Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и трудностями в обучении
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальных классов в рамках введения ФГОСОО. Цель работы- способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенку, а также корректировка пробелом в знаниях и развития психических процессов. План работы и разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_psihologo.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и трудностями в обучении
Под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с учащимися, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.
Психолого-педагогическое сопровождение организуется в школе с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка и выработки форм и методов организации образовательного процесса (ОП).
Организация ОП строится на основе здоровьесберегающей технологии.
Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются:
- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;
-создание социально-педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;
- обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.
Организация психолого-педагогического сопровождения включает в себя:
- работу психолого-медико-педагогического консилиума;
- выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
-оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
- организация индивидуальных педагогических маршрутов;
- организация педагогического взаимодействия.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и трудностями в обучении осуществляют учитель-логопед, психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.
В системе работы выделяют следующие формы:
- проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
- проведение малых педагогических советов, административных советов;
- ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
- посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
- разработка методических рекомендаций учителю;
- анкетирование учащихся, диагностика;
- обследование школьников по запросу родителей
Содержание и формы работы в данном направлении следующие:
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителями, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ и трудностями в обучении при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
- формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ и трудностями в обучении чувствовал себя комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с группами детей ОВЗ.
Исходя из выявленных актуальных проблем развития у детей с ОВЗ и трудностями в обучении в нашей школе, коррекционно-развивающая работа педагога-психолога осуществляется по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении для учащихся 1-4 классов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме 1 раз в неделю. Продолжительность 30-40 минут после уроков.
Цель работы: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка.
Задачи:
- Формировать психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребёнка в учебной деятельности.
- Развивать познавательные процессы (памяти, восприятия, внимания, мышления, моторной деятельности).
- Развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, педагогами.
- Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
Педагогом-психологом школы разработана система коррекционной работы с учащимися начальной школы, ориентированная на оказание психологической помощи и поддержки детям с ОВЗ и трудностями в обучении.
Этапы реализации программы
1 класс «Лестница роста», составленная на основе программы С.А.Коробкиной, Волгоград 2010.
Цель- формировать предпосылки готовности первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- Формировать психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребёнка в учебной деятельности.
- Формировать адекватное овладение социальной ролью ученика через организацию комплектарной деятельности (учебно-игровой).
- Развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.
- Приспособление к новым условиям социальной среды.
Программа рассчитана на 16 часов (4 месяца)
Предварительный этап (сентябрь-октябрь) включает входящую диагностику учащихся 1-х классов в рамках введения ФГОСНОО на психологическую готовность к обучению в школе, а также углубленную диагностику причин низкого уровня готовности некоторых учащихся, а также комплектацию групп для предстоящей коррекционной работы.
Основной этап (ноябрь-март) включает проведение коррекционных занятий.
Заключительный этап (апрель) включает повторную диагностику каждого учащегося для отслеживания динамики развития и результативности коррекционной программы.
Этапы каждого занятия:
- «Приветсвие» (5 мин): игры на установление контакта, развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
- «Думаю, пишу» (20 мин): письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности (произвольности действий, умения организовывать и контролировать свою двигательную деятельность и действовать в соответствии с указаниями взрослого).
- «Я творю» (10мин): задания и игры по развитию творчества (продуктивная деятельность с использованием элементов арт-терапии).
- «Лесенка роста» (5 мин): развитие самооценки и рефлексии (каждый ребёнок оценивает свои успехи работы на занятии).
Планируемые результаты коррекционной работы
По результатам занятий дети должны:
- Преодолеть трудности в умении принимать учебную задачу, поставлённую взрослым и действовать, согласно заданному алгоритму.
- Выполнять действия по образцу.
- Положительная динамика развития внимания, памяти, мышления, речи.
- Овладение новой социальной ролью ученика.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Снятие школьной и личностной тревожности.
2 класс «Учимся учиться», составленная на основе программы М.Р.Битяновой, Т.В.Меркуловой, 2013г.и Н.П.Локаловой «Уроки психологического развития», 2006г.
Цель- оказание помощи ученикам в освоении учебной деятельности, развитие когнитивной и мотивационно-личностной сферы.
Задачи:
- Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью;
- Развитие когнитивной и мотивационно-личностной сферы;
- Развитие внутреннего плана действий;
- Развитие метапредметных УУД
Программа рассчитана на 16 часов (4 месяца)
Структура занятий:
1.Вводная часть- создание положительного эмоционального фона: Упражения «Добрые слова», «Поприветствовать разными способами», упраженния на развитие мозговой деятельности.
2.Основная часть – упражнения на развитие когнитивной и личностной сферы (словесно-логического мышления, памяти, внимания, моторики, пространственной ориентировки, общения).
3.Заключительная часть- подведение итогов занятия, рефлексия.
Планируемые результаты коррекционной работы
По результатам занятий дети должны:
- Получить всестороннее развитие разных форм и видов мыслительных операций анализа, синтеза.
- Научиться выделять и анализировать отдельные признаки или свойства объектов, включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.
- Преодолеть трудности в умении принимать и решать самостоятельно учебную задачу.
- Умение оценивать результат выполнения учебного задания.
- Самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.
- Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
3-й, 4-й класс «Психологическая азбука», составленная Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачковым, А.Х.Поповой, 2013г.
Цель- развитие личности ребёнка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.
Программа 3,4 класса направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Учатся познавать себя, знакомятся с психологией общения и овладевают навыками эффективного взаимодействия со сверстниками, учителями и другими людьми.
В рамках программы 3-го,4-го класса решаются следующие основные задачи:
- Развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки.
- Знакомство с элементарными понятиями психологии общения.
- Знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов.
- Формирование навыков эмпатии и сопереживания.
- Обучение элементарным умениям эмоциональной саморегуляции в общении.
На учебный год запланировано 30 часов, 1 раз в неделю.
Программа рассчитана на 5 разделов:
Раздел 1. Введение в психологию общения 4 часа.
Раздел 2. Психология отношений: Ты-Я-Он=Мы 9 часов.
Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы 9 часов.
Раздел 4. Поддержка в общении 4 часа.
Раздел 5. Сочувствие и сопереживание 4 часа.
Программа 4 класса разделена на 4 раздела:
Раздел 1.Приглашение в Страну Общения 4 часа.
Раздел 2.Инструменты общения 11 часов.
Раздел 3.Осторожно, общение! 9 часов.
Раздел 4.Здравствуй, Страна Общения! 6 часов
Структура занятий:
1.Введение в тему занятий, разминка- положительный эмоциональный настрой на работу.
2.Работа по теме - беседы, игры на сплочение и развитие коммуникативных навыков. Работа в творческих тетрадях.
3.Подведение итогов - обобщение полученных знаний, задания по содержанию темы.
4.Домашнее задание.
Планируемые результаты коррекционной работы
По результатам занятий дети должны:
1.Получить всестороннее развитие личности через самопознание и рефлексию.
2. Научиться приёмам эмоциональной саморегуляции в общении.
3.Приобрести навыки сотрудничества при разнообразных проблемах в процессе обучения и общении.
4.Научиться понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении.
5.Развитие чувства эмпатии.
Индивидуальный образовательный маршрут заполняется совместно с классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, после проведенного ПМПконсилиума. И каждый специалист строит свою индивидуальную коррекционную программу с учащимся, согласно выявленным проблемам. Результаты проведённой работы обсуждается 1 раз в четверть, с дальнейшей корректировкой заданий по развитию УУД.
Приложение1
План психолого -медико-педагогического сопровождения детей ОВЗ и с трудностями в обучении
Направления работы | Вид деятельности | Содержание | Цели и задачи | Сроки реализации | Ответственные |
Диагностическая работа | 1.Стартовая педагогическая диагностика | Наблюдение, тестирование | Изучение стартого уровня готовности 1-ов к обучению в школе. Формирование списка обучающихся, испытывающих затруднения в учебной деятельности | сентябрь | Классный руководитель |
2.Изучение истории развития ребенка | Работа с медкартами, собеседование с родителями | Выявление состояния физического и психического здоровья детей | сентябрь | Медицинский работник | |
3.Логопедическое и психологическое обследование учащихся 1-х классов | Собеседование, диагностика | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи специалистов | Сентябрь-октябрь | Логопед, педагог-психолог | |
4.Выявление детей с различными нарушениями в развитии учащихся 2-4 классов | Наблюдение, проведение школьного ПМПК | Определение уровня организованности ребёнка, особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, уровня знаний по предметам. | В течение года | Классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, логопед | |
5.Диагностическая работа по результатам проведённых коррекционных занятий учащихся 1-4 классов | тестирование | Отслеживание динамики развития учащихся. Разработка рекомендаций для педагогов, родителей по работе с детьми. | В течение года | Классный руководитель, педагог-психолог, логопед, медицинский работник | |
Коррекционно-развивающая работа | 1.Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, испытывающими трудности в обучении. | Групповые и индивидуальные занятия | Устранение пробелов в знаниях по предметам учебного цикла | В течение года | Классный руководитель, учитель-предметник, учитель-логопед |
2.Составление и реализация плана индивидуальной работы с неуспевающими учащимися. | План индивидуальной работы | Ликвидация пробелов в знаниях | В течение года | Классный руководитель, учитель-предметник | |
3.Индивидуальные и микрогрупповые психокоррекционные занятия. | Психокоррекционные занятия | Преодоление проблем в обучении, поведении и социально-психологической адаптации | Октябрь-март | Педагог-психолог | |
4.Участие в работе школьной ПМПК | Консилиум | Разработка рекомендаций участникам педагогического процесса по ликвидации проблем в обучении и воспитании, направление на ПМПК | ежемесячно | Завуч по УР, классный руководитель, педагог-психолог | |
Информационно-просветительская работа (консультативная) | 1.Проведение консультаций и индивидуальных бесед с родителями | Беседы, консультации | Информирование родителей по вопросам реализации коррекционно-развивающей работы с учащимся | По необходимости | классный руководитель, педагог-психолог |
2.Проведение тематических родительских собраний | Лекторий | Психолого-педагогическое просвещение родителей по выявленным проблемам в обучении и воспитании | Один раз в четверть | классный руководитель, педагог-психолог, медработник |
Приложение 2
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося начальных классов с ОВЗ и трудностями в обучении
Ф.И.О________________________________________________________
Класс______
Дата заполнения___________
Срок реализации__________
Результаты психолого-педагогической диагностики (входная):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Параметры | Трудности, выявленные у учащегося | Задания для коррекции | Пути их ликвидации | Предполагаемый результат | Ответственные | Примечание |
1.Когнитивная учебная деятельность | ||||||
1.1.Память (слуховая, зрительная) 1.2.Внимание (концентрация, объём) 1.3.Восприятие (учебного материала) 1.4.Мышление (понятийное, словесно-логическое, наглядно-образное) | ||||||
2.Учебная деятельность | ||||||
2.1.двигательная (моторная) деятельность 2.2.речевое развитие (фонематический слух, устная и письменная речь) 2.3.сформированность учебных навыков 2.4.усвоение учебного материала | ||||||
3.Сформированность личностных УУД | ||||||
3.1.мотивация 3.2.самооценка 3.3.эмоционально-волевая сфера 3.4.активность на уроке | ||||||
4.Сформированность регулятивных УУД | ||||||
4.1.целеполагание 4.2.саморегуляция (самоконтроль) 4.3.удерживание учебной задачи 4.4.поведенческие реакции на уроке (возбудимость, агрессивность и т.д.) | ||||||
5.Сформированность познавательных УУД | ||||||
5.1.умение ориентироваться в учебнике 5.2.отвечать на вопросы 5.3.понимать инструкцию учителя 5.4.пересказывать, понимать прочитанное 5.5.самостоятельно находить информацию 5.6.сравнивать предметы:находить общее и различие 5.7.группировать предметы по нескольким признакам 5.8.умение анализировать | ||||||
6.Сформированность коммуникативных УУД | ||||||
6.1.взаимодействие с учителем 6.2.взаимодействие с одноклассниками 6.3.умение работать в паре, группе 6.4.умение самостоятельно оформить свою мысль в устной речи. 6.5.соблюдение этических норм общения 6.6.умение разрешать конфликты |
Результаты и динамика развития:
1.Результаты работы по ИОМ (промежуточная диагностика)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Ошибки в выполнении заданий____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Динамика (положительная, стабильная, слабая)_____________________________________________
4.Коррекция ИОМ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Завуч по УР:
Учитель:
Педагог-психолог: Е.М.Михеева
Учитель-логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.
Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе инд...
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.
Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуа...
"Одаренные дети. Организация психолого-педагогического сопровождения"
материалы для проведения семинарского занятия (стажерской практики)...
Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...
Презентация на тему"Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"
дополнение к документу с аналогичным названием...
Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...
Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении
В статье рассматриваются проблемы в обучении детей с трудностями в обучении...