Диагностика уровня готовности к школьному обучению
тест (1 класс) по теме
Тестовые задания для определения уровня готовности первоклассника к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_kerna_-_ya.yeraseka.doc | 62.5 КБ |
rezultaty_orientirovochnogo_testa_shkolnoy_zrelosti.doc | 101.5 КБ |
otnoshenie_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole.docx | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест Керна-Йерасека
Этот тест обладает рядом существенных достоинств для первоначального обследования детей:
не требует продолжительного времени для проведения;
может быть использован как для индивидуальных, так и для групповых обследований;
имеет нормативы, разработанные на большой выборке;
не требует специальных средств и условий для проведения.
Краткое описание теста
Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йерасека является модификацией теста А. Керна. Тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Йерасик ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов).
Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов должны быть обеспечены одинаковые условия как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.
Инструкция к заданию 3: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй здесь, рядом, такие же».
Оценка выполнения теста
Задание 1. Рисунок мужской фигуры.
1 балл выставляется в следующих случаях. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, голова не превышает туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка, шляпа), имеются уши, на лице – глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Изображена мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т. е. Фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.
2 балла ребенок получает, если выполняются все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.
3 балла ставят в следующем случае. Рисунок должен иметь голову, туловище, конечности, руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежда, пальцев, ступеней.
4 балла – за примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).
5 баллов – за отсутствие ясного изображения туловища (голова и ноги или преобладание головного изображения) или обеих пар конечностей.
Изобразительная деятельность детей в настоящее время изучена достаточно широко, выделены ее стадии и информативные признаки. Исследования М. Д. Баррето, П. Лайте, К. Маховер, И. И. Будницкой, Т. Н. Головиной, В. С. Мухиной, П. Т. Хоментаукаса и других показывают, что особенности графических изображений в определенной мере коррелируют с уровнем умственного развития детей.
П. Т. Хоментаускас считает, что психологу следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:
- количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
- декодирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения и т. п.
Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.
Если дети старше 5-летнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.
Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.
Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека обогащается все новыми деталями: если в 3,5 года ребенок рисует «головонога», то в 7 лет – претентирует богатую схему тела. В связи с этим, если в 7 лет ребенок не рисует одной из деталей (головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, ног), на это надо обратить внимание.
Следует подчеркнуть, однако, что самостоятельного диагностического значения данный тест не имеет, т. е. Ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: он может составлять только часть такого обследования.
Задание 2. Подражание письменным буквам.
1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.
2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает сроку надписи.
5 баллов. Каракули.
Задание 3. Срисовывание группы точек.
1 балл – почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть.
2 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.
3 балла – целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой точек не имеют значение. Другие формы не допускаются.
5 баллов – черкание.
После того, как субтесты выполнены, психолог собирает бланки и проводит первичную группировку бланков по результатам тестирования, отбирая детей с очень слабым, слабым, средним и сильным уровнем готовности к школьному обучению.
Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития, развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т. е. характеризуют произвольность психической деятельности. Что же касается развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, то эти свойства довольно четко диагностируются в опроснике Я. Йерасека.
Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека
1. Какое животное больше – лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = - 5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем…
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = - 3 балла.
3. Днем светло, а ночью …
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.
4. Небо голубое, а трава …
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = - 4 балла.
5. Черешня, груши, сливы, яблоки – это …?
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = - 1 балл.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов, неправильный ответ = - 1 балл.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …, маленькая овечка – это …?
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов. Неправильный ответ = - 1 балл.
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов.
На кошку (без приведения знаков подобия) = - 1 балл.
На курицу = - 3 балла.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл.
1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = - 1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские).
1 подобие = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла.
Одно подобие = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла.
Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта – гайка = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это …?
Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.
Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.
1 или 2 различия = 2 балла.
Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.
Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов.
Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа – плюс 24 и более;
2 группа – плюс 14 до 23;
3 группа – от 0 до 13;
4 группа – от минуса 1 до минус 10;
5 группа – менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляют собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.
Таким образом, можно говорить, что методика Керна – Йерпсека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня готовности к школьному обучению.
1 «_» класс (___/___ учебный год)
Результаты ориентировочного теста школьной зрелости Керна - Я.Йерасека.
Фамилия, имя ребёнка. | Тест А.Керна | Номер вопроса. | Тест Йерасека | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||
16 | |||||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||
26 | |||||||||||||||||||||||
27 | |||||||||||||||||||||||
28 | |||||||||||||||||||||||
29 | |||||||||||||||||||||||
30 | |||||||||||||||||||||||
31 | |||||||||||||||||||||||
32 | |||||||||||||||||||||||
33 |
Общая оценка результатов тестирования
Методика Керна – Йерасека дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляют собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа – плюс 24 и более;
2 группа – плюс 14 до 23;
3 группа – от 0 до 13;
4 группа – от минуса 1 до минус 10;
5 группа – менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
Предварительный просмотр:
Отношение ребенка к обучению в школе
Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т. е. Выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывание в школе, интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.
Практика показала, что в данной методике, как и в предыдущей, касающейся детей младшего школьного возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, т. к., во-первых, здесь также встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой – неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 баллов.
Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, достаточно убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 баллов. К примеру, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений и навыков, например: «Для того чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос или после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 баллов.
С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 баллов следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. И, наконец, не готовый к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.
Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:
- Хочешь ли ты пойти в школу?
- Зачем нужно ходить в школу?
- Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)
- Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
- Что такое уроки? Чем на них занимаются?
- Как нужно вести себя на уроках в школе?
- Что такое домашнее задание?
- Зачем нужно выполнять домашнее задание?
- Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
- Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.
Максимальное количество баллов, которое ребенок получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психически готов идти учиться в школе, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика личностной готовности к школьному обучению дошкольников
Уже много лет работаю над проблемой «Развитие личности младшего школьника». Ставя её перед собой, я имела ввиду единый процесс обучения и воспитания.Цель работы над этой проблемой найти эф...
Диагностика и анализ результатов психологической готовности к школьному обучению.
Психологическая готовность ребенка к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной д...
Диагностика готовности к школьному обучению по методике Л.А. Ясюковой
Диагностика готовности к школьному обучению по методике Л.А. Ясюковой ...
Выявление уровня эмоционально-волевой готовности к школьному обучению у пероклассников.
Методические рекомендации с конкретными заданиями для определения эмоционально-волеой готоности первоклассников к школьному обучению....
Психолого-педагогическая диагностика уровня готовности к школьному обучению
Данный материал предназначен для диагностики уровня готовности к школьному обучению детей 6-7 лет. Будет интересен школьным учителям-логопедам, практикующим данный вид обследования....
КОМПЛЕКТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
КОМПЛЕКТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ...
ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (индивидуальная форма)
Существанным показаителем интеллектуальной готовности детей к школьному обучению выступает спобсобностьб действовать "в уме". В методической разработке представлены задания для определения с...