Программа личностного развития "Мой мир"
рабочая программа (3 класс) на тему

Тверитинова Татьяна Александровна

Главная цель программы - помочь раскрыть собственный внутренний мир, узнать о его свойствах, научиться с ним разговаривать методами арт-терапии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеГерб Москвы

города Москвы «Школа №2051»

Юридический адрес: 111674,  г. Москва,  проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

ПРОГРАММА

"Мой мир"

Программу составил

педагог-психолог

Тверитинова Т.А.

                                                                                     

Программу реализовывает

педагог-психолог

Тверитинова Т.А.

Москва,  2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Осознание своих целей и желаний, затем - анализ своих реальных возможностей и условий жизни, затем - свободный выбор и принятие на себя ответственности за все последствия выбора, то есть пристальный интерес к самому себе, постоянное соотнесение своих планов с жизненными планами других людей - такая жизнь приносит радость, чувство осмысленности бытия. Человек ощущает себя ответственным за то, как и чем он живет. И основана эта ответственность на глубоком знании себя, своего внутреннего мира.

Источник создания собственного образа мира - чувства, переживания, личные смыслы, которые каждый из нас вкладывает в то или иное знание о мире. Без них наша картина мира была бы безжизненна. Вся известная нам информация о внешнем мире, весь наш опыт его познания, все переживания и чувства, объединяясь, позволяют нам создать свою, личную картину мира. Эта картина постоянно изменяется, пополняется новым знанием и новыми впечатлениями.

В целом, эмоциональные состояния регулируют поведение и мысли человека. Кроме того, они позволяют человеку понять самого себя: что мне нравится и что мне претит? Как я отношусь к тем или иным явлениям и событиям? Что мне дорого и от чего мне легко отказаться? Мы разговариваем со своим внутренним "Я" на языке эмоций и чувств. Правда, этому языку надо еще научиться. Нужно знать о том, какие бывают эмоции и чувства, как они проявляются лично у вас, каковы индивидуальные особенности вашего эмоционального мира. Тогда разговор с самим собой может состояться.

Осознание себя открывает перед ним возможности:

  • узнать себя;
  • оценить себя;
  • изменить себя;
  • принять себя.

Актуальность и главная цель программы - помочь раскрыть собственный внутренний мир, узнать о его свойствах, научиться с ним разговаривать методами арт-терапии. В чем может состоять их помощь? Открытие внутреннего мира, его уникальных свойств - это личная работа каждого. Только сам человек может до конца понять свое Я. Произведения искусства дадут возможность ощутить всю глубину внутреннего мира через сильные, настоящие переживания. Но только работа собственной души позволит каждому из нас заговорить на общем языке с личным "Я".

Основные арт-терапевтические методы, применяемые в программе: фототерапия и музыкотерапия.

Фототерапия связана с лечебно-коррекционным применением фотографии, опирающимся на психотерапевтические отношения. Рассматривание и обсуждение снимков позволяют ребенку выразить свои чувства и представления. При этом, однако, фотография служит лишь инструментом психологического исследования, а контакт со специалистом и использование им различных приемов консультирования выступают необходимым условием и важным фактором психологических изменений.

Фотография стимулирует различные воспоминания, задействует "визуальную память", которая преобладает в раннем детстве. Если в распоряжении подростка имеется несколько или множество фотографий, создаются предпосылки для того, чтобы проследить по ним повторяемость событий и характерных для человека реакций на разные ситуации, что способствует осознанию им своего поведения и источников своих проблем.

Специалисты выделяют одиннадцать психологических функций фотографии. Эти функции можно расшифровать следующим образом:

Актуализирующая функция позволяет через фотографию актуализировать либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Эта функция становится особенно важной при депрессии, суицидальных настроениях подростка.

Стимулирующая функция активизирует все сенсорные системы, позволяя преодолеть подростковую сенсорную депривацию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков формируются новые представления.

Организующая функция фотографии активизирует творческое мышление и способствует "встраиванию объекта восприятия в систему личных значений".

Благодаря объективирующей функции фотографии осознается  принадлежность к национальной, социальной, религиозной, культурной или иной группе, и это является основой для самоидентификации.

Отражающая функция фотографии позволит увидеть и понять внутреннюю и внешнюю динамику развития.

Смыслообразующая функция дает возможность увидеть в каких-то событиях жизни новые смыслы, взглянуть на одно и то же событие с разных сторон, обеспечивает альтернативное понимание, устанавливает связь между событиями и внутренним миром.

Деконструирующая функция фотографии решает задачу "освобождения" от ложных, "сконструированных" значений, способствует формированию новой системы значений, отражающих его внутреннюю и внешнюю реальность.

Функция рефрейминга поможет не только реабилитировать свое Я, но и обогатить жизненный опыт. Используя свои фотографии в коллаже или работая с цифровым фото, ребенок имеет возможность посмотреть на себя и свою жизнь по-новому, увидеть новые смыслы, реализовать мечты.

Удерживающая функция фотографии помогает отреагировать какие-то жизненные события безопасно. Фотография удерживает чувства, не давая им выплеснуться.

Экспрессивно-катарсическая функция решает задачу повторного переживания события с целью его отреагирования. Рассматривая изображения, относящиеся к тематике своей проблемы, молодые люди освобождаются от тягостных переживаний.

Защитная функция фотографии - обеспечивает возможность не только дистанцироваться от травматичных переживаний, но и частично контролировать их. Контроль над ситуацией и своими чувствами дает ощущение безопасности.

Музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительных образов (просмотр видеозаписей красивых картин природы, шедевров мировой живописи на фоне музыки) обеспечивает моделирование, реконструкцию психоэмоционального состояния; оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на человека, помогает ему выйти из конфликтной ситуации, потрясений.

Музыкотерапия, как направление, решает задачи нормализации психоэмоционального состояния в регулятивном направлении (снятие нервно-психического напряжения, релаксация). Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода человека из отрицательных переживаний, наполнения eго положительными эмоциями, реконструирования его эмоционального состояния, когнитивной сферы.

В качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арт-терапии выделяются следующие:

  • регуляция психоэмоционального состояния;
  • повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
  • облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;
  • активизация творческих проявлений.

В данной программе музыкотерапия применяется как интегративное средство, создающее общее терапевтическое пространство совместно с фототерапевтическими техниками.

Основной целью фототерапии и интегративной музыкотерапии в представленной программе, является коррекция как психофизиологических и психоэмоциональных нарушений, так и повышение резервных возможностей организма в целом.

Принципы психолого-педагогического воздействия

Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифициронной. Напротив, через оптимизацию условий развития и доставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития подростка и утверждения его "самости". В программе учитывается принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей участника, через создание условий для проецирования личных глубинных образов и отражения истинных чувств и переживаний.

Принцип комплексности методов психологического воздействия программы заключается в использовании наиболее близких и подходящих друг другу арт-терапевтических техник, которые дополняют друг друга, и помогают участнику глубже прочувствовать, заглянуть в свой внутренний мир.

Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий. В процессе занятий участник учится входить в свой внутренний мир и общаться с ним через зрительные образы, закрепляя это состояние с помощью визуализации. Психологом дается установка сохранить образы, вызвавшие наибольшие положительные эмоции, и использовать их для коррекции своего эмоционального состояния в дальнейшем.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые задания и упражнения, предъявляемый материал подобраны таким образом, чтобы создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.

Программа выстраивает индивидуальную модель коррекции, которая включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития обучающегося, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Ожидаемый эффект от использования программы

Коррекционная работа по программе направлена на качественное преобразование устойчивости эмоционального состояния, а также на развитие коммуникативных и адаптивных способностей.

Диагностический инструмент для определения эффективности работы по программе: проективные цвето - диагностики эмоционального состояния Люшера и эмоционального статуса личности Дорофеева.

Цель программы: стабилизация психо - эмоционального состояния подростка.

Задачи:

  1. Регуляция психоэмоционального состояния;
  2. Снятие эмоционального напряжения.
  3. Улучшение самочувствия.

Оборудование, материалы: фильмы с пейзажами, фотографиями со  специально подобранным музыкальным рядом.

Курс рассчитан на 7 индивидуальных занятий. Время занятия 30 - 40 минут. Во время занятия для просмотра предлагается набор фотографий, соответствующий теме занятия (фотографии природы, пейзажей, природных явлений). Время смены кадра - 5 секунд, достаточное для того, чтобы рассмотреть изображение и не снизить интереса к видеоряду. Во время просмотра звучит спокойная, приятная музыка (классическая, инструментальная, звуки природы).

Структура занятия:

Часть 1. Беседа о релаксации. Релаксация - как способ снятия напряжения, улучшения настроения.

Часть 2. Просмотр под музыку видеоряда, без разговоров и комментариев. Время просмотра 10-15 минут.

Часть 3. Выбор фотографии, которая наиболее понравилась и запомнилась. Рефлексивная беседа об этом месте, об  ощущениях чувствах, о его желаниях, о возможности мысленно возвращаться в это место, когда захочется расслабиться и отдохнуть.

После занятия педагог сохраняет копию выбранной фотографии в отдельной папке в компьютере для заключительного занятия, а также для диагностики и наблюдения за эмоциональным состоянием воспитанника.

На заключительном занятии, просматриваются только выбранные п во время предыдущих занятий фотографии. Проводится беседа о мире вокруг нас, который мы выбираем сами; насколько этот образ мира зависит от наших чувств и переживаний, и наоборот.

Тематический план занятий

Занятие 1. Путешествие на другую планету.

Занятие 2. Горы. Вода.

Занятие 3. Облака. Океан.

Занятие 4. Деревья. Водопады.

Занятие 5. Закат. Ночь.

Занятие 6. Рассвет.

Занятие 7. Мой мир.

Используемые источники:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Издательство "Речь", 2003.
  2. Копытин А.И. Фототерапия. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800414
  3. Сакович Наталья. "Я" В ФОКУСЕ. №22-2005. - http://psy.1september.ru/article.php?ID=200502205
  4. Селезнева Программа по коррекции эмоционального состояния подростков "Мой мир". - http://открытыйурок.рф/статьи/650281
  5. Фотография в контексте арт-терапии. №5-2009. - http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900506

Конспекты занятий по программе

Занятие 1. Путешествие на другую планету.

Предлагается совершить путешествие на другую планету. Для просмотра предлагается набор фотографий с пейзажами, под спокойную классическую или инструментальную музыку. После просмотра (10-15 минут) проводится беседа. Примерные вопросы для беседы:

  1. Как называется эта планета?
  2. Какие чувства вызвало путешествие?
  3. В каком месте на планете ты хотел бы остановиться на время пожить?

(ребенок выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

  1. Расскажи про свое место жительства? Как ты будешь там жить, чем заниматься? Кто с тобой будет рядом? Каким ты там будешь?

После беседы, предложить участнику вернуться в свою жизнь, но, то место на планете оставить себе и представлять себя там всякий раз, когда захочется отдохнуть и расслабиться.

Анализ эмоционального состояния, причин, вызвавших переживания.

Задание на дом:  предлагается к следующему занятию делать снимки по заданной теме «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом), то я был бы...»

Занятие 2. Горы.

Обсуждение сделанных фотографий «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом), то я был бы...»

 Предлагается совершить прогулку по планете, посмотреть на ее горы, сопки и горные хребты. Для просмотра предлагается набор фотографий с пейзажами. После просмотра (10-15 минут) проводится беседа. Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Какое место понравилось больше всего? Где хотелось бы задержаться? Почему? (выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

После беседы, предложить участнику вернуться в свою жизнь, но, то место на планете оставить себе и представлять себя там всякий раз, когда захочется отдохнуть и расслабиться.

Задание на дом:  предлагается к следующему занятию делать снимки по заданной теме «Место, где бы мне хотелось отдохнуть»

Занятие 3. Вода

Обсуждение сделанных фотографий  «Один день из жизни моих близких»

Предлагается совершить прогулку по планете, подняться в небо и полетать между облаками. Для просмотра предлагается набор фотографий с пейзажами. После просмотра (10-15 минут) проводится беседа. Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Хотелось бы задержаться в этих местах? Почему?

После беседы, предложить участнику вернуться в свою жизнь, но, то место на планете оставить себе и представлять себя там всякий раз, когда захочется полетать.

Задание на дом:  предлагается к следующему занятию делать снимки по заданной теме «Мой мир»

Занятие 4. Деревья.

Обсуждение сделанных фотографий «Мой дом»

Предлагается совершить прогулку по планете, посмотреть на ее растительный мир, деревья, водопады. Для просмотра предлагается набор фотографий с пейзажами. После просмотра (10-15 минут) проводится беседа. Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Какое место понравилось больше всего? Где хотелось бы задержаться? Почему? (Подросток выбирает фотографию, которая больше всего понравилась, привлекла внимание.)

 После беседы, предложить участнику вернуться в свою жизнь, но то место на планете оставить себе и представлять себя там всякий раз, когда захочется отдохнуть и расслабиться.

Задание на дом:  предлагается к следующему занятию делать снимки по заданной теме «Люди вокруг меня: знакомые и незнакомые»

Занятие 5. Закат. Ночь.

Обсуждение сделанных фотографий «Люди вокруг меня»

Предлагается понаблюдать, как заходит солнце и заканчивается день, что происходит ночью. Для просмотра предлагается набор фотографий с пейзажами. После просмотра (10-15 минут) проводится беседа. Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвало наблюдение?
  2. Хотелось бы задержаться в этом времени суток? Почему?

 После беседы, предложить участнику вернуться в свою жизнь, но это время вечернего солнца на планете оставить себе и представлять себя там всякий раз, когда захочется отдохнуть и расслабиться.

Задание на дом:  предлагается к следующему занятию делать снимки по заданной теме «Перемена в школе»

Занятие 6. Рассвет.

Обсуждение сделанных фотографий «Перемена в школе»

Предлагается понаблюдать, как восходит солнце и начинается новый день. Для просмотра набор фотографий с пейзажами. После просмотра (10-15 минут) проводится беседа. Примерные вопросы для беседы:

  1. Какие чувства вызвала прогулка?
  2. Хотелось бы задержаться в этом времени суток? Почему?

После беседы, предложить участнику вернуться в свою жизнь, но то место на планете в утренние часы оставить себе и представлять себя там всякий раз, когда захочется отдохнуть и расслабиться.

Задание на дом:  предлагается к следующему занятию делать снимки по заданной теме «Дома, люди, машины»

Занятие 7. Мой мир.

Обсуждение сделанных фотографий «Дома, люди, машины»

Предлагается совершить прогулку в свой мир: те места, которые за время путешествия понравились больше всего, которые запомнились, в которые хотелось вернуться. Под музыку просматриваются те фотографии, которые выбирались на предыдущих занятиях. Проводится беседа-обсуждение: Тебе нравится твой мир? Что именно тебе в нем нравится? Хотелось бы что-нибудь изменить или добавить в этом мире? Если ребенок проявляет желание, то «мир» можно изменить и дополнить фотографиями из набора картинок. В этом случае  предлагается рассказать об обновленном «мире». После беседы, предложить участнику вернуться в свою жизнь, но «свой мир» оставить себе и представлять себя там всякий раз, когда захочется отдохнуть и расслабиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

В Образовательной системе «Школа 2100» накоплен опыт формирования универсальных учебных действий. В материалах по проекту стандарта 2004 года было сказано, что «приоритетом начального общего образован...

Психологическое просвещение педагогов "Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"

Психологическое просвещение педагогов" Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"Воспитательная парадигма школы тре...

Личностное развитие учащихся как цель и предмет личностно-ориентированного подхода при внедрении ФГОС

Содержание статьи позволит задуматься педагогам и родителям о школе, в которой реализуются стандарты нового поколения....

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...

Проект «Это Я» разработан на основе программы эмоционально-личностного развития «В мире друзей» Е.В.Котовой и программы тренингового развития и коррекции эмоционального мира «Давай познакомимся!» И.А Пазухиной.

Актуальность, новизна, психолого-педагогическая целесообразность программы «Переменка» состоит в том, что во многих семьях, в которых растет и воспитывается «особый» ребенок де...

Программа оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль­ными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества обра­зования обучающихся....