Психолого-педагогический практикум Поведение подростка
методическая разработка на тему
Выступление на педагогическом совете школы "Психолого-педагогический практикум. Поведение подростка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический практикум
Помимо педагогического есть и психологический аспект проблемы девиантного поведения среди подростков. В результате возможных педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия родителей у ребенка происходят неблагоприятные изменения в психике, которые в медицинской психологии называются «дидактогении». Чтобы избежать в нашей с вами работе дидактогений, обратимся за помощью к науке «психологии».
Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей:
- Привлечь к себе внимание. Если подросток не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя при этом отрываются от своих дел, делают замечания. В результате внимание все-таки получено.
- Показать, что имеет власть над другими. Подросткам особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Они отвечают упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он (подросток) – личность.
- Отплатить, отомстить, взять реванш. Дети часто обижаются на учителей за несправедливое наказание, за любимчиков. В глубине души подросток переживает, а на поверхности - протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».
- Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность. Ученик потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
Предлагаю проанализировать педагогические ситуации. Необходимо определить причину нарушения поведения и дать рекомендации учителям по работе с данным обучающимся.
Ситуации
Ситуация 1.
Подросток плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит учителям, лжет. В жизни школы и класса не принимает участия. Отношения с одноклассниками не складываются, он агрессивен, вспыльчив, держится в стороне от одноклассников. Ничем не увлекается, после школы часами бродит по улице, домой не спешит.
Семья полная, двое детей. Отец страдает алкоголизмом, работает эпизодически. Мать появляется в школе крайне редко, объясняя это своей занятостью, алкоголизм мужа скрывает. Со слов матери, отношения с сыном натянутые, помощь семье подросток не оказывает, родителей не слушает, разговаривает грубо.
Комментарий психолога: вероятно, что поведение подростка спровоцировано ситуацией в семье. Семья выполняет важную функцию удовлетворения базовой потребности ребенка в обеспечении психологического комфорта, любви, ласки, поддержки. В семье формируется самооценка ребенка. Позиция «Я – хороший» или «Я – плохой» формируется на основании мнения родителей о ребенке. Этот случай осложнен алкогольной зависимостью отца. Отец не является для подростка примером «мужского поведения». Агрессия, грубость, неумение выстраивать отношения с одноклассниками и учителями являются отражением скудности представлений о мужском поведении. Мальчик не получает должного внимания от матери. Мальчик оказался эмоционально изолированным от родителей. В школе ситуация такой же эмоциональной изолированности: учителя ругают за не сделанные уроки, за пропуски. Отторжение одноклассников обусловлено в некоторой степени негативным отношением учителей.
Рекомендации: подростку не хватает внимания взрослых: обращайтесь чаще к нему за помощью, за советом, демонстрируйте важность для вас общения с ним. Найдите за что можно похвалить, но будьте осторожны: похвала должна быть заслуженной. Не пропускайте случаев лжи. Если вы уверены, что ребенок говорит неправду, об этом надо сказать. Указывайте на его неправильные поступки, никогда не унижайте личность ребенка. Действуйте по принципу: «Да, я понимаю и принимаю тебя как личность, но я не могу одобрить этот поступок».
1.Определите сферу интересов ребенка, создайте условия для совместной деятельности с одноклассниками.
2. Определите обязанности ребенка в классе, следите за их исполнением.
3. Создайте ребенку ситуацию школьной успешности, постарайтесь чтобы он поверил в свои силы.
4. Посоветуйте посещать спортивную секцию, руководителем которой является мужчина.
5. Учтите, что родители, страдающие алкоголизмом, и созависимые члены семьи не склонны искать информацию, касающуюся этого недуга. Положите во время родительского собрания литературу, посвященную этой тематике, в доступное место, обеспечьте родителей и детей необходимыми телефонами: наркологической, психологической помощи, телефоном доверия.
Ситуация 2.
Учителя беспокоит плохая успеваемость школьника и нарушение учебной дисциплины. Рома способный ученик, но учится плохо. Любимый предмет – история, Рома приходит в школу подготовленный только по этому предмету. В прошлом учебном году он участвовал на олимпиаде только по истории и занял призовое место. На остальных уроках скучает, делает те задания, которые ему интересны, остальные – игнорирует. Имеет много друзей. Инициативен, контактен, обладает лидерскими качествами. Увлекается компьютером. Занимается спортом, но часто меняет спортивные секции, объясняя это тем, что они ему быстро надоедают. В настоящее время занимается футболом.
Семья полная, есть сестра, родители без вредных привычек, заинтересованы в хорошей успеваемости сына, но как этого достичь – не знают. За уроки усадить Рому невозможно, контроль за выполнением домашнего задания превращается в нервотрепку для родителей и ребенка.
Задание: объяснить возможные причины поступков подростка и дать рекомендации учителям и родителям.
Комментарий психолога: таким детям как Рома, неинтересно выполнять правила, проблема таких детей в том, что им трудно совладать с банальными заданиями. Рома увлечен заданиями тогда, когда задание содержит в себе «изюминку». Часто у таких детей не сформированы познавательные интересы и ребенка заставляют учиться из под палки, а сам ребенок не осознает необходимости получения знаний для себя.
Рекомендации
1.Рассказывать при каждом удобном случае о необходимости образования для человека.
2. Такие дети, как Рома, хорошо работают в группе, - используйте формы групповой работы.
3. Применяйте разнообразные методы преподавания: больше творческих, ярких, интересных заданий.
4. Закрепить за ним круг обязанностей по классу, которые ему по силе, но не надейтесь на него в очень ответственные периоды – он может забыть про поручение или ему станет неинтересно его выполнять.
5. Составьте совместно с ребенком «договор» о поведении на уроках (это эффективно, когда договор составляется в письменном виде). Обсудите, какие формы поведения допустимы, а какие нет. Хвалите, если договор соблюдается.
Ситуация 3.
В 6-й класс перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету.
Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься дополнительно после уроков. Однажды в минуту откровенности он сказал ей:
— Анна Анатольевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.
— Откуда тебе известно?
— Все так говорят.
— И ты веришь в это?
— Верю...
Рекомендации: — Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет — тот добьется? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.
Занимались они усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четверку по русскому языку. Она была вполне заслуженной. Мальчик хорошо ответил на уроке и выполнил грамотно письменное задание.
На следующий день пришла к учительнице мама Юры.
— Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил четверку по русскому языку?
— Правда. Он стал лучше заниматься.
— Екатерина Алексеевна, Вы не представляете, что у нас было вчера дома.
Прибегает Юрий из школы и с порога кричит:
— Четверка! Четверка!
— Я не сразу поняла, в чем дело. Спрашиваю: какая четверка?
— Учительница мне поставила четверку по русскому языку.
Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по-русскому языку. Случались, конечно, и промахи. Но по русскому языку он уже успевал и шел на уроки с интересом.
Выполняя задание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобы изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. При первых попытках улучшить взаимоотношения подросток может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их.
Следующее задание является логическим завершением всего сказанного. Как известно, дети учатся в жизни. А вот чему? На этот вопрос вы ответите закончив предложенные фразы. Варианты концовок у вас на столах.
Если ребенок живет во вражде, он учится… быть агрессивным.
Если ребенок растет в честности, он учится … быть справедливым.
Если ребенка высмеивают, он … становится замкнутым.
Если ребенка поддерживают, он учится … ценить себя.
Если ребенок растет в безопасности, он учится … верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится … ненавидеть.
Задача школы и каждого педагога – научить детей быть справедливыми, ценить себя, верить в людей.
В заключении хотелось бы отметить, что воспитание ребёнка является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких-либо застывших рекомендаций. Только обращение к личности ребёнка, его интересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет педагогам, психологам и родителям найти подход к «трудному» ребёнку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины нарушений поведения подростков
Причины нарушений поведения подростков
Причины нарушений поведения подростков
Причины нарушений поведения подростков
Дети учатся жить у жизни…
Дети учатся жить у жизни…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»
В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].У детей с ограниченными возм...
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...
Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).
Цель: Содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...
Программа психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения младших школьников
Учитывая специфику самосознания детей с отклоняющимся поведением, необходимо помочь им изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, воспитать стремление к успеху, сформировать способн...
Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подротков
Агрессия тесно связана со всей структурой личности. В ней выделяются познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Определенный уровень ее не только допустим, но и необходим. Для того чтобы ребе...
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...