Тема «Народная» сказка П. Ершова «Конек-Горбунок».
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Цели урока:
1. Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста.
2. Овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи.
3. Умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных.
4. Умение относить героев к одной из групп (положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники)
5. Соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений.
6. Развитие устной и письменной речи.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказке, слайды.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. В классе звучит музыка, учащиеся входят и занимают свои
места.
- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.
- Ваши улыбки располагают к приятному общению, создаю т хорошее настроение. - Садитесь.
II. Проверка домашнего задания.
Дома вы попробовали себя в роли сказочника. Изменив заключительную часть сказки, вы получили новые сказки.
- Расскажите свои окончания испытаний Ивана. (Пересказы учащихся.) - Понравились ли вам «новые» окончания сказок?
- А понравились бы они Саше и домовому Афанасию?
О впечатлениях Саши от сказки «Царь-девица» мы узнаем из текста на с. 16.
III.Чтение и работа с авторским текстом (с. 16-17).
1. Чтение вслух авторского текста на с. 16. - Понравилась ли сказка Саше? Из каких слов это видно?
2. Чтение вслух авторского текста на с. 17 до слов «А что это за Конек-Горбунок?
- В каких сказках Афанасий мог летать на Змее Горыныче, в ступе Бабы-яги, на Коньке-Горбунке? (Ученики называют сказки с этими героями.)
3. Чтение до слов: «А про Конька-Горбунка писатель Ершов сам сочинил?». - Что значит народная сказка?
- Кто написал сказку про Конька-Горбунка? Вывод. Это литературная (авторская) сказка.
4. Чтение до конца. - Как Ершов сочинил сказку? - Кто уже знаком с этой сказкой?
5. Рассказ об истории создания сказки. Постановка цели.
Сказка Петра Ершова «Конек-Горбунок» уже почти два века любима детьми, хотя писалась она для взрослых. Только в ХХ веке она издавалась более 200 раз! При жизни писателя ее издавали (печатали) 7 раз.
А ведь написал эту сказку Ершов, когда ему было всего 18 лет. Затем на протяжении 22 лет он пытался ее доработать, «улучшить», но в результате через двадцать с лишним лет сказка осталась почти неизменной.
Попробуем разобраться, за что же так любят эту сказку читатели всех возрастов и поколений.
IV. Работа над сказкой П. Ершова «Конек-Горбунок».
1. Работа с текстом до чтения. - Работа в тетради (чтение - задание 1.1 с. 3)
- Вы уже прочли зачин сказки. Вспомните, что такое зачин. Прочитайте зачин еще раз. (Чтение вслух.)
- Теперь рассмотрите иллюстрацию на с. 18 и скажите, кто же герои сказки?
- Прочитайте название сказки. Как вы понимаете его? Почему не конь, а конек?
- Что значит горбунок? (Имеет горб, уродливую выпуклость нa cпинe.)
- Кто же будет главным героем сказки? (Предположения детей.)
- Просмотрите текст сказки. В какой форме она написана? На что похожа? (На cтихотворение.)
- Как понять то, что написано после названия сказки: «Из первой части»? (Будем читать не всю первую часть, а отрывки.)
- Всего в сказке 3 части. Сегодня мы прочитаем отрывки из 1-й части. Прочитаем еще раз начало сказки (с. 17).
2. Первичное чтение 1-й части с комментированием. (Читаю.)
Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была Недалече от села.
Там пшеницу продавали, Деньги счётом принимали И с набитою сумой
Возвращалися домой. (Итак, жили братья доходами от продажи пшеницы.)
В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: (Что же случилось? Ка-кое горе? - вопросы не предполагают ответов детей. Их цель - заострить внимание читателей на ситуации.)
Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. (Шевелить – значит мять, уничтожать. Вот что случилось! Действительно, горе: не будет пшеницы, что братьям продавать, как жить?)
Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать, Как бы вора соглядать; (Увидетъ, nодсмотретъ.) Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь.
Вот, как стало лишь смеркаться, Начал старший брат сбираться: Вынул вилы и топор
И отправился в дозор. (Караулить пшеницу.) Ночь ненастная настала, На него боязнь напала, И со страхов наш мужик
Закопался под сенник. (В ceне спрятался.) Ночь проходит, день приходит; С сенника дозорный сходит
И, облив себя водой, (интересно, зачем?) Стал стучаться под избой: «Эй вы, сонные тетери! Отпирайте брату двери, Под дождём я весь промок С головы до самых ног». (Мало того, что струсил, тат еще и обманщиком оказался!) Стало сызнова смеркаться; Средний брат пошёл сбираться, Взял и вилы и топор И отправился в дозор ... (читаем 1-ю часть до конца.)
3. Выявление первичного восприятия. - Что больше всего удивило? запомнилось?
4. Перечитывание сказки учащимися по строфам:
l-я строфа (с. 18). Вопросы задаются по ходу чтения. - Чем занималась семья старика?
- Почему написано «Братья сеяли пшеницу», а где же отец?
- Как понимаете слова недалече, сума? - Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?
2-я строфа (с. 18-19). - Какое горе произошло? - Что значит шевелить пшеницу? - Что придумали братья?
- Какие устаревшие слова требуют пояснения? (Отродяся - никогда за всю жизнь, соглядать - прочитать сноску.)
З-я строфа (с. 19). - Кто первым отправился в дозор? Уточним значение этого слова.
Работа в тетради (с. 3, задание № II, 2). - Что он взял с собой и зачем? - Как он отнесся к своей службе? Почему?
- Где старший брат просидел всю ночь? (сенник - под сеном.) - Зачем он облил себя водой? - С какими словами он пришел утром? - Что же можете сказать о старшем бра те?
4-я строфа. - Для чего средний бра т взял вилы и топор? - Почему у него стали стучать зубы? (От холода и испуга.)
- Что он придумал в свое оправдание?
5-я строфа. - Сравните, что берет с собой в дозор младший брат. - Прочитайте объяснение слова малахай.
6-я строфа (до слов: «Наконец она устала»). Вопросы после чтения: - Как Иван «держит караул»? - Расскажите, какой представляете кобылицу. (Словесное рисование.)
- Какие слова, выражения передают, что Ивану пришлось трудно?
6-я строфа. (Чтение до конца.)
Поясняем по ходу чтения значение слов, выражений: «Ростом, только в три вершка». (Вершок, - это 4,4 см, значит, конек должен быть ростом в 13 см.)
- Покажите рукой, какой рост у конька. «Да С аршинными ушами». (Уши длиной в 71 см.) Значит, уши у него будут в 5 раз больше, чем его рост! Балаган. (Ученики читают сноску.) Рогожа - грубая ткань. (Толкование значения этого слова можно прочитать в тетради на с. 3.)
- Что просит кобылица у Ивана? (покоя, ухода.) - А что за это обещает ему?
5. Работа с текстом после чтения. Беседа. - Где же происходили все события? - Какое событие было главным?
- Какой отрывок из первой части сказки вам показался смешным?
6. Повторное чтение с целью выбора правильной интонации (с. 18-22 до 6-й строфы.)
Упражнения в выразительном чтении.
V. Итог урока.
- Захотелось ли вам прочитать всю сказку? - Чем сказка Ершова напомнила вам народные сказки?
VI. Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение 6-й строфы сказки (с. 22).
2. Выполнить задание № 3 в тетради (с. 3).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ershov.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
1. Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста.
2. Овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи.
3. Умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных.
4. Умение относить героев к одной из групп (положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники)
5. Соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений.
6. Развитие устной и письменной речи.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказке, слайды.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. В классе звучит музыка, учащиеся входят и занимают свои
места.
- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.
- Ваши улыбки располагают к приятному общению, создаю т хорошее настроение. - Садитесь.
II. Проверка домашнего задания.
Дома вы попробовали себя в роли сказочника. Изменив заключительную часть сказки, вы получили новые сказки.
- Расскажите свои окончания испытаний Ивана. (Пересказы учащихся.) - Понравились ли вам «новые» окончания сказок?
- А понравились бы они Саше и домовому Афанасию?
О впечатлениях Саши от сказки «Царь-девица» мы узнаем из текста на с. 16.
III.Чтение и работа с авторским текстом (с. 16-17).
1. Чтение вслух авторского текста на с. 16. - Понравилась ли сказка Саше? Из каких слов это видно?
2. Чтение вслух авторского текста на с. 17 до слов «А что это за Конек-Горбунок?
- В каких сказках Афанасий мог летать на Змее Горыныче, в ступе Бабы-яги, на Коньке-Горбунке? (Ученики называют сказки с этими героями.)
3. Чтение до слов: «А про Конька-Горбунка писатель Ершов сам сочинил?». - Что значит народная сказка?
- Кто написал сказку про Конька-Горбунка? Вывод. Это литературная (авторская) сказка.
4. Чтение до конца. - Как Ершов сочинил сказку? - Кто уже знаком с этой сказкой?
5. Рассказ об истории создания сказки. Постановка цели.
Сказка Петра Ершова «Конек-Горбунок» уже почти два века любима детьми, хотя писалась она для взрослых. Только в ХХ веке она издавалась более 200 раз! При жизни писателя ее издавали (печатали) 7 раз.
А ведь написал эту сказку Ершов, когда ему было всего 18 лет. Затем на протяжении 22 лет он пытался ее доработать, «улучшить», но в результате через двадцать с лишним лет сказка осталась почти неизменной.
Попробуем разобраться, за что же так любят эту сказку читатели всех возрастов и поколений.
IV. Работа над сказкой П. Ершова «Конек-Горбунок».
1. Работа с текстом до чтения. - Работа в тетради (чтение - задание 1.1 с. 3)
- Вы уже прочли зачин сказки. Вспомните, что такое зачин. Прочитайте зачин еще раз. (Чтение вслух.)
- Теперь рассмотрите иллюстрацию на с. 18 и скажите, кто же герои сказки?
- Прочитайте название сказки. Как вы понимаете его? Почему не конь, а конек?
- Что значит горбунок? (Имеет горб, уродливую выпуклость нa cпинe.)
- Кто же будет главным героем сказки? (Предположения детей.)
- Просмотрите текст сказки. В какой форме она написана? На что похожа? (На cтихотворение.)
- Как понять то, что написано после названия сказки: «Из первой части»? (Будем читать не всю первую часть, а отрывки.)
- Всего в сказке 3 части. Сегодня мы прочитаем отрывки из 1-й части. Прочитаем еще раз начало сказки (с. 17).
2. Первичное чтение 1-й части с комментированием. (Читаю.)
Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была Недалече от села.
Там пшеницу продавали, Деньги счётом принимали И с набитою сумой
Возвращалися домой. (Итак, жили братья доходами от продажи пшеницы.)
В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: (Что же случилось? Ка-кое горе? - вопросы не предполагают ответов детей. Их цель - заострить внимание читателей на ситуации.)
Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. (Шевелить – значит мять, уничтожать. Вот что случилось! Действительно, горе: не будет пшеницы, что братьям продавать, как жить?)
Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать, Как бы вора соглядать; (Увидетъ, nодсмотретъ.) Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь.
Вот, как стало лишь смеркаться, Начал старший брат сбираться: Вынул вилы и топор
И отправился в дозор. (Караулить пшеницу.) Ночь ненастная настала, На него боязнь напала, И со страхов наш мужик
Закопался под сенник. (В ceне спрятался.) Ночь проходит, день приходит; С сенника дозорный сходит
И, облив себя водой, (интересно, зачем?) Стал стучаться под избой: «Эй вы, сонные тетери! Отпирайте брату двери, Под дождём я весь промок С головы до самых ног». (Мало того, что струсил, тат еще и обманщиком оказался!) Стало сызнова смеркаться; Средний брат пошёл сбираться, Взял и вилы и топор И отправился в дозор ... (читаем 1-ю часть до конца.)
3. Выявление первичного восприятия. - Что больше всего удивило? запомнилось?
4. Перечитывание сказки учащимися по строфам:
l-я строфа (с. 18). Вопросы задаются по ходу чтения. - Чем занималась семья старика?
- Почему написано «Братья сеяли пшеницу», а где же отец?
- Как понимаете слова недалече, сума? - Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?
2-я строфа (с. 18-19). - Какое горе произошло? - Что значит шевелить пшеницу? - Что придумали братья?
- Какие устаревшие слова требуют пояснения? (Отродяся - никогда за всю жизнь, соглядать - прочитать сноску.)
З-я строфа (с. 19). - Кто первым отправился в дозор? Уточним значение этого слова.
Работа в тетради (с. 3, задание № II, 2). - Что он взял с собой и зачем? - Как он отнесся к своей службе? Почему?
- Где старший брат просидел всю ночь? (сенник - под сеном.) - Зачем он облил себя водой? - С какими словами он пришел утром? - Что же можете сказать о старшем бра те?
4-я строфа. - Для чего средний бра т взял вилы и топор? - Почему у него стали стучать зубы? (От холода и испуга.)
- Что он придумал в свое оправдание?
5-я строфа. - Сравните, что берет с собой в дозор младший брат. - Прочитайте объяснение слова малахай.
6-я строфа (до слов: «Наконец она устала»). Вопросы после чтения: - Как Иван «держит караул»? - Расскажите, какой представляете кобылицу. (Словесное рисование.)
- Какие слова, выражения передают, что Ивану пришлось трудно?
6-я строфа. (Чтение до конца.)
Поясняем по ходу чтения значение слов, выражений: «Ростом, только в три вершка». (Вершок, - это 4,4 см, значит, конек должен быть ростом в 13 см.)
- Покажите рукой, какой рост у конька. «Да С аршинными ушами». (Уши длиной в 71 см.) Значит, уши у него будут в 5 раз больше, чем его рост! Балаган. (Ученики читают сноску.) Рогожа - грубая ткань. (Толкование значения этого слова можно прочитать в тетради на с. 3.)
- Что просит кобылица у Ивана? (покоя, ухода.) - А что за это обещает ему?
5. Работа с текстом после чтения. Беседа. - Где же происходили все события? - Какое событие было главным?
- Какой отрывок из первой части сказки вам показался смешным?
6. Повторное чтение с целью выбора правильной интонации (с. 18-22 до 6-й строфы.)
Упражнения в выразительном чтении.
V. Итог урока.
- Захотелось ли вам прочитать всю сказку? - Чем сказка Ершова напомнила вам народные сказки?
VI. Домашнее задание.
1. Подготовить выразительное чтение 6-й строфы сказки (с. 22).
2. Выполнить задание № 3 в тетради (с. 3).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка П.П. Ершова "Конек-Горбунок" в литературе и музыке.
Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4 классе...
Викторина по сказке Ершова "Конек-горбунок"
Представлены 2 варианта вопросов для викторины с ответами...
Тест по литературному чтению.4 класс Сказка П.Ершова "Конек-горбунок"
Тест по литературному чтению позволяет определить знание текста сказки....
Урок-семинар по сказке П.П.Ершова "Конек-Горбунок" 2 класс
Расширение знаний учащихся об авторе, о сказке....
План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку
План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку...
Игра по сказке П.Ершова "Конек-горбунок"
Игра по сказке П.Ершова "Конек-горбунок" поможет привлеч внимание детей к этому произведению.Игра динамичная, так как предполагает соревновательный аспект двух команд. Можно использовать этот материал...
Создание диафильма по мотивам сказки П.Ершова "Конек Горбунок"
К юбилею П.Ершова ребята перечитали сказку "Конек Горбунок", сделали рисунки-иллюстрации, подобрали текст к каждому рисунку и смонтировали диафильм в формате РРt. Озвучили и представили диафильм учащи...