Мир на кончиках пальцев
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему
Данный мастер-класс показывает возможности нетрадиционных пальчиковых игр, их влияние на речевое развитие обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_na_konchikakh_paltsev.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Мир на кончиках пальцев»
Цель мастер-класса: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.
Оборудование: деревянные палочки (карандаши), крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики, су-джок тренажеры, два чудесных мешочка (с крупой и без), буквы, природный материал, картинки для штриховки, маркеры.
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые родители, коллеги. Рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о формирование речевых навыков посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр. Хочу спросить вас, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают? (ответы).
- Да, правильно. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Цель: формирование речевых навыков посредствам использования нетрадиционных пальчиковых игр.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И.Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М. Монтессори.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму.
- У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками - мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. С нашими детками мы используем всевозможные виды игр от пластмассовых бутылок (можно стучать тихо-громко, шуршать, скрипеть, катать).
Пальчиковая игра «Крышки»
Пальчики обули (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)
Смело в них вперёд шагнули (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)
И пошли по переулку,
на весёлую прогулку (пальчики шагают).
Игра с палочками
Также можно использовать небольшие палочки (можно стучать, катать, шуршать, шагать, бегать)
Вы скачите палочки, как солнечные зайчики. (поочерёдно шагаем палочками по коленам)
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок (скрещиваем палочки сверху в низ и ставим на колени).
Одной ножкой топ-топ (шагаем правой палочкой), другой ножкой топ-топ (левой)
На головку сели песенку запели (Ставим палочки на голову стучим друг об дружку)
Игра с мячиками
Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику). Предварительно можно скатать шарики, например, из пластилина.
Игра с гладким мячиком.
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну.
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)
Игра с мячиком-ёжиком.
Маленький колючий ёж
До чего же ты хорош! (катаем мячик ёжик по столу правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки (катаем мячик по столу левой рукой).
Игра «Чудесный мешочек»
а) Ребенок засовывает руку в мешочек и на ощупь определяет, что за игрушку он трогает.
б) Ребенок засовывает руку в мешочек, в котором крупа, и на ощупь определяет, что за букву он нащупал.
Игра «Построй букву»
Из подручного материала ребенок строит букву.
Штриховка.
Ребенку предлагается картинка, которую нужно заштриховать в определенном направлении.
Самомассаж.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.
Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 - 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 - 6 раз.
- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
- Растирание боковых поверхностей, сцепленных пальцев.
- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
- Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
- Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Су-джок терапия
В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа.
Цели:
- Нормализовать мышечный тонус,
- Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают Су Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь
(дети катают Су Джок между ладоней).
Используя пальчиковые игры, в своей работе с детьми я заметила, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ум на кончиках пальцев"
Статья о развитии мелокой моторики у детей...
Презентация "Алфавит на кончиках пальцев"
Данная презентация предназначена для учителей английского языка начальной школы...
"Ум ребёнка на кончиках пальцев"
В презентации представлены упражнения для младших школьников по профилактике нарушений чтения и письма....
Исследовательская работа по теме:"Сказка на кончиках пальцев".
Занятия рисованием влияют на развитие творческих способностей, мышления, воображения, эстетического вкуса и просто улучшают настроение. ...
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
Развитие мелкой моторики у обучающихся начальных классов , через занятие в кружке "Очумклые ручки"...
Консультация на тему: «Речь на кончиках пальцев»
Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень разви...
"Ум- на кончиках пальцев"
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук . Достигается скоординированным функционирование...