Дети с синдромом дефицита внимания
статья по теме
Харакеристика детей с синдромом дефицита внимания, причины гиперактивности. Рекомендации родителям по работе с такими детьми. Рекомендации учителям по обучению беспокойных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sindrom_defitsita_vnimaniya_u_detey.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Характеристика детей с синдромом дефицита внимания.
2.Причины гиперактивности.
3.Рекомендации родителям по работе с такими детьми.
4.Рекомендации учителям по обучению беспокойных детей.
Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются па фоне сверстников своим поведением.
Они характеризуются чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью длительного сосредоточения внимания па чём-либо, отсутствием тормозящего контроля.
Синдромы дефицита внимания считают одной из наиболее распространённых форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения бывают чаще, чем у девочек.
Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребёнка уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с синдромом дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей.
ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
- Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле,
ребёнок корчится, извивается. - Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
- Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
- Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и
в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и
т.д.).
- Неумение сосредоточиться: па вопросы часто отвечает не
задумываясь, не выслушав их до конца. - Сложности (не связанные с негативным поведением или
недостаточностью понимания) при выполнении предложенных
заданий. - С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или
во время игр. - Частые переходы от одного незавершённого действия к другому.
- Неумение играть тихо, спокойно.
10. Болтливость.
- Мешает другим, пристаёт к окружающим (например,
вмешивается в игры других детей). - Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает
обращенную к нему речь. - Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
- Способность совершать опасные действия, не задумываясь о
последствиях.
Наличие у ребёнка по крайней мере 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания. Все проявления данного синдрома можно на три группы:
-признаки гиперактивности (симптомы 1, 2, 9, 10);
-невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8, 12, 13);
-импульсивности (4, 5, 11, 14).
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.
Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, по и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником конфликтов и быстро становятся отверженными.
Эти дети недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:
--органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
—перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорождённого);
—генетический фактор;
—особенности центральной нервной системы;
-пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к снижению внимания;
—социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно :
—врач (медикаментозная терапия);
—психолог (коррекционно-развивающие программы «Психогигиена детей и подростков» 1985)
—учитель;
—родители.
В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жёсткостью и наказаниями.
Взрослые должны знать, что существующие нарушения поведения у ребёнка поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших и огромного терпения
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
- Работу с гиперактивным ребёнком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой
организации деятельности. - По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.
—Во время урока ограничить отвлекающие факторы. Такого ребёнка лучше всего посадить в центре класса напротив доски.
—Предоставить ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
—Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку.
—Научить такого ученика пользоваться специальным дневником или календарём.
- Задания, предлагаемые па уроке, писать на доске.
—На определённый отрезок времени давать только одно задание.
—Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
—Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной
модели». Хвалите его, когда он это заслужил, подчеркивайте
успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных
силах. - Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок
времени, чтобы он мог его завершить. - Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную
стимуляцию. - Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие
концентрации внимания (рисование, чтение и др.) - Поддерживайте дома чёткий распорядок дня.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Длительное
пребывание в крупных магазинах, на рынках, в развлекательных
центрах оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее
воздействие. - Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром.
Избегайте беспокойных, шумных приятелей. - Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к
снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивпости.
11 Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию в занятиях спортом, прогулках.
12. Учитывайте недостатки поведения ребёнка. Разумный контроль со стороны взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Памятка учителю начальных классов...
Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Синдром дефицита внимания. Слабые стороны..Сильные стороны.Помощь такому ребенку.Рекомендации....
Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности....
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания...
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания.
Рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивными детьми с целью улучшения сотрудничества с ребенком....
Воспитание и развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Материал может быть полезен при работе с гиперактивными детьми...