Адаптированная образовательная среда в жизни ребенка с ОВЗ
статья на тему
Наличие в классе ребенка или детей с особыми образовательными потребностями (это дети и с нарушениями в развитии, и детей с нарушенным здоровьем, и обычные дети, испытывающие временные трудности в освоении образовательной программы), требует дифференцированного обучения, предполагающее разный подход к разным детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_obrazovatelnaya_sreda_dlya_detey_s_ovz.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная образовательная среда в жизни ребенка с ОВЗ
В июне 2012 года Указом Президента России была утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году, указывает, что обучающимся в образовательных учреждениях предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Таким образом, сегодня родители ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе ребенка-инвалида, могут привести его в любую ближайшую образовательную организацию (школу, дошкольное образовательное учреждение), и администрация образовательной организации будет не вправе отказать в приеме.
Но как учителю, в чьем классе оказался такой ребенок, работать с ним, особенно если у учителя нет специального дефектологического образования?
Частичный ответ на этот вопрос дают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Так ФГОС общего образования позволяет заложить в основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении, все специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др. Но все же, эти меры не разъясняют, как быть конкретному учителю в его конкретной ситуации.
В официальных документах решение проблем, возникающих с приходом в массовые образовательные организации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), видится в развитии интегрированного (иногда пишут «интегративного») или инклюзивного обучения. Эти два понятия часто путают, хотя между ними есть существенные различия.
Интегрированным называется обучение, когда ребенка с ОВЗ помещают в обычный общеобразовательный класс и стараются помочь ему освоить массовую образовательную программу (организуют дополнительные занятия, индивидуальную психолого-педагогическую помощь и др.).
Инклюзивным называется такое обучение, когда изменяют саму систему образования в учреждении таким образом, чтобы она позволяла обучаться с равным успехом и обычным, и «особенным» детям.
В отличие от интеграции инклюзивное образование предполагает создание необходимой адаптированной образовательной среды для максимальной реализации индивидуальных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Достигается это за счет изменений в образовательной среде:
- специальное оборудование классов,
- выделение в них разных зон — для индивидуальной работы, групповой работы, отдыха, использование цветового оформления помещений, специальных дидактических материалов),
- изменения в образовательной программе (наряду с общеобразовательной используются адаптированные программы, реализуются индивидуальные программы реабилитации «особых» детей, а также программы, направленные на развитие толерантности у основной группы детей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, и др.).
- наличие у ребенка помощника (тьютора), который назначается, как правило, если в классе ребенок фактически учится по программе, отличающейся от массовой, или если ребенку в процессе учебы обязательно требуется какая-то помощь.
Инклюзивное обучение, в отличие от интегрированного, не подразумевает обязательного освоения детьми с ОВЗ массовой образовательной программы.
Наличие в классе ребенка или детей с особыми образовательными потребностями (это дети и с нарушениями в развитии, и детей с нарушенным здоровьем, и обычные дети, испытывающие временные трудности в освоении образовательной программы), требует дифференцированного обучения, предполагающее разный подход к разным детям.
Как показала практика, одной из важнейших составляющих адаптированной образовательной среды является владение учителем специальными психолого-педагогическими знаниями о ребенке с особыми образовательными потребностями (дифференциация образовательных затруднений с определенным видом нарушения).
Вспомним какие же это особенности в развитии:
Дети с речевыми нарушениями | Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
|
Дети с задержкой психического развития | Дети с ЗПР - это дети с замедленным темпом развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
|
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата | Это дети, у которых ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Для них характерно:
|
Дети с умственной отсталостью | Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности.
|
В соответствии с особенностями в развитии дифференцировать обучение необходимо:
по содержанию (чему учить?),
по методам (как учить?)
по результатам (как дети могут продемонстрировать то, чему научились?).
В этом случае учителя могут ставить цели, соответствующие уровню развития их учеников, предоставлять ученикам доступ к учебным материалам в разных модальностях (слуховой, зрительной, осязательной) и позволить ученикам демонстрировать, чему они научились, разными способами (устно, письменно, в виде тестов, с использованием систем альтернативной коммуникации — жестового языка, карточек PECS — и др.).
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны на родительском собрании по теме: «Формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды».
Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор...
Формирование здорового образа жизни. Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.
Формирование здорового образа жизни. Профилактиказлоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде....
Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одаренного ребенка в образовательной среде.
В работе описываются методы, позволяющие раскрыть возможности талантливых детей в условиях школьного обучения....
Педагогические условия успешной адаптации одаренного ребенка в образовательной среде.
В данной работе раскрываются условия адаптации одаренного ребенка в образовательной среде....
курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».
Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...
Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ.
Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ....
Отчет по теме самообразования «Формирование здорового образа жизни в образовательной среде через здоровьесберегающие технологии»
За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации дв...