Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и трудностями в обучении
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальных классов в рамках введения ФГОСОО. Цель работы- способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенку, а также корректировка пробелом в знаниях и развития психических процессов. План работы и разработка индивидуального образовательного маршрута учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_psihologo.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и трудностями в обучении

Под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с учащимися, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.

Психолого-педагогическое сопровождение организуется в школе с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка и выработки форм и методов организации образовательного процесса (ОП).

Организация ОП строится на основе здоровьесберегающей технологии.

 Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья являются:

- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;

-создание социально-педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;

- обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

Организация психолого-педагогического сопровождения включает в себя:

- работу психолого-медико-педагогического консилиума;

- выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;

-оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

- организация индивидуальных педагогических маршрутов;

- организация педагогического взаимодействия.

Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и трудностями в обучении осуществляют учитель-логопед, психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.

В системе  работы выделяют следующие формы:

  • проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
  • проведение  малых педагогических советов, административных советов;
  • ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
  • посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
  • разработка методических  рекомендаций учителю;
  • анкетирование учащихся, диагностика;
  • обследование школьников  по запросу родителей

Содержание и формы работы в данном направлении следующие:

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
  • поддержание постоянной связи с учителями, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ и трудностями в обучении при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
  • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
  • формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ и трудностями в обучении чувствовал себя комфортно;
  • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с группами детей ОВЗ.

Исходя из выявленных актуальных проблем развития у детей с ОВЗ и трудностями в обучении в нашей школе, коррекционно-развивающая работа педагога-психолога осуществляется по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении для учащихся 1-4 классов.

Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме 1 раз в неделю. Продолжительность 30-40 минут после уроков.

Цель работы: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка.

Задачи:

  1. Формировать психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребёнка в учебной деятельности.
  2. Развивать познавательные процессы (памяти, восприятия, внимания, мышления, моторной деятельности).
  3. Развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками, педагогами.
  4. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

Педагогом-психологом школы разработана система коррекционной работы с учащимися начальной школы, ориентированная на оказание психологической помощи и поддержки детям с ОВЗ и трудностями в обучении.

Этапы реализации программы

1 класс «Лестница роста», составленная на основе программы С.А.Коробкиной, Волгоград 2010.

Цель- формировать предпосылки готовности первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

  • Формировать психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребёнка в учебной деятельности.
  • Формировать адекватное овладение социальной ролью ученика через организацию комплектарной деятельности (учебно-игровой).
  • Развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.
  • Приспособление к новым условиям социальной среды.

Программа рассчитана на 16 часов (4 месяца)

Предварительный этап (сентябрь-октябрь) включает входящую диагностику учащихся 1-х классов в рамках введения ФГОСНОО на психологическую готовность к обучению в школе, а также углубленную диагностику причин низкого уровня готовности некоторых учащихся, а также комплектацию групп для предстоящей коррекционной работы.

Основной этап (ноябрь-март) включает проведение коррекционных занятий.

Заключительный этап (апрель) включает повторную диагностику каждого учащегося для отслеживания динамики развития и результативности коррекционной программы.

Этапы каждого занятия:

  1. «Приветсвие» (5 мин): игры на установление контакта, развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
  2. «Думаю, пишу» (20 мин): письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности (произвольности действий, умения организовывать и контролировать свою двигательную деятельность и действовать в соответствии с указаниями взрослого).
  3. «Я творю» (10мин): задания и игры по развитию творчества (продуктивная деятельность с использованием элементов арт-терапии).
  4. «Лесенка роста» (5 мин): развитие самооценки и рефлексии (каждый ребёнок оценивает свои успехи работы на занятии).

Планируемые результаты коррекционной работы

По результатам занятий дети должны:

  1. Преодолеть трудности в умении принимать учебную задачу, поставлённую взрослым и действовать, согласно заданному алгоритму.
  2. Выполнять действия по образцу.
  3. Положительная динамика развития внимания, памяти, мышления, речи.
  4. Овладение новой социальной ролью ученика.
  5. Развитие коммуникативных навыков.
  6. Снятие школьной и личностной тревожности.

2 класс «Учимся учиться», составленная на основе программы М.Р.Битяновой, Т.В.Меркуловой, 2013г.и Н.П.Локаловой «Уроки психологического развития», 2006г.

Цель- оказание помощи ученикам в освоении учебной деятельности, развитие когнитивной и мотивационно-личностной сферы.

Задачи:

  • Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью;
  • Развитие когнитивной и мотивационно-личностной сферы;
  • Развитие внутреннего плана действий;
  • Развитие метапредметных УУД

Программа рассчитана на 16 часов (4 месяца)

Структура занятий:

1.Вводная часть- создание положительного эмоционального фона: Упражения «Добрые слова», «Поприветствовать разными способами», упраженния на развитие мозговой деятельности.

2.Основная часть – упражнения на развитие когнитивной и личностной сферы (словесно-логического мышления, памяти, внимания, моторики, пространственной ориентировки, общения).

3.Заключительная часть- подведение итогов занятия, рефлексия.

Планируемые результаты коррекционной работы

По результатам занятий дети должны:

  1. Получить всестороннее развитие разных форм и видов мыслительных операций анализа, синтеза.
  2. Научиться выделять и анализировать отдельные признаки или свойства объектов, включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.
  3. Преодолеть трудности в умении принимать и решать самостоятельно учебную задачу.
  4. Умение оценивать результат выполнения учебного задания.
  5. Самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания.
  6. Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

3-й, 4-й класс «Психологическая азбука», составленная Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачковым, А.Х.Поповой, 2013г.

Цель- развитие личности ребёнка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.

Программа 3,4 класса направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Учатся познавать себя, знакомятся с психологией общения и овладевают навыками эффективного взаимодействия со сверстниками, учителями и другими людьми.

В рамках программы 3-го,4-го класса решаются следующие основные задачи:

  1. Развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умения отвечать за свои поступки.
  2. Знакомство с элементарными понятиями психологии общения.
  3. Знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов.
  4. Формирование навыков эмпатии и сопереживания.
  5. Обучение элементарным умениям эмоциональной саморегуляции в общении.

На учебный год запланировано 30 часов, 1 раз в неделю.

Программа рассчитана на 5 разделов:

Раздел 1. Введение в психологию общения 4 часа.

Раздел 2. Психология отношений: Ты-Я-Он=Мы  9 часов.

Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы 9 часов.

Раздел 4. Поддержка в общении 4 часа.

Раздел 5. Сочувствие и сопереживание 4 часа.

Программа 4 класса разделена на 4 раздела:

Раздел 1.Приглашение в Страну Общения 4 часа.

Раздел 2.Инструменты общения 11 часов.

Раздел 3.Осторожно, общение! 9 часов.

Раздел 4.Здравствуй, Страна Общения! 6 часов

Структура занятий:

1.Введение в тему занятий, разминка- положительный эмоциональный настрой на работу.

2.Работа по теме - беседы, игры на сплочение и развитие коммуникативных навыков. Работа в творческих тетрадях.

3.Подведение итогов - обобщение полученных знаний, задания по содержанию темы.

4.Домашнее задание.

Планируемые результаты коррекционной работы

По результатам занятий дети должны:

1.Получить всестороннее развитие личности через самопознание и рефлексию.

2. Научиться приёмам  эмоциональной саморегуляции в общении.

3.Приобрести  навыки сотрудничества при разнообразных проблемах в процессе обучения и общении.

4.Научиться понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении.

5.Развитие чувства эмпатии.

Индивидуальный образовательный маршрут заполняется совместно с классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом,  после проведенного ПМПконсилиума. И каждый специалист строит свою индивидуальную коррекционную программу с учащимся, согласно выявленным проблемам. Результаты проведённой работы обсуждается 1 раз в четверть, с дальнейшей корректировкой заданий по развитию УУД.

                                                                                                                                                  Приложение1

План психолого -медико-педагогического сопровождения детей ОВЗ и с трудностями в обучении

Направления работы

Вид деятельности

Содержание

Цели и задачи

Сроки реализации

Ответственные

Диагностическая работа

1.Стартовая педагогическая диагностика

Наблюдение, тестирование

Изучение стартого уровня готовности 1-ов к обучению в школе. Формирование списка обучающихся, испытывающих затруднения в учебной деятельности

сентябрь

Классный руководитель

2.Изучение истории развития ребенка

Работа с медкартами, собеседование с родителями

Выявление состояния физического и психического здоровья детей

сентябрь

Медицинский работник

3.Логопедическое и психологическое обследование учащихся 1-х классов

Собеседование, диагностика

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи специалистов

Сентябрь-октябрь

Логопед, педагог-психолог

4.Выявление детей с различными нарушениями в развитии учащихся 2-4 классов

Наблюдение, проведение школьного ПМПК

Определение уровня организованности ребёнка, особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, уровня знаний по предметам.

В течение года

Классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, логопед

5.Диагностическая работа по результатам проведённых коррекционных занятий учащихся 1-4 классов

тестирование

Отслеживание динамики развития учащихся. Разработка рекомендаций для педагогов, родителей по работе с детьми.

В течение года

Классный руководитель, педагог-психолог, логопед, медицинский работник

Коррекционно-развивающая работа

1.Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, испытывающими трудности в обучении.

Групповые и индивидуальные занятия

Устранение пробелов в знаниях по предметам учебного цикла

В течение года

Классный руководитель, учитель-предметник, учитель-логопед

2.Составление и реализация плана индивидуальной работы с неуспевающими учащимися.

План индивидуальной работы

Ликвидация пробелов в знаниях

В течение года

Классный руководитель, учитель-предметник

 3.Индивидуальные и микрогрупповые психокоррекционные занятия.

Психокоррекционные занятия

Преодоление проблем в обучении, поведении и социально-психологической адаптации

Октябрь-март

Педагог-психолог

4.Участие в работе школьной ПМПК

Консилиум

Разработка рекомендаций участникам педагогического процесса по ликвидации проблем в обучении и воспитании, направление на ПМПК

ежемесячно

Завуч по УР, классный руководитель, педагог-психолог

Информационно-просветительская работа (консультативная)

1.Проведение консультаций и индивидуальных бесед с родителями

Беседы, консультации

Информирование родителей по вопросам реализации коррекционно-развивающей работы с учащимся

По необходимости

классный руководитель, педагог-психолог

2.Проведение тематических

родительских собраний

Лекторий

Психолого-педагогическое просвещение родителей по выявленным проблемам в обучении и воспитании

Один раз в четверть

классный руководитель, педагог-психолог, медработник

                                                                                                                                                             Приложение 2

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося начальных классов с ОВЗ и трудностями в обучении

Ф.И.О________________________________________________________

Класс______

Дата заполнения___________

Срок реализации__________

Результаты психолого-педагогической диагностики (входная):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Параметры

Трудности, выявленные у учащегося

Задания для коррекции

Пути их ликвидации

Предполагаемый результат

Ответственные

Примечание

1.Когнитивная учебная деятельность

1.1.Память (слуховая, зрительная)

1.2.Внимание (концентрация, объём)

1.3.Восприятие (учебного материала)

1.4.Мышление (понятийное, словесно-логическое, наглядно-образное)

2.Учебная деятельность

2.1.двигательная (моторная) деятельность

2.2.речевое развитие (фонематический слух, устная и письменная речь)

2.3.сформированность учебных навыков

2.4.усвоение учебного материала

3.Сформированность личностных УУД

3.1.мотивация

3.2.самооценка

3.3.эмоционально-волевая сфера

3.4.активность на уроке

4.Сформированность регулятивных УУД

4.1.целеполагание

4.2.саморегуляция (самоконтроль)

4.3.удерживание учебной задачи

4.4.поведенческие реакции на уроке (возбудимость, агрессивность и т.д.)

5.Сформированность познавательных УУД

5.1.умение ориентироваться в учебнике

5.2.отвечать на вопросы

5.3.понимать инструкцию учителя

5.4.пересказывать, понимать прочитанное

5.5.самостоятельно находить информацию

5.6.сравнивать предметы:находить общее и различие

5.7.группировать предметы по нескольким признакам

5.8.умение анализировать

6.Сформированность коммуникативных УУД

6.1.взаимодействие с учителем

6.2.взаимодействие с одноклассниками

6.3.умение работать в паре, группе

6.4.умение самостоятельно оформить свою мысль в устной речи.

6.5.соблюдение этических норм общения

6.6.умение разрешать конфликты

Результаты и динамика развития:

1.Результаты работы по ИОМ (промежуточная диагностика)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Ошибки в выполнении заданий____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Динамика (положительная, стабильная, слабая)_____________________________________________

4.Коррекция ИОМ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Рекомендации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Завуч по УР:                                                                

Учитель:

Педагог-психолог:                                                        Е.М.Михеева

Учитель-логопед                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  учителем начальных классов в системе инд...

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуа...

"Одаренные дети. Организация психолого-педагогического сопровождения"

материалы для проведения семинарского занятия (стажерской практики)...

Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей

данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...

Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении

В статье рассматриваются проблемы в обучении детей с трудностями в обучении...