Организация психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов и их семей
статья на тему

Солонина Ирина Анатольевна

Встатье можно охнакомиться с организацией психолого-педагогическим сопровождением обучающихся из стран Дальнего и БлижнегоЗзарубежья с учетом их культуры, социальной и этнической принадлежностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация психолого-педагогической поддержки

детей-мигрантов и их семей

Педагог-психолог: Солонина И.А.

В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. К ее решению активно подключаются не только педагоги, но и психологи.

С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.

Нашу школу, как и многие школы не обошли стороной такие проблемы, как:

увеличение количества детей, не усваивающих школьную программу,

приоритет знаний среди людей разных национальностей,

трудности в адаптации вынужденных переселенцев из бывших союзных республик,

низкий уровень готовности детей к обучению в школе несоответствие качества обучения  пребывающих детей фактическому уровню знаний.

Основные варианты семейной ситуации детей-мигрантов таковы:

часть семей связывают дальнейшую жизнь и обучение ребенка с Россией, осознают, что детям необходимо адаптироваться к российской системе образования, подготовиться к сдаче ГИА, ЕГЭ, и мотивация к адаптации и учебе у такого ребенка, как правило, имеется. Однако, если родители приехали на время в связи с поиском работы или в связи с семейными обстоятельствами, и ребенок не планирует заканчивать школу в России, чаще всего он не имеет учебной мотивации, не видит смысла в какой-либо адаптации, соответственно, разрушает учебную работу в классе.

 

Социальная микросреда школы характеризуется резким различием семей по степени материальной обеспеченности, а родителей обучающихся – уровню общей культуры и образованию:

 5% имеют высшее образование, около 10% - среднее специальное.

Контингент обучающихся нашей школы многонационален.

Мы проанализировали контингент детей, прибывших к нам в школу на обучение за последние 2 года.

Около 50% это дети из бывших союзных республик: Дагестан, Азербайджан, Таджикистана и Киргизии.

Анализируя уровень психофизиологического развития первоклассников нашей школы, отмечаем значительное количество «домашних» детей (37%), билингвистов (50%), требующих логопедической помощи (63%), детей недостаточно готовых к обучению в школе. Их количество за последние 2 года колеблется  в пределах 37%. Как правило, это является основной причиной  трудностей первоклассников в адаптации к новым условиям обучения.

Несмотря на все трудности и особенности обучающихся нашей школы, мы понимаем, что дети с разными возможностями должны выполнять образовательную программу, комфортно чувствовать себя в школе, найти свое достойное место в жизни, успешно себя реализовать в настоящей школьной жизни и будущей взрослой.

И одним из путей выхода видим в реализации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, которое  решает вопросы создания бесконфликтной среды школы:

- создание благоприятного психологического климата в классных коллективах,

- обеспечение психологически безопасного пребывания ребенка в школе

 - формирование жизнестойкости в кризисных ситуациях (употребление ПАВ, вымогательство, вовлечение в противоправные действия)

Именно психолог в данном случае выступает организационным и координирующим звеном между детьми, педагогами и родителями.

Реализация программы ППС осуществляется по 6 основным направлениям, представленным в данной структуре - это

Психологическое сопровождение образовательного процесса в периоды адаптации обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения в 1, 5, 10 классах.

Психолого-педагогическая поддержка обучающихся с девиантным поведением,  с эмоционально- волевыми нарушениями (тревожность, гиперактивность, агрессивность).

Психологическая поддержка обучающихся с высокими учебными    возможностями.

Психолого-педагогическое  сопровождение предпрофильного и  профильного обучения (8 –11 кл.).

Психолого-педагогическое  сопровождение  детей с особыми нуждами

Помощь участникам образовательного процесса в психологических вопросах.

Содержание работы по каждому направлению  работает на цель школы:  выпускник – компетентная личность, способная к различным видам ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Культура взаимоотношений, толерантность, навыки бесконфликтного общения среди сверстников формируются в ходе реализации в школе следующих психологических программ: (на уроках общения  в 5, 6 классах, информационных занятиях по выбору профессии в 8, 9 классах, а также классных часах):

  • «Жить в мире с собой и другими», Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.
  • «Приручи свой гнев», Савченко М.Ю.
  • «Психология конфликтов», Мухина О., Родионова Г., Скворцова Е.
  • «Искусство жить в ладу с собой и миром», Е. Царапкина.
  • «Ни свой, ни чужой», Н. Стебнева.
  • «Я и Мы», В. Радионов, М. Ступницкая.
  • Психопрофилактическая программа «Волна», В. Ю. Ледина, Н.А. Зубов.
  • Линия жизни «Полезные привычки», «Полезные навыки» О.Л. Романова, Л.С. Колесова
  • «Здоровье», Касаткин В.Н.
  • 90 уроков психологического развития, Локалова Н.П

К индивидуальной работе с детьми-мигрантами  и классным коллективом совместно с классным руководителем подключаются все специалисты школы, в том числе и педагог-психолог.

Итоги анкетирования  педагога-психолога с целью определения удовлетворенности образовательным процессом, изучения уровня гармонизации межнациональных отношений среди обучающихся представлены в следующих таблицах:

Мне комфортно в классном коллективе

86%

Я с удовольствием посещаю школу

74%

Учителя относятся ко мне уважительно

78%

Я всегда могу рассчитывать на помощь учителей при возникающих трудностях

82%

Мне повезло с классным руководителем

79%

 Изучение уровня гармонизации межнациональных отношений среди обучающихся.

Уровень толерантности

Общие результаты

1

Низкий уровень

5 %

2

Средний уровень

83 %

3

Высокий уровень

12 %

Таким образом,  модель психолого-педагогического сопровождения является действенным инструментом интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с одаренными детьми в современных условиях » Организация психолого-педагогического сопровождения.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. “Одаренные дети” — ...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и трудностями в обучении

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальных классов в рамках введения ФГОСО...

"Одаренные дети. Организация психолого-педагогического сопровождения"

материалы для проведения семинарского занятия (стажерской практики)...

Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей

данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...

Публикация в сборнике регионального семинара по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего процесса в ДОУ в рамках ФПОС"

Научно-методическая разработка по теме: "Повышение психологической культуры родителей - основа психопрофилактической работы воспитателя"...

Организация психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей.

Презентация к семинару по теме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...