Семинар психологов
материал на тему
использование методической работы психолога на уроках в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_psihologov.docx | 33.31 КБ |
draganddrop2013.pptm | 600.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя начальных классов и педагога-психолога.
Слайд 1
- Доброго дня Вам уважаемые коллеги! Хорошего настроения!
В связи с принятием новой программы в 2011- 2012 учебном году изменился запрос не только на обучение детей, но и на собственную деятельность педагогов и психологов. Основным направлением работы для психолога в связи с введением ФГОС стала начальная школа, соответственно увеличилась работа с учителями начальных классов.
Слайд 2
В работе с психологом я выделяю ряд принципов, на которых и основано, в данном случае, сотрудничество Натальи Вячеславовны со мной в решении школьных проблем и профессиональных задач:
- существующее равноправное взаимодействие психолога и педагога;
- психолог формирует установку на самостоятельное решение проблем, т. е. снятие установки на «готовый рецепт»;
- принятие педагогом и психологом ответственности за совместные решения;
- распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.
Слайд 3
В организации нашей методической работы можно выделить следующие направления:
- консультирование по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания;
- консультирование по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся и класса в целом.
Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагога, родителей и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения.
Консультирование в этом направлении бывает организовано по моему запросу, и по инициативе психолога, который предлагает мне ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.
В стандартах есть фраза о том, что каждый ребенок должен обучаться в соответствии со своими индивидуальными образовательными потребностями. Безусловно, задача эта очень красивая: ребенок в рамках своих возможностей будет достигать определенных результатов. Но, чтобы это осуществить, нужно четко представлять индивидуальные особенности ребенка и вместе с учителем формировать индивидуальный маршрут и перечень задач для каждого урока. Но для того, чтобы учитель понимал, какие задачи
нужны для одного ребенка, а какие — для другого, и нужна помощь психолога.
Слайд 4
В нашей совместной деятельности мы поставили задачи развития учащихся и распределили наши обязанности
на 1 этапе.
- УЧИТЕЛЬ обозначает задачное поле по каждому направлению.
- ПСИХОЛОГ уточняет задачи в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями детей.
на 2 этапе.
- ПСИХОЛОГ производит диагностику когнитивных (учебно-познавательные задачи) процессов.
- ПЕДАГОГ – педагогический мониторинг.
- ВМЕСТЕ - выявление проблемных зон, формулирование задач развития для каждой конкретной группы детей.
3 этап.
СОВМЕСТНОЕ определение зон ответственности за решение коррекционных и развивающих задач и согласование методов решения задач.
В своей работе мы используем деятельностные и развивающие технологии.
ПСИХОЛОГ оказывает методическую помощь (лекция, деловая игра, круглый стол.)
УЧИТЕЛЬ применяет на каждом уроке
ВМЕСТЕ - рефлексия
Возможные варианты нашего взаимодействия мы рассмотрим на примерах в разных содержательных областях.
Слайд 5
Индивидуальная работа с учащимися
Психолог
Определение ведущего канала восприятия информации.
Педагог
Создание методической копилки: приемов предъявления содержания предметного материала аудиалам, визуалам, кинестетикам, активизирующих фраз на основе тех предикатов, которые характерны каждой группе.
Нобходимо индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе. Психолог посоветовал:
- от визуала требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя!
На уроках я разрешаю:
- визуалу иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может делать заметки, штриховать, рисовать и т.д.;
- аудиалу не делаю замечания, когда он в процессе работы, запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставляю сидеть долгое время неподвижно; даю ему возможность моторной разрядки (такие дети могут стоять во время устной разминки; запоминание материала у них быстрее, если они не сидят целый урок).
Слайд 6
Отработка логических мышлений.
ПСИХОЛОГ – цикл занятий по тренировке логических умений, т.е. осмысление значения того или иного логического умения, алгоритмов их проведения, отработка на бытовом материале.
ПЕДАГОГ – логические минутки, тренировка умения на предметном материале.
Слайд 7
1 класс Литературное чтение «Сказка о сове и старике»
После работы над текстом я предлагаю выполнение следующего дифференцированного задания.
Задание для 1 группы.
Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой. (ШМЕЛЬ, СОВА, КЛЕВЕР, МЫШЬ, КОРОВА)
______⇒_____⇒______⇒______⇒___
Задание для 2 группы.
Выпишите из текста слова, которые показывают, как в природе все связано между собой.
______⇒_____⇒______⇒______⇒___
Задание для 3 группы.
Найдите в тексте слова, которые показывают, как в природе все связано между собой и нарисуйте эти предметы.
______⇒_____⇒______⇒______⇒___
Для выполнения задания необходимо владеть метапредметными умениями: анализ, синтез, нахождение причинно-следственных связей, оперирование моделями, знаками и схемами.
Слайд 8
Каллиграфическая минутка
«Разминка» В этот раздел отнесены задачи, традиционно решаемые на начальном этапе урока. Сложные вопросы или задания чередуются с более лёгкими. Это позволяет поддерживать у ребят уверенность в успехе.
1. Какой месяц короче всех? (май)
2. Даны числа 5, 7. Каждое из них увеличить на 9.
4. Какой сегодня по счёту день недели?
5. Какие буквы в алфавите стоят до и после М?
6. Назвать пять слов, начинающихся на букву «В»
7. Стоят два барана. Один смотрит на юг, другой – на север. Видят ли они друг друга? (да)
Слайд 9
В своей работе, по совету психолога, применяю мнемотехнику (мнемоника)
ПСИХОЛОГ –
- Знакомство РЕБЕНКА с ПРИЕМАМИ запоминания.
- Тренировка.
- Помощь в создании собственного «МНЕМОстиля».
ПЕДАГОГ –
- Включение в урок графических опор и приемов МНЕМОТЕХНИКИ.
- Поддержка ребенка в процессе создания «МНЕМОстиля».
Использование на уроках литературного чтения приемов мнемотехники по методике когнитивного развития Е.Г. Карцевой позволяет значительно сократить время обучения. Кодированные стихи несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренирует внимание. Большое значение методика имеет в работе с «слабообучаемыми» детьми.
В чем резервы мнемотехники?
Слайд 10
- СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
- ЭМОЦИИ,
- ОБРАЗНОСТЬ,
- АССОЦИАТИВНОСТЬ,
- ДОСТУПНОСТЬ,
- ПРОСТОТА.
Запишите стихотворение образами
1, 2, 3, 4, 5
Мы идём во двор гулять.
Бабу снежную слепили.
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А потом в снегу валялись.
А потом домой пришли,
Суп поели, спать легли.
Я хочу рассказать ещё об одном виде сотрудничества учителя и психолога - родительские собрания.
Наши совместные родительские собрания не превращаются в обсуждение учеников и их проблем, поведения на переменах или общения с одноклассниками. Это собрание- тренинг, тематические, итоговые собрания.
Подготовка к таким родительским собраниям, конечно, занимает больше времени, требует предварительной и качественной подготовки с детьми, самостоятельной работы учителя и психолога. Спонтанно такие собрания провести нельзя, но именно такие собрания оправдывают себя: всегда проходят на высоком эмоциональном уровне, стопроцентная посещаемость, предложенные игры, задания родители выполняют с детским задором, интересом, сами предлагают тематику для следующего собрания. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент родительского собрания «……», где дети обсуждают проблему выполнения домашних заданий.
Слайд 11
В заключение мастер-класса я хочу сказать, что у меня на уроке психолог является:
- членом команды по решению общей задачи;
- соавтором развивающих и коррекционных программ;
- экспертом;
- диагностом;
- информационным ресурсом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы сотрудничества в решении школьных проблем и профессиональных задач учителя и психолога: существующее равноправное взаимодействие психолога и педагога; психолог формирует установку на самостоятельное решение проблем, т. е. снятие установки на «готовый рецепт»; принятие педагогом и психологом ответственности за совместные решения; распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.
Направления методической работы: консультирование по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания; консультирование по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся и класса в целом.
Распределения обязанностей на этапах работы . 1 этап. УЧИТЕЛЬ обозначает задачное поле по каждому направлению. ПСИХОЛОГ уточняет задачи в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями детей. 2 этап. ПСИХОЛОГ производит диагностику когнитивных (учебно-познавательные задачи) процессов. УЧИТЕЛЬ – педагогический мониторинг. ВМЕСТЕ - выявление проблемных зон, формулирование задач развития для каждой конкретной группы детей . 3 этап. СОВМЕСТНОЕ определение зон ответственности за решение коррекционных и развивающих задач и согласование методов решения задач.
Индивидуальная работа с учащимися Психолог Определение ведущего канала восприятия информации. Учитель Создание методической копилки: приемов предъявления содержания предметного материала аудиалам , визуалам , кинестетикам , активизирующих фраз на основе тех предикатов, которые характерны каждой группе.
Отработка логических мышлений . ПСИХОЛОГ – цикл занятий по тренировке логических умений, т.е. осмысление значения того или иного логического умения, алгоритмов их проведения, отработка на бытовом материале . УЧИТЕЛЬ – логические минутки, тренировка умения на предметном материале.
1 класс Литературное чтение «Сказка о сове и старике» Задание для 1 группы. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой. ______ _____ ______ ______ ______ ШМЕЛЬ СОВА КЛЕВЕР МЫШЬ КОРОВА
Каллиграфическая минутка Ии Ее Разминка В этот раздел отнесены задачи, традиционно решаемые на начальном этапе урока. Сложные вопросы или задания чередуются с более лёгкими.
Применение мнемотехники (мнемоника) ПСИХОЛОГ Знакомство РЕБЕНКА с ПРИЕМАМИ запоминания. Тренировка. Помощь в создании собственного « МНЕМОстиля ». УЧИТЕЛЬ Включение в урок графических опор и приемов МНЕМОТЕХНИКИ. Поддержка ребенка в процессе создания « МНЕМОстиля ».
Резервы мнемотехники. СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭМОЦИИ, ОБРАЗНОСТЬ, АССОЦИАТИВНОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ, ПРОСТОТА.
На уроке психолог является : членом команды по решению общей задачи; соавтором развивающих и коррекционных программ; экспертом; диагностом; информационным ресурсом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском семинаре "Совместная работа классного руководителя и педагога-психолога"
В современной школе встают новые проблемы перед педагогическим коллективом и отдельно взятым специалистом. Эти проблемы, встающие ежедневно перед нами, носят как объективный, так и субъективный ...
Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.
1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга МАСТЕР-КЛАСС на совме...
МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга МАСТЕР-КЛАСС на совме...
Статья «Роль коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся», автор педагог-психолог Потапова Н. В.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В....
Выступление и рекомендации психолога по теме «Работа педагога с детьми с задержкой развития» на городском семинаре для учителей начальной школы
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста, и как правило обнаруживается при начале систематической учебной деятельности....