Эмоциональный интеллект- это дар, но его можно вырастить.
статья на тему
Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.
Василий Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональный интеллект- это дар, но его можно вырастить.
Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.
Василий Сухомлинский
Говоря о здоровьесберегающих технологиях, мне бы хотелось сделать упор на создание благоприятного психологического климата в классе, так как люди находящиеся в оптимальных условиях – творческие, уверенные в себе, психологически здоровые представляют особую ценность для государства. Значит я, учитель, должна формировать и совершенствовать разные грани психологической атмосферы в классном коллективе.
Одна из таких граней - эмоционально-волевая сфера. Что такое эмоция? В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Существует понимание эмоции в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции сопровождают человека постоянно и от того, как развиваются эмоции, зависит умение общаться с людьми, а значит качество жизни человека.
С приходом ребенка в учебное заведение эмоции изменяются, усложняются, появляются новые. Перед учителем стоит задача научить ребенка регулировать свои эмоции, так как способность к саморегуляции сказывается на успешности обучения. Американские психологи Петр Саловей (P. Salovey), Джон Мэйер (J. Mayer) и Дэниел Гоулман (D. Goleman) активно доказывают, что жизненный успех человека в большей степени зависит от его эмоционального мастерства, чем от уровня его интеллекта.
Интересно наблюдать за внешними проявлениями эмоций, у детей они ярко выражены, что помогает учителю лучше понять ребенка и помочь ему в школьной жизни. Следует знать, что эмоции у детей зависят от особенностей нервной системы и проявляются по-разному. У одних эмоции меняются одна за другой, другие - застревают в одной эмоции и не могут переключиться. Культура выражения эмоций ребенка зависит от окружения. Учитель должен создать для ребенка такие условия, чтобы он учился анализировать свои эмоции и эмоции окружающих, правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями и проявлять их социально адекватным образом.
С первых дней ребенка обращаю внимание на эмоциональное состояние, поощряю положительные эмоции. По цвету выбранного карандаша или заштрихованной фигурки определяем настроение и выбираем эмоцию, подходящую к цветовой гамме. Иногда на этапе мотивации и самоопределения предлагаю детям выбрать эмоции, которые изображены на листах. Знакомимся с эмоциями на материале мультфильма «Головоломка», после просмотра беседуем о значимости негативных эмоций, которые включают философское мышление для анализа и переосмысления ситуации. На родительском собрании рассказываю родителям о важности регуляции эмоций для социализации личности. Объясняю о том, как важно для самопознания позволять детям выплескивать свои эмоции, приветствовать положительные эмоции, сводить к минимуму негативные эмоции.
Если я хочу научить чему- то ребенка, я должна вызвать положительную эмоцию- интерес. Эту эмоцию можно вызвать через:
- сопереживание
- восторг
- художественных прототипов
- отождествление человека с героями, учеными
- социализацию
- собственный пример или пример близкого человека
Маленького человека через эмоции и чувства я учу любить, жалеть, сострадать, чтить память погибших, быть благодарным людям за их труд. Для этого я использую методики «сказкотерапия», «мультетерапия». Сказочная история - очень близка ребенку. Читая с детьми сказки, я обращаю их внимание на этические поступки героев, обсуждаю с ними ситуации, в которые попадают сказочные герои, их поведение. Иногда мы вспоминаем сюжеты мультфильмов, чтобы иллюстрировать ту или иную форму поведения. Через слово стараюсь действовать на психику ребенка. Чтобы показать силу слова, я использую такие методики, как: «Волшебные слова», «Доброе слово», «Важное слово». Ввожу элементы театрализации, а также подготовку театральных постановок, которые являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения.
Эмоции ребенка проявляются во всех видах его творчества. Глядя на его работу (рисунок, поделку, запись) можно узнать о психологическом и эмоциональном состоянии её автора. Стараюсь в работе опираться на достижения и успех ребенка, учу видеть хорошее в своих работах и в работах одноклассников, находить добрые слова для оценки индивидуальных продвижений, а в портфолио дети ведут страничку «Мои первые успехи», где оставляют свои отзывы все участники образовательного процесса: учителя, библиотекари, родители, экскурсоводы, завучи и многие другие. Пока дети не умеют читать прописной текст, «оценка» ставится печатными буквами. При использовании этой методики знаю, что хвалить ребёнка нужно:
- оценивая, как и что он сделал, сколько усилий приложил, что чувствовал;
- не сравнивая ребёнка с другими детьми;
- позволяя ребёнку самому оценить себя.
Иногда мы общаемся с детьми мимикой и жестами: я дарю им слова, эмоции, чувства, будто «сдувая их с ладошек». Дети с удовольствием принимают правила моей игры и продолжают импровизировать: принимают, прячут в кулачок, перекладывают в кармашек, портфель, иногда прикладывают к сердцу и относят родителя. Так я могу оценить работу, показать свое отношение к происходящему, а иногда и что-то объяснить.
Ребенок, который научился управлять своими эмоциями в детстве, сможет уверенно противостоять стрессу в старшем возрасте, а уверенность в себе и внутренняя сила будет расти с каждой пережитой эмоцией. Он сможет в режиме реального времени превращать свои негативные эмоции в свою жизненную силу, не идти у них на поводу, а наоборот, управляет ими. Уверенность в том, что его чувства важны, а умение выражать их, а не подавлять, поможет ему построить отношения с окружающими и быстрее достигать своих целей. Плюс к этому, развитый эмоциональный интеллект - надежная защита от «взрослых» зависимостей и вредных привычек.
Список использованной литературы:
Жернильская М. Понять понимание, почувствовать чувство… -Обруч, 1996. С.19-21
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996. 208 с.
Курпатов А. В. «Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка», «Олма Медиа Групп» Формат: 2007. 285с.
Улыбина Ю.Н. Как контролировать свои эмоции. Ай Пи Эр Медиа . 2008.232с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений
Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить п...
Мастер-класс «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Конкурсное задание в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года 2015"...
Эмоциональный интеллект.
Выступление на школьном методическом объединении....
Что можно вырастить на подоконнике
Презентация к занятиям внеурочной деятельности Крымоведениеhttps://yadi.sk/i/MTm1VwlcFyO3bg...
Как можно повлиять на развитие эмоционального интеллекта у детей?
Родители и педагоги осознают свою значимость в деле обучения ребёнка, формирования у него представлений об окружающем мире. Они учат малыша ходить, крепко держа за руку и помогая обходить острые углы,...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
В материале представлена статья: Презентация опыта совместной деятельности педагога-психолога и учителя - логопеда в школе По теме: «Развитие эмоциональной лексики через формирование эмоцио...