«Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации»
методическая разработка на тему

1.     В статье раскрываются функции учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения  при оказании поддержки обучающимся с РАС. Рассматривается сопровождение учителем,  сопровождение тьюторо, педагогом-психологом, социальным педагогом.                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskoe.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация образовательной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации ФГОС НОО

 для обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации»

Байбородова Э. Ю.

2018 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.                                                                                                                      3

  1. Функции учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС                                                      4                                                                                                                                                      
  1. Сопровождение учителем                                                                               4    
  2. Сопровождение тьютором                                                                              7
  3. Сопровождение педагогом-психологом (психологом, специальным психологом)                                                                                                     8
  4. Сопровождение социальным педагогом (социальным работником)         9

Заключение                                                                                                                10                                                                                            

  1. Список литературы                                                                                                   11                                                                      

ВВЕДЕНИЕ

Конвенция о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи 13 декабря 2006 года, гласит о необходимости разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности инвалидов; получения внутри системы образования требуемой поддержки для облегчения их эффективного обучения; принятия эффективных мер по организации поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению ими знаний и социальному развитию. Этот принцип относится ко всем уровням образования, в том числе и профессиональному. Сегодня общие принципы и методы такой индивидуализированной поддержки, получившей название «сопровождение», достаточно полно разработаны не только на уровне общего образования, но и на уровне профессионального образования. В своих общих подходах они имеют единый характер. Специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся на стороне обучающегося, защищая его интересы и права [3].

Так, Е.И. Казакова обозначает сопровождение как особый способ помощи учащемуся в преодолении актуальных для него проблем развития, особенность которого в том, чтобы научить его решать свои проблемы самостоятельно, и отмечает, что это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии [1].

Цель сопровождения состоит в непрерывной и всеобъемлющей реабилитации, реализации инклюзивного обучения и социальной поддержке обучающихся на базе образовательного процесса. В данной работе рассмотрим функции учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.

1.Функции учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.                                                                                                                                                        

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, его профессиональное становление.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в реализации АООП НОО обучающихся с РАС участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификацию для каждой занимаемой должности, которая должна соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, указанных в приложениях №№ 1–8 к настоящему Стандарту. При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника). В междисциплинарную команду, осуществляющую психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, помимо учителя могут входить следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор, педагоги дополнительного образования [4].

Все коррекционные мероприятия и мероприятия по адаптации ребенка к школе вырабатываются и согласуются всей командой специалистов на ПМПк и должны быть направлены на достижение общих целей, наиболее важных в конкретный период [4].

  1. Сопровождение учителем.

Основным специалистом, осуществляющим постоянное и непрерывное наблюдение, обучение и воспитание ребенка с РАС, является учитель. Поэтому именно учитель принимает окончательное решение при постановке коллегиальных коррекционных и образовательных задач, стратегиям сопровождения и оказания комплексной помощи детям с РАС и их родителям (законным представителям) [4].

Алгоритм деятельности учителя по адаптации основной образовательной программы в рамках разработки адаптированной образовательной программы:

  1. Педагогическая диагностика;
  2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы);
  3. Анализ образовательной программы по предметы (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных диагностических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ;
  4. Календарно-тематическое планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, соответствующий той или иной категории («обязан, должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами школ VIII вида, выделение общего;
  5. Постановка цели и задач урока по той или иной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенка с ОВЗ данной темы [2].

Учитель-дефектолог является специалистом, который имеет специальные знания по организации работы с детьми с РАС, и его помощь направлена на освоение АООП НОО и АОП. Этот специалист обеспечивает грамотную профессиональную поддержку не только ученику, но и методическую поддержку учителю класса. Он осуществляет помощь в адаптации учебных, дидактических материалов и образовательной среды. Дефектологическая помощь оказывается до тех пор, пока обучающийся с РАС не сможет овладевать учебными навыками, необходимыми для освоения АООП НОО и АОП [4].

К основным направлениям работы учителя-дефектолога можно отнести:

  • формирование стереотипа учебного поведения;
  • формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
  • формирование дефицитарных учебных навыков;
  • развитие познавательной деятельности;
  • коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и т.д.

Задачи деятельности школьного учителя-логопеда относятся к развитию речи (преодоление фонетико-фонематического недоразвития, коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова, развитие связной речи т.д.).

Однако при организации комплексного сопровождения ребенка с РАС возникает необходимость постановки задач, направленных на общий результат: преодоление трудностей освоения программного материала и развитие коммуникативных навыков. К направлениям работы учителя-логопеда относятся:

  • формирование коммуникативной функции речи;
  • формирование у обучающегося средств коммуникации (речевой и альтернативной);
  • понимание обращенной речи (понимание инструкций, коротких текстов, диалогов и т.д.);
  • коррекция дислексии и дисграфии.

Важно, чтобы коррекционные логопедические занятия способствовали усвоению ребенком АООП НОО и АОП и соотносились с тематикой учебных предметов:

  • русского языка и литературного чтения (при обучении по вариантам 8.1 и 8.2 АООП);
  • русского языка, чтения и устной речи (при обучении по варианту 8.3 АООП);
  • речь и альтернативная коммуникация (при обучении по варианту 8.4 АООП).

Задачей логопеда является также оказание методической поддержки учителю по организации речевого режима, адаптации текстов и других учебных и дидактических материалов [4].

  1. Сопровождение тьютором.

Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательную и социальную среду. Тьютор работает с обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ, обеспечивая сопровождение процесса индивидуализации тьюторанта (тьюторантов) в освоении ими ресурсов социальной среды для образовательного, профессионального, личностного развития. Деятельность тьютора аправлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями обучающегося, на поиск ресурсов. Он помогает приобретать знания, сопровождая этот процесс. При необходимости тьютор участвует в разработке адаптированных образовательных программ и учебного материала с опорой на зоны ближайшего развития обучающегося, его ресурсы с учетом индивидуальных физических, психических особенностей. Тьютор осуществляет взаимодействие с преподавателями и другими сотрудниками образовательной организации, родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, совместному составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, анализ и обсуждение результатов, создание единой психологически комфортной образовательной среды [3].

Как правило, необходимость сопровождения ребенка тьютором, а также период этого сопровождения указываются в рекомендациях ПМПК. После окончания диагностического периода решение о необходимости сопровождения ребенка тьютором может быть принято на школьном консилиуме.

Основными показаниями для назначения поддержки тьютором являются:

  • трудности регулирования собственного поведения в рамках обучения в классе, препятствующие организации учебного процесса;
  • выраженные проявления дезадаптивного поведения (агрессивные и аутоагрессивные проявления);
  • трудности организации собственной продуктивной деятельности как во время уроков, так и на переменах;
  • трудности организации деятельности в быту и самообслуживания (переодевание, туалет, поведение в столовой и т. п.);
  • трудности понимания речи (инструкций) учителя [4].

Некоторым детям, особенно на первых этапах обучения, тьютор необходим на протяжении всего периода нахождения в школе для сопровождения всех учебных и режимных моментов. По мере адаптации ребенка помощь тьютора сокращается и может быть необходима фрагментарно, например, на конкретном учебном предмете, или при осуществлении определенного вида деятельности (контрольная работа), или при возникновении новых социальных ситуаций (праздники, экскурсии) [4].

  1. Сопровождение педагогом-психологом (психологом, специальным психологом).

Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения, проводит работу по коррекции нарушений в развитии познавательной сферы и т.д.

К основным направлениям коррекционной работы психолога можно отнести:

  • помощь в адаптации к условиям обучения в школе;
  • коррекцию дезадаптивного поведения;
  • формирование навыков социального взаимодействия;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
  • формирование «модели психического»;
  • эмоционально-личностное развитие и другие направления [4].
  1. Сопровождение социальным педагогом (социальным работником).

Функции социального педагога – осуществление взаимодействия с семьей ребенка, консультирование по организационным вопросам при его обучении, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе. На основе результатов социально-педагогической диагностики социальный педагог определяет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, а также направления помощи в адаптации ребенка в школе.

В функциональные обязанности этого специалиста может входить:

  • установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями, защищающими права инвалидов, и т.п.;
  • сопровождение ребенка в ходе проведения школьных и внешкольных мероприятий, в студиях дополнительного образования;
  • развитие социально-бытовых навыков, формирование жизненных компетенций, в том числе за пределами школы (в магазине, общественном транспорте и т.д.);
  • помощь в работе с родителями, организация деятельности «Родительского клуба» и т.д.;
  • поиск необходимой информации, популяризация знаний об инклюзивном образовании и т.д [4].

Заключение

Аутизм встречается в странах всего мира. Феномен аутизма характеризуется различным спектром нарушений  и уровнем их проявления. Необходима разработка инструментарий с целью определения психолого-педагогических особенностей развития детей, с целью выявления способностей и возможностей к обучению, личностных особенностей. В России значимой является постановка вопроса о создании эффективной системы сопровождения обучающихся.

Деятельность специалистов сопровождения должна быть направлена на помощь в пространственной и временной организации жизни ребенка в школе.

Список литературы

  1. Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе : материалы науч. конф. / Образовательный центр «Участие» [СПб]. - 2009. – № 1. – С. 36-46.
  2. Методические рекомендации по использованию технических средств при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (растройствами аутистического спектра)/ О. А. Савельева, Л. В. Кузьмина, О. Н. Бободжонова, Е. М. Жимаева. – АСОУ, 2016.
  3. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Задачи и направления деятельности специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25163 (дата обращения: 04.02.2018).
  4. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

«Психолого-педагогическая поддержка одарённых детей как условие развития современного образовательного пространства»

ВведениеТеоретические основы понятия одаренностиПонятие одаренностиВиды одаренностиФакторы, влияющие на развитие одаренностиОсобенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе2.1. Пр...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в условиях образовательного процесса (из опыта работы)

Актуальность статьи обусловлена тем, что, являясь достаточно частым типом нарушения развития ребенка, аутизм недостаточно известен как родителям, так и специалистам, работающим с детьми. Проблем...

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...

«Модель организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ на базе общеобразовательного учреждения»

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования д...