«Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации»
методическая разработка на тему
1. В статье раскрываются функции учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС. Рассматривается сопровождение учителем, сопровождение тьюторо, педагогом-психологом, социальным педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация образовательной деятельности детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации ФГОС НОО
для обучающихся с ОВЗ»
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС на базе образовательной организации»
Байбородова Э. Ю.
2018 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
- Функции учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС 4
- Сопровождение учителем 4
- Сопровождение тьютором 7
- Сопровождение педагогом-психологом (психологом, специальным психологом) 8
- Сопровождение социальным педагогом (социальным работником) 9
Заключение 10
- Список литературы 11
ВВЕДЕНИЕ
Конвенция о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи 13 декабря 2006 года, гласит о необходимости разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности инвалидов; получения внутри системы образования требуемой поддержки для облегчения их эффективного обучения; принятия эффективных мер по организации поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению ими знаний и социальному развитию. Этот принцип относится ко всем уровням образования, в том числе и профессиональному. Сегодня общие принципы и методы такой индивидуализированной поддержки, получившей название «сопровождение», достаточно полно разработаны не только на уровне общего образования, но и на уровне профессионального образования. В своих общих подходах они имеют единый характер. Специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся на стороне обучающегося, защищая его интересы и права [3].
Так, Е.И. Казакова обозначает сопровождение как особый способ помощи учащемуся в преодолении актуальных для него проблем развития, особенность которого в том, чтобы научить его решать свои проблемы самостоятельно, и отмечает, что это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии [1].
Цель сопровождения состоит в непрерывной и всеобъемлющей реабилитации, реализации инклюзивного обучения и социальной поддержке обучающихся на базе образовательного процесса. В данной работе рассмотрим функции учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.
1.Функции учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, его профессиональное становление.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в реализации АООП НОО обучающихся с РАС участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификацию для каждой занимаемой должности, которая должна соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, указанных в приложениях №№ 1–8 к настоящему Стандарту. При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника). В междисциплинарную команду, осуществляющую психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС, помимо учителя могут входить следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор, педагоги дополнительного образования [4].
Все коррекционные мероприятия и мероприятия по адаптации ребенка к школе вырабатываются и согласуются всей командой специалистов на ПМПк и должны быть направлены на достижение общих целей, наиболее важных в конкретный период [4].
- Сопровождение учителем.
Основным специалистом, осуществляющим постоянное и непрерывное наблюдение, обучение и воспитание ребенка с РАС, является учитель. Поэтому именно учитель принимает окончательное решение при постановке коллегиальных коррекционных и образовательных задач, стратегиям сопровождения и оказания комплексной помощи детям с РАС и их родителям (законным представителям) [4].
Алгоритм деятельности учителя по адаптации основной образовательной программы в рамках разработки адаптированной образовательной программы:
- Педагогическая диагностика;
- Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы);
- Анализ образовательной программы по предметы (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных диагностических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ;
- Календарно-тематическое планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, соответствующий той или иной категории («обязан, должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами школ VIII вида, выделение общего;
- Постановка цели и задач урока по той или иной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенка с ОВЗ данной темы [2].
Учитель-дефектолог является специалистом, который имеет специальные знания по организации работы с детьми с РАС, и его помощь направлена на освоение АООП НОО и АОП. Этот специалист обеспечивает грамотную профессиональную поддержку не только ученику, но и методическую поддержку учителю класса. Он осуществляет помощь в адаптации учебных, дидактических материалов и образовательной среды. Дефектологическая помощь оказывается до тех пор, пока обучающийся с РАС не сможет овладевать учебными навыками, необходимыми для освоения АООП НОО и АОП [4].
К основным направлениям работы учителя-дефектолога можно отнести:
- формирование стереотипа учебного поведения;
- формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т.д.);
- формирование дефицитарных учебных навыков;
- развитие познавательной деятельности;
- коррекция навыков, препятствующих успешному овладению программным материалом, развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и т.д.
Задачи деятельности школьного учителя-логопеда относятся к развитию речи (преодоление фонетико-фонематического недоразвития, коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова, развитие связной речи т.д.).
Однако при организации комплексного сопровождения ребенка с РАС возникает необходимость постановки задач, направленных на общий результат: преодоление трудностей освоения программного материала и развитие коммуникативных навыков. К направлениям работы учителя-логопеда относятся:
- формирование коммуникативной функции речи;
- формирование у обучающегося средств коммуникации (речевой и альтернативной);
- понимание обращенной речи (понимание инструкций, коротких текстов, диалогов и т.д.);
- коррекция дислексии и дисграфии.
Важно, чтобы коррекционные логопедические занятия способствовали усвоению ребенком АООП НОО и АОП и соотносились с тематикой учебных предметов:
- русского языка и литературного чтения (при обучении по вариантам 8.1 и 8.2 АООП);
- русского языка, чтения и устной речи (при обучении по варианту 8.3 АООП);
- речь и альтернативная коммуникация (при обучении по варианту 8.4 АООП).
Задачей логопеда является также оказание методической поддержки учителю по организации речевого режима, адаптации текстов и других учебных и дидактических материалов [4].
- Сопровождение тьютором.
Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательную и социальную среду. Тьютор работает с обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ, обеспечивая сопровождение процесса индивидуализации тьюторанта (тьюторантов) в освоении ими ресурсов социальной среды для образовательного, профессионального, личностного развития. Деятельность тьютора аправлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями обучающегося, на поиск ресурсов. Он помогает приобретать знания, сопровождая этот процесс. При необходимости тьютор участвует в разработке адаптированных образовательных программ и учебного материала с опорой на зоны ближайшего развития обучающегося, его ресурсы с учетом индивидуальных физических, психических особенностей. Тьютор осуществляет взаимодействие с преподавателями и другими сотрудниками образовательной организации, родителями (законными представителями) по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, совместному составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, анализ и обсуждение результатов, создание единой психологически комфортной образовательной среды [3].
Как правило, необходимость сопровождения ребенка тьютором, а также период этого сопровождения указываются в рекомендациях ПМПК. После окончания диагностического периода решение о необходимости сопровождения ребенка тьютором может быть принято на школьном консилиуме.
Основными показаниями для назначения поддержки тьютором являются:
- трудности регулирования собственного поведения в рамках обучения в классе, препятствующие организации учебного процесса;
- выраженные проявления дезадаптивного поведения (агрессивные и аутоагрессивные проявления);
- трудности организации собственной продуктивной деятельности как во время уроков, так и на переменах;
- трудности организации деятельности в быту и самообслуживания (переодевание, туалет, поведение в столовой и т. п.);
- трудности понимания речи (инструкций) учителя [4].
Некоторым детям, особенно на первых этапах обучения, тьютор необходим на протяжении всего периода нахождения в школе для сопровождения всех учебных и режимных моментов. По мере адаптации ребенка помощь тьютора сокращается и может быть необходима фрагментарно, например, на конкретном учебном предмете, или при осуществлении определенного вида деятельности (контрольная работа), или при возникновении новых социальных ситуаций (праздники, экскурсии) [4].
- Сопровождение педагогом-психологом (психологом, специальным психологом).
Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения, проводит работу по коррекции нарушений в развитии познавательной сферы и т.д.
К основным направлениям коррекционной работы психолога можно отнести:
- помощь в адаптации к условиям обучения в школе;
- коррекцию дезадаптивного поведения;
- формирование навыков социального взаимодействия;
- формирование коммуникативных навыков;
- формирование представлений о себе и своем социальном окружении;
- формирование «модели психического»;
- эмоционально-личностное развитие и другие направления [4].
- Сопровождение социальным педагогом (социальным работником).
Функции социального педагога – осуществление взаимодействия с семьей ребенка, консультирование по организационным вопросам при его обучении, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе. На основе результатов социально-педагогической диагностики социальный педагог определяет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, а также направления помощи в адаптации ребенка в школе.
В функциональные обязанности этого специалиста может входить:
- установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями, защищающими права инвалидов, и т.п.;
- сопровождение ребенка в ходе проведения школьных и внешкольных мероприятий, в студиях дополнительного образования;
- развитие социально-бытовых навыков, формирование жизненных компетенций, в том числе за пределами школы (в магазине, общественном транспорте и т.д.);
- помощь в работе с родителями, организация деятельности «Родительского клуба» и т.д.;
- поиск необходимой информации, популяризация знаний об инклюзивном образовании и т.д [4].
Заключение
Аутизм встречается в странах всего мира. Феномен аутизма характеризуется различным спектром нарушений и уровнем их проявления. Необходима разработка инструментарий с целью определения психолого-педагогических особенностей развития детей, с целью выявления способностей и возможностей к обучению, личностных особенностей. В России значимой является постановка вопроса о создании эффективной системы сопровождения обучающихся.
Деятельность специалистов сопровождения должна быть направлена на помощь в пространственной и временной организации жизни ребенка в школе.
Список литературы
- Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения // На путях к новой школе : материалы науч. конф. / Образовательный центр «Участие» [СПб]. - 2009. – № 1. – С. 36-46.
- Методические рекомендации по использованию технических средств при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (растройствами аутистического спектра)/ О. А. Савельева, Л. В. Кузьмина, О. Н. Бободжонова, Е. М. Жимаева. – АСОУ, 2016.
- Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Задачи и направления деятельности специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25163 (дата обращения: 04.02.2018).
- Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.
Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
«Психолого-педагогическая поддержка одарённых детей как условие развития современного образовательного пространства»
ВведениеТеоретические основы понятия одаренностиПонятие одаренностиВиды одаренностиФакторы, влияющие на развитие одаренностиОсобенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе2.1. Пр...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в условиях образовательного процесса (из опыта работы)
Актуальность статьи обусловлена тем, что, являясь достаточно частым типом нарушения развития ребенка, аутизм недостаточно известен как родителям, так и специалистам, работающим с детьми. Проблем...
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...
«Модель организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ на базе общеобразовательного учреждения»
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования д...