Организация психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов и их семей
статья на тему
Встатье можно охнакомиться с организацией психолого-педагогическим сопровождением обучающихся из стран Дальнего и БлижнегоЗзарубежья с учетом их культуры, социальной и этнической принадлежностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_detey-migrantov_i_ih_semey.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация психолого-педагогической поддержки
детей-мигрантов и их семей
Педагог-психолог: Солонина И.А.
В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. К ее решению активно подключаются не только педагоги, но и психологи.
С психолого-педагогической точки зрения, адаптация и интеграция детей мигрантов означает необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, организацию специализированного сопровождения, формирование толерантного сознания.
Нашу школу, как и многие школы не обошли стороной такие проблемы, как:
увеличение количества детей, не усваивающих школьную программу,
приоритет знаний среди людей разных национальностей,
трудности в адаптации вынужденных переселенцев из бывших союзных республик,
низкий уровень готовности детей к обучению в школе несоответствие качества обучения пребывающих детей фактическому уровню знаний.
Основные варианты семейной ситуации детей-мигрантов таковы:
часть семей связывают дальнейшую жизнь и обучение ребенка с Россией, осознают, что детям необходимо адаптироваться к российской системе образования, подготовиться к сдаче ГИА, ЕГЭ, и мотивация к адаптации и учебе у такого ребенка, как правило, имеется. Однако, если родители приехали на время в связи с поиском работы или в связи с семейными обстоятельствами, и ребенок не планирует заканчивать школу в России, чаще всего он не имеет учебной мотивации, не видит смысла в какой-либо адаптации, соответственно, разрушает учебную работу в классе.
Социальная микросреда школы характеризуется резким различием семей по степени материальной обеспеченности, а родителей обучающихся – уровню общей культуры и образованию:
5% имеют высшее образование, около 10% - среднее специальное.
Контингент обучающихся нашей школы многонационален.
Мы проанализировали контингент детей, прибывших к нам в школу на обучение за последние 2 года.
Около 50% это дети из бывших союзных республик: Дагестан, Азербайджан, Таджикистана и Киргизии.
Анализируя уровень психофизиологического развития первоклассников нашей школы, отмечаем значительное количество «домашних» детей (37%), билингвистов (50%), требующих логопедической помощи (63%), детей недостаточно готовых к обучению в школе. Их количество за последние 2 года колеблется в пределах 37%. Как правило, это является основной причиной трудностей первоклассников в адаптации к новым условиям обучения.
Несмотря на все трудности и особенности обучающихся нашей школы, мы понимаем, что дети с разными возможностями должны выполнять образовательную программу, комфортно чувствовать себя в школе, найти свое достойное место в жизни, успешно себя реализовать в настоящей школьной жизни и будущей взрослой.
И одним из путей выхода видим в реализации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, которое решает вопросы создания бесконфликтной среды школы:
- создание благоприятного психологического климата в классных коллективах,
- обеспечение психологически безопасного пребывания ребенка в школе
- формирование жизнестойкости в кризисных ситуациях (употребление ПАВ, вымогательство, вовлечение в противоправные действия)
Именно психолог в данном случае выступает организационным и координирующим звеном между детьми, педагогами и родителями.
Реализация программы ППС осуществляется по 6 основным направлениям, представленным в данной структуре - это
Психологическое сопровождение образовательного процесса в периоды адаптации обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения в 1, 5, 10 классах.
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся с девиантным поведением, с эмоционально- волевыми нарушениями (тревожность, гиперактивность, агрессивность).
Психологическая поддержка обучающихся с высокими учебными возможностями.
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения (8 –11 кл.).
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми нуждами
Помощь участникам образовательного процесса в психологических вопросах.
Содержание работы по каждому направлению работает на цель школы: выпускник – компетентная личность, способная к различным видам ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Культура взаимоотношений, толерантность, навыки бесконфликтного общения среди сверстников формируются в ходе реализации в школе следующих психологических программ: (на уроках общения в 5, 6 классах, информационных занятиях по выбору профессии в 8, 9 классах, а также классных часах):
- «Жить в мире с собой и другими», Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.
- «Приручи свой гнев», Савченко М.Ю.
- «Психология конфликтов», Мухина О., Родионова Г., Скворцова Е.
- «Искусство жить в ладу с собой и миром», Е. Царапкина.
- «Ни свой, ни чужой», Н. Стебнева.
- «Я и Мы», В. Радионов, М. Ступницкая.
- Психопрофилактическая программа «Волна», В. Ю. Ледина, Н.А. Зубов.
- Линия жизни «Полезные привычки», «Полезные навыки» О.Л. Романова, Л.С. Колесова
- «Здоровье», Касаткин В.Н.
- 90 уроков психологического развития, Локалова Н.П
К индивидуальной работе с детьми-мигрантами и классным коллективом совместно с классным руководителем подключаются все специалисты школы, в том числе и педагог-психолог.
Итоги анкетирования педагога-психолога с целью определения удовлетворенности образовательным процессом, изучения уровня гармонизации межнациональных отношений среди обучающихся представлены в следующих таблицах:
Изучение уровня гармонизации межнациональных отношений среди обучающихся.
№ | Уровень толерантности | Общие результаты |
1 | Низкий уровень | 5 % |
2 | Средний уровень | 83 % |
3 | Высокий уровень | 12 % |
Таким образом, модель психолого-педагогического сопровождения является действенным инструментом интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа с одаренными детьми в современных условиях » Организация психолого-педагогического сопровождения.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. “Одаренные дети” — ...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и трудностями в обучении
Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальных классов в рамках введения ФГОСО...
"Одаренные дети. Организация психолого-педагогического сопровождения"
материалы для проведения семинарского занятия (стажерской практики)...
Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...
Презентация на тему"Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"
дополнение к документу с аналогичным названием...
Публикация в сборнике регионального семинара по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего процесса в ДОУ в рамках ФПОС"
Научно-методическая разработка по теме: "Повышение психологической культуры родителей - основа психопрофилактической работы воспитателя"...
Организация психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей.
Презентация к семинару по теме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...