Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Курузова Инна Леонидовна

Развитие мелкой моторики у обучающихся начальных классов , через занятие в кружке "Очумклые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_obuchayushchihsya_1.docx851.55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Демиховский лицей»

Курузова Инна Леонидовна

учитель начальных классов

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

 В. А. Сухомлинский.

           Сегодня в век компьютеров и мобильных телефонов, мы все чаще стали замечать, что ребенок неправильно держит ложку, не может справиться с ножницами и линейкой, часто возникают серьезные трудности в формировании навыков письма, причина – слабо развитая моторика.   Писать первоклассники начинают практически с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. У ребенка бывает слабо развита пишущая рука, пальцы кисти руки, слабая координация движений. Это затрудняет точное воспроизведение букв и их соединений. Вследствие этого ребенок расстраивается, нервничает.

     Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка просто необходимо, мною была разработана программа кружка «Очумелые ручки” в рамках внеурочной деятельности (общекультурное направление)- основной идеей которого стало развитие обучающихся через разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с природным материалом.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.   Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Вся система внеурочной деятельности призвана объединить в единый процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение.

Немало важную роль в успешности интеллектуального и психофизиологического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика рук.

«Мелкая моторика -  развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции».

Еще в древнем Китае было известно о влиянии действий рук на развитие головного мозга. Древние китайцы утверждали, что упражнение с участием рук и пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияет на деятельность мозга.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Изучение этой проблемы занимались ученые: Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Есенина, М.М. Кольцова, Л.В. Антонова-Фомина.

И.М. Сеченов писал: «Что движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев».

   Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Однако наука не стоит на месте и на помощь учителю приходит Образовательная Кинезиология — наука об усовершенствовании процесса обучения через движение. Под обучением имеется в виду не только процесс усвоения академических знаний, но и процесс обучения любыми новыми видами деятельности, т.е. тот самый процесс познания, делающий человека способным активно учиться на протяжении всей жизни, решать проблемы, задачи, думать, воображать и создавать.

Кинезиология — телесноориентированное направление в психологии. Это наука и практика о движении человеческого тела, о восприятии своих ощущений, о связи движения с формированием и работой головного мозга, развитием познавательных функций, связи движения с нашим эмоциональным состоянием, отношением к происходящим событиям.

«Гимнастика мозга» – одно из направлений метода «Образовательная кинестетика». Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом  Деннисоном. Это комплекс несложных упражнений, каждое из которых поможет школьнику справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно учиться, выстраивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания на их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста.

Образовательная Кинезиология — наука об усовершенствовании процесса обучения через движение.

 «Гимнастика мозга» - это специально подобранные упражнения, в основе которых лежат естественные движения детей в раннем возрасте, дополненные разработками нейропсихологов.

«Ленивые восьмерки» Упражнение поможет снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером. Улучшает работу глазных мышц, укрепляет связь «рука–глаз», стимулирует желание фантазировать и активно творить. Улучшает учебные навыки чтения, письма, слушания, усвоения информации. Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела, улучшению ориентации в пространстве, прорабатывает стрессовые зажимы глазных мышц.

C:\Users\User\Desktop\i.jpg«Перекрестные шаги»

 Способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации

«Двойные рисунки»

    Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Глаза следят за обеими руками. Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз. Улучшает координацию «рука-глаз» и выполнение творческих заданий. Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела, способствует творческому самовыражению.

И еще один прием, помогающий улучшить концентрацию внимания, повысить активность и энергичность, помочь более гибко принимать решения.

Пейте воду! Особенно важно делать это перед началом и в процессе любой умственной деятельности или в ситуации возможного стресса. Все электрохимические процессы, происходящие и в мозге, и в теле, зависят от проходимости нервных импульсов. Вода – наилучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для оптимальной работы лимфатической системы, выполняющей защитную функцию организма. Вода наполняет клетки крови кислородом, что снижает нагрузку на сердце и легкие.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также

   Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.

Одними из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской продуктивной деятельности являются аппликация и лепка.

 Эти виды деятельности способствует приобретению практических умений, развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации включая вырезывание, наклеивание бумажных фигурок состоит из ряда операций, требующих выдержки, настойчивости, сосредоточенности, внимания и аккуратности.

В своей работе я использую традиционные и нетрадиционные техники. К нетрадиционным техникам аппликации относится: мозаика, обрывная аппликация, аппликация из природного материала, торцевание.

 

Лепка – самый осязательный вид продуктивной деятельности. Основным инструментов в лепке является руки. Дети осваивают простейшие приемы работы с материалом, учатся раскатывать, сплющивать, вытягивать, прищипывать, оттягивать. Пальчики ребенка непосредственно соприкасаются с глиной, пластилином, с соленым тестом.

Тактильное восприятие различных по качеству материалов предполагает снятие излишнего напряжения, повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость.

Техники лепки разнообразны: рисование с помощью пластилина, пластилиновая мозаика,  пластилиновая аппликация из жгутиков, пластилинография.

Работа на занятиях кружка проходит как фронтально, так и коллективно. При разработке данной программы отбирала наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Постоянно подбираю соответствующие игры с движением, пальчиковую гимнастику, разминку для рук. 

    Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше. Поэтому в моей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

Таким образом целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук  через пальчиковую гимнаститу. систему упражнений «Гимнастики мозга» и  продуктивные виды деятельности способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интеллектуальных способностей, речевому развитию, сохранению психического, физического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир на кончиках пальцев

Данный мастер-класс показывает возможности нетрадиционных пальчиковых игр, их влияние на речевое развитие обучающихся....

"Ум на кончиках пальцев"

Статья о развитии мелокой моторики у детей...

Презентация "Алфавит на кончиках пальцев"

Данная презентация предназначена для учителей английского языка начальной школы...

"Ум ребёнка на кончиках пальцев"

В презентации представлены упражнения для младших школьников по профилактике нарушений чтения и письма....

Исследовательская работа по теме:"Сказка на кончиках пальцев".

Занятия рисованием влияют на развитие творческих способностей, мышления, воображения, эстетического вкуса и просто улучшают настроение.                  ...

Консультация на тему: «Речь на кончиках пальцев»

Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень разви...

Способности детей на кончиках пальцев

Работа с развитием способностей детей черз развитие мелкой моторики. Оценка интеграционных возможностей развития навыков ручного труда....