ.) Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле,                                                                      Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь.

Вот, как стало лишь смеркаться, Начал старший брат сбираться: Вынул вилы и топор                                                                                             

  И отправился в дозор. (Караулить пшеницу.) Ночь ненастная настала, На него боязнь напала, И со страхов наш мужик                   

Закопался под сенник. (В ceне спрятался.) Ночь проходит, день приходит; С сенника дозорный сходит                                                                  

  И, облив себя водой, (интересно, зачем?) Стал стучаться под избой: «Эй вы, сонные тетери! Отпирайте брату двери, Под дождём я весь промок С головы до самых ног». (Мало того, что струсил, тат  еще и обманщиком оказался!) Стало сызнова смеркаться; Средний брат пошёл сбираться, Взял и вилы и топор И отправился в дозор ... (читаем 1-ю часть до конца.)                                               

3. Выявление первичного восприятия. - Что больше всего удивило? запомнилось?                                                                              

4. Перечитывание сказки учащимися по строфам:                                                                                                                                              

    l-я строфа (с. 18). Вопросы задаются по ходу чтения. - Чем занималась семья старика?                                                                                 

- Почему написано «Братья сеяли  пшеницу», а где же отец?                                                                                                                                           

   - Как понимаете слова недалече, сума?  - Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?                                                                             

    2-я строфа (с. 18-19). - Какое горе произошло?  - Что значит шевелить  пшеницу? - Что придумали братья?                                                                 

 - Какие устаревшие слова требуют пояснения? (Отродяся - никогда за всю жизнь, соглядать - прочитать сноску.)                                                           

   З-я строфа (с. 19). - Кто первым отправился в дозор? Уточним значение этого слова.                                                                      

Работа в тетради (с. 3, задание № II, 2).  - Что он взял с собой и зачем? - Как он отнесся к своей службе? Почему?                                 

- Где старший брат просидел всю ночь? (сенник - под сеном.) - Зачем он облил себя водой? - С какими словами он пришел утром? - Что же можете сказать о старшем бра те?                                                                                                                                                          

 4-я строфа. - Для чего средний бра т взял вилы и топор? - Почему у него стали стучать зубы? (От холода и испуга.)                          

  - Что он придумал в свое оправдание?                                                                                                                                                                         

   5-я строфа. - Сравните, что берет с собой в дозор младший брат. - Прочитайте объяснение слова малахай.                                           

  6-я строфа  (до слов: «Наконец  она устала»). Вопросы после чтения: - Как Иван «держит караул»? - Расскажите, какой представляете кобылицу. (Словесное рисование.)                                                                                                                                                                    

   - Какие слова, выражения передают, что Ивану пришлось трудно?                                                                                                                                 

     6-я строфа. (Чтение до конца.)                                                                                                                                                                                     

  Поясняем по ходу чтения значение слов, выражений: «Ростом, только в три вершка». (Вершок, - это 4,4 см, значит, конек должен быть рос­том в 13 см.)

 - Покажите рукой, какой рост у конька. «Да С аршинными ушами». (Уши длиной в 71 см.) Значит, уши у него будут в 5 раз больше, чем его рост!                      Балаган. (Ученики читают сноску.) Рогожа - грубая ткань. (Толкование значения этого слова можно про­читать в тетради на с. 3.)

- Что просит кобылица у Ивана? (покоя, ухода.) - А что за это обещает ему?                                                                                                      

   5. Работа с текстом после чтения. Беседа.  - Где же происходили все события? - Какое событие было главным?                       

  - Какой отрывок из первой части сказки вам показался смешным?                                                                                                                       

    6. Повторное чтение с целью выбора правильной интонации (с. 18-22 до 6-й строфы.)                                             

   Упражнения в выразительном чтении.

V. Итог урока.

- Захотелось ли вам прочитать всю сказку? - Чем сказка Ершова напомнила вам народные сказки?

VI. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение 6-й строфы сказки (с. 22).

2. Выполнить задание № 3 в тетради (с. 3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ershov.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

1. Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста.                                                                                              

    2. Овладение умениями и навыками различных  видов устной и письменной речи.                                                                                

3. Умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных.                                                                                     

  4.  Умение относить  героев к одной из групп (положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники)           

    5.  Соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений.                                                                                            

     6.  Развитие устной и письменной речи.

Оборудование:  портрет писателя, иллюстрации к сказке, слайды.

Ход урока.

I. Организационный момент.                                                                                                                                                                        

Эмоциональный настрой. В классе звучит музыка, учащиеся входят и занимают свои

места.                                                                                                                                                           

- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.                                                                                                                                  

       - Ваши улыбки располагают к приятному общению, создаю т хорошее настроение.  - Садитесь.

II. Проверка домашнего задания.                                                                                                                                                                                           

Дома вы попробовали себя в роли сказочника. Изменив заключительную часть сказки, вы получили новые сказки.                                           

 - Расскажите свои окончания испытаний Ивана. (Пересказы учащихся.)  - Понравились ли вам «новые» окончания сказок?                       

 - А понравились бы они Саше и домовому Афанасию?                                                                                                                                                        

 О впечатлениях Саши от сказки «Царь-девица» мы узнаем из текста на с. 16.

III.Чтение и работа с авторским текстом (с. 16-17).                                                                                                                                                  

   1.  Чтение вслух авторского текста на с. 16.  - Понравилась ли сказка Саше? Из каких слов это видно?                                      

   2. Чтение вслух авторского текста на с. 17 до слов «А что это за Конек-Горбунок?                                                                                                  

  - В каких сказках Афанасий мог летать на Змее Горыныче, в ступе Бабы-яги, на Коньке-Горбунке? (Ученики называют сказки с этими героями.)                                                                                                                                                                                                                           

3. Чтение до слов: «А про Конька-Горбунка писатель Ершов сам сочинил?». - Что значит народная сказка?                                          

 - Кто написал сказку про Конька-Горбунка? Вывод. Это литературная (авторская) сказка.                                                                            

  4. Чтение до конца. - Как Ершов сочинил сказку? - Кто уже знаком с этой сказкой?                                                                             

5. Рассказ об истории создания сказки. Постановка цели.                                                                                                                                           

   Сказка Петра Ершова «Конек-Горбунок» уже почти два века любима детьми, хотя писалась она для взрослых. Только в ХХ веке она издавалась более 200 раз! При жизни писателя ее издавали (печатали) 7 раз.                                                                                 

А ведь написал эту сказку Ершов, когда ему было всего 18 лет. Затем на протяжении 22 лет он пытался ее доработать, «улучшить», но в результате через двадцать с лишним лет сказка осталась почти неизменной.                                                                       

Попробуем разобраться, за что же так любят эту сказку читатели всех возрастов и поколений.

IV. Работа над сказкой П. Ершова «Конек-Горбунок».                                                                                                                                            

  1. Работа с текстом до чтения. - Работа в тетради (чтение - задание 1.1  с. 3)                                                                                                                   

   - Вы уже прочли зачин сказки. Вспомните, что такое зачин. Прочитайте зачин еще раз. (Чтение вслух.)                                                  

 - Теперь рассмотрите иллюстрацию на с. 18 и скажите, кто же герои сказки?                                                                                                               

  - Прочитайте название сказки. Как вы понимаете его? Почему не конь,  а конек?                                                                                                     

-  Что значит горбунок? (Имеет горб, уродливую выпуклость нa cпинe.)                                                                                                                                        

 - Кто же будет главным героем сказки? (Предположения детей.)                                                                                                                                                  

- Просмотрите текст сказки. В какой форме она написана? На что похожа? (На cтихотворение.)                                                                         

 - Как понять то, что написано после названия сказки: «Из первой части»? (Будем читать не всю первую часть, а отрывки.)                   

- Всего в сказке 3 части. Сегодня мы прочитаем отрывки из 1-й части. Прочитаем еще раз начало сказки (с. 17).                                     

  2. Первичное чтение 1-й части с комментированием. (Читаю.)                                                                                                         

Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу:                                                                                                                                                                                           

  Знать, столица та была Недалече от села.                                                                                                                                                                  

 Там пшеницу продавали, Деньги счётом принимали  И с набитою сумой                                                                                

 Возвращалися домой. (Итак, жили братья доходами от продажи пшеницы.)                                                                                              

   В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: (Что же случилось? Ка-кое горе? - вопросы не предполагают ответов детей. Их цель - заострить внимание читателей на ситуации.)                                                                                                                        

 Кто-то в поле стал ходить  И пшеницу шевелить. (Шевелить – значит мять, уничтожать. Вот что  случилось! Действительно, горе: не будет пшеницы, что братьям  продавать,  как жить?)                                                                                                                                                 

 Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать,                                                                                                                             Как бы вора соглядать; (Увидетъ, nодсмотретъ.) Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле,                                                                      Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь.

Вот, как стало лишь смеркаться, Начал старший брат сбираться: Вынул вилы и топор                                                                                             

  И отправился в дозор. (Караулить пшеницу.) Ночь ненастная настала, На него боязнь напала, И со страхов наш мужик                   

Закопался под сенник. (В ceне спрятался.) Ночь проходит, день приходит; С сенника дозорный сходит                                                                  

  И, облив себя водой, (интересно, зачем?) Стал стучаться под избой: «Эй вы, сонные тетери! Отпирайте брату двери, Под дождём я весь промок С головы до самых ног». (Мало того, что струсил, тат  еще и обманщиком оказался!) Стало сызнова смеркаться; Средний брат пошёл сбираться, Взял и вилы и топор И отправился в дозор ... (читаем 1-ю часть до конца.)                                               

3. Выявление первичного восприятия. - Что больше всего удивило? запомнилось?                                                                              

4. Перечитывание сказки учащимися по строфам:                                                                                                                                              

    l-я строфа (с. 18). Вопросы задаются по ходу чтения. - Чем занималась семья старика?                                                                                 

- Почему написано «Братья сеяли  пшеницу», а где же отец?                                                                                                                                           

   - Как понимаете слова недалече, сума?  - Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?                                                                             

    2-я строфа (с. 18-19). - Какое горе произошло?  - Что значит шевелить  пшеницу? - Что придумали братья?                                                                 

 - Какие устаревшие слова требуют пояснения? (Отродяся - никогда за всю жизнь, соглядать - прочитать сноску.)                                                           

   З-я строфа (с. 19). - Кто первым отправился в дозор? Уточним значение этого слова.                                                                      

Работа в тетради (с. 3, задание № II, 2).  - Что он взял с собой и зачем? - Как он отнесся к своей службе? Почему?                                 

- Где старший брат просидел всю ночь? (сенник - под сеном.) - Зачем он облил себя водой? - С какими словами он пришел утром? - Что же можете сказать о старшем бра те?                                                                                                                                                          

 4-я строфа. - Для чего средний бра т взял вилы и топор? - Почему у него стали стучать зубы? (От холода и испуга.)                          

  - Что он придумал в свое оправдание?                                                                                                                                                                         

   5-я строфа. - Сравните, что берет с собой в дозор младший брат. - Прочитайте объяснение слова малахай.                                           

  6-я строфа  (до слов: «Наконец  она устала»). Вопросы после чтения: - Как Иван «держит караул»? - Расскажите, какой представляете кобылицу. (Словесное рисование.)                                                                                                                                                                    

   - Какие слова, выражения передают, что Ивану пришлось трудно?                                                                                                                                 

     6-я строфа. (Чтение до конца.)                                                                                                                                                                                     

  Поясняем по ходу чтения значение слов, выражений: «Ростом, только в три вершка». (Вершок, - это 4,4 см, значит, конек должен быть ростом в 13 см.)

 - Покажите рукой, какой рост у конька. «Да С аршинными ушами». (Уши длиной в 71 см.) Значит, уши у него будут в 5 раз больше, чем его рост!                      Балаган. (Ученики читают сноску.) Рогожа - грубая ткань. (Толкование значения этого слова можно прочитать в тетради на с. 3.)

- Что просит кобылица у Ивана? (покоя, ухода.) - А что за это обещает ему?                                                                                                      

   5. Работа с текстом после чтения. Беседа.  - Где же происходили все события? - Какое событие было главным?                       

  - Какой отрывок из первой части сказки вам показался смешным?                                                                                                                       

    6. Повторное чтение с целью выбора правильной интонации (с. 18-22 до 6-й строфы.)                                             

   Упражнения в выразительном чтении.

V. Итог урока.

- Захотелось ли вам прочитать всю сказку? - Чем сказка Ершова напомнила вам народные сказки?

VI. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение 6-й строфы сказки (с. 22).

2. Выполнить задание № 3 в тетради (с. 3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка П.П. Ершова "Конек-Горбунок" в литературе и музыке.

Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе...

Викторина по сказке Ершова "Конек-горбунок"

Представлены 2 варианта вопросов для викторины с ответами...

Тест по литературному чтению.4 класс Сказка П.Ершова "Конек-горбунок"

Тест по литературному чтению позволяет определить знание текста сказки....

Урок-семинар по сказке П.П.Ершова "Конек-Горбунок" 2 класс

Расширение знаний учащихся об авторе, о сказке....

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...

Игра по сказке П.Ершова "Конек-горбунок"

Игра по сказке П.Ершова "Конек-горбунок" поможет привлеч внимание детей к этому произведению.Игра динамичная, так как предполагает соревновательный аспект двух команд. Можно использовать этот материал...

Создание диафильма по мотивам сказки П.Ершова "Конек Горбунок"

К юбилею П.Ершова ребята перечитали сказку "Конек Горбунок", сделали рисунки-иллюстрации, подобрали текст к каждому рисунку и смонтировали диафильм в формате РРt. Озвучили и представили диафильм учащи...