Дети с синдромом дефицита внимания
статья по теме

Схаляхо Эмма Зауркановна

Харакеристика детей с синдромом дефицита внимания, причины гиперактивности. Рекомендации родителям по работе с такими детьми. Рекомендации учителям по обучению беспокойных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sindrom_defitsita_vnimaniya_u_detey.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

1.Характеристика детей с синдромом дефицита внимания.

2.Причины гиперактивности.

3.Рекомендации родителям по работе с такими детьми.

4.Рекомендации учителям по обучению беспокойных детей.

Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются па фоне сверстников своим поведением.

Они характеризуются чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, невозможностью длительного сосредоточения внимания па чём-либо, отсутствием тормозящего контроля.

Синдромы дефицита внимания считают одной из наиболее распространённых форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения бывают чаще, чем у девочек.

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребёнка уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с синдромом дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив,     сменяется    сниженной    активностью,     инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей.

  ПРИЗНАКИ  ГИПЕРАКТИВНОСТИ  ДЕТЕЙ

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле,
    ребёнок корчится, извивается.
  2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
  3. Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
  4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и
    в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и

т.д.).

  1. Неумение сосредоточиться: па вопросы часто отвечает не
    задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Сложности (не связанные с негативным поведением или
    недостаточностью понимания) при выполнении предложенных
    заданий.
  3. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или
    во время игр.
  4. Частые переходы от одного незавершённого действия к другому.
  5. Неумение играть тихо, спокойно.
    10. Болтливость.
  1. Мешает другим, пристаёт к окружающим (например,
    вмешивается в игры других детей).
  2. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает
    обращенную к нему речь.
  3. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
  4. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о
    последствиях.

Наличие у ребёнка по крайней мере 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания. Все проявления данного синдрома можно на три группы:

-признаки гиперактивности (симптомы 1, 2, 9, 10);

-невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8, 12, 13);

-импульсивности (4, 5, 11, 14).

Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.

Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьёзным препятствием для полноценного включения ребёнка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, по и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником конфликтов и быстро становятся отверженными.

Эти дети недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечаются деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

--органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);

—перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорождённого);

—генетический фактор;

—особенности центральной нервной системы;

-пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к снижению внимания;

—социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно :

—врач (медикаментозная терапия);

—психолог    (коррекционно-развивающие    программы    «Психогигиена детей и подростков» 1985)

—учитель;

—родители.

В воспитании ребёнка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жёсткостью и наказаниями.

Взрослые должны знать, что существующие нарушения поведения у ребёнка поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших и огромного терпения

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  • Работу с гиперактивным ребёнком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой
    организации деятельности.
  • По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.

—Во время урока ограничить отвлекающие факторы. Такого ребёнка лучше всего посадить в центре класса напротив доски.

—Предоставить ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

—Учебные занятия строить по чётко распланированному, стереотипному распорядку.

—Научить такого ученика пользоваться специальным дневником или календарём.

- Задания, предлагаемые па уроке, писать на доске.

—На определённый отрезок времени давать только одно задание.

—Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

—Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной
    модели». Хвалите его, когда он это заслужил, подчеркивайте
    успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных
    силах.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок
    времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную
    стимуляцию.
  6. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие
    концентрации внимания (рисование, чтение и др.)
  7. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Длительное
    пребывание в крупных магазинах, на рынках, в развлекательных
    центрах оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее
    воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром.
    Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к
    снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивпости.

11 Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию в занятиях спортом, прогулках.

12. Учитывайте недостатки поведения ребёнка. Разумный контроль со стороны взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания. Слабые стороны..Сильные стороны.Помощь такому ребенку.Рекомендации....

Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности....

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания...

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания.

Рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивными детьми с целью улучшения сотрудничества с ребенком....

Воспитание и развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Материал может быть полезен при работе с гиперактивными детьми...