Школьники «группы риска» ( дети с синдромом дефицита внимания )
статья на тему

Петрова Ольга Валентиновна

Даный материал знакомит с особенностями детей с синдромом дефицита внимания ( гиперактивными детьмя ), даются рекомендации учителям по работе с такими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolniki.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Школьники «группы риска» ( дети с синдромом дефицита внимания )

Дети с синдромом дефицита внимания ( гиперактивные ). Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением.

В первом классе их поведение соответствует следующему описанию.

 Идет урок в 1 классе. Дети выполняют самостоятельное задание в тетради. Андрей начинает запись вместе со всеми. Но вдруг его взор отрывается от тетради,  перемещается на доску, затем на окно. Лицо мальчика неожиданно озаряется улыбкой и, повозившись в кармане, он достает оттуда новый разноцветный шарик. С шумом развернувшись на стуле, начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. Не получив достойной оценки своего приобретения, встает, лезет в портфель, достает карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После замечания учителя Андрей усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно «сползать» со стула. И снова замечание за которым следует лишь короткий период сосредоточения…  Наконец – звонок, Андрей первым выбегает из класса.

Описанное поведение характерно для детей с так называемым гиперкинетическим, или гиперактивным, синдромом. Одной из специфических его черт являются чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

Специальные исследования показывают, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Эти нарушения являются следствием минимальных мозговых дисфункций. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» ( Заваденко Н.Н., 2000 ).

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространённых форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблематично, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте  дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко ,напротив, сменяется сниженной активностью инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Ставить тот или иной диагноз должен врач ,так как важна точность в установлении этого расстройства ,которое необходимо отличать от нормальной возрастной двигательной активности детей индивидуальных особенностей темперамента, нарушений поведения, возникающих вследствие психической травмы и т.д. Психологи, родители и учителя должны быть осведомлены о диагностических критериях синдрома дефицита внимания, с тем, чтобы своевременно направить ребенка на консультацию к специалистам и обеспечить ему необходимую помощь.

Основные нарушения, характерные для синдрома дефицита внимания с гипеактивностью, сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых  прежде всего относится слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость – типичное явление для гипеактивных детей. Между тем общий уровень интеллектуального развития  таких учащихся в большинстве случаев соответствует возрастным нормам. Однако определенные нарушения отмечаются для таких когнитивных функций, как внимание и память; характерна также недостаточная сформированность функций организации, программирования и контроля психической деятельности.

Эти психологические особенности затрудняют полноценное включение ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.

Нарушения поведения гиперактивных детей не только влияют на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, среди сверстников являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но нерезультативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология ( причины ) и патогенез ( механизм протекания ) синдрома дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

  • органические поражения мозга ( черепно-мозговая травма, нейроинфекция и т.д. );
  • перинатальная патология ( осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного );
  • генетический фактор ( ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер );
  • особенности нейрофизиологии и нейроанатомии ( дисфункция активирующих систем ЦНС );
  • пищевые факторы ( высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания );
  • социальные факторы ( последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр. )

Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Какова роль психолога в работе с гиперактивными детьми? Прежде всего следует учесть, что важное место в преодолении дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдение врача.

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Психолог должен объяснить родителям гипреактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определённой тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере ещё от того доброго, спокойного, последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания нестроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей» ( Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. ). Родители тоже должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует больших усилий и огромного терпения.

Учителям рекомендуется:

1. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом особое внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.

3. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому могут способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски.

4. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю   в случаях затруднения.

5. Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку.

6. Научить пользоваться гиперактивного ребенка специальным дневником или календарем.

7. Задания, предлагаемы на уроке, писать на доске.

8. На определенный отрезок времени давать только одно задание.

9. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы  каждой их частей, внося необходимые коррективы.

10. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с синдромом дефицита внимания

Харакеристика детей с синдромом дефицита внимания, причины гиперактивности. Рекомендации родителям по работе с такими детьми. Рекомендации учителям по обучению беспокойных детей....

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания. Слабые стороны..Сильные стороны.Помощь такому ребенку.Рекомендации....

Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности....

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания...

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания.

Рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивными детьми с целью улучшения сотрудничества с ребенком....