Коррекционно-развивающая программа для детей младшего и среднего школьного возраста на развитие учебной мотивации
рабочая программа на тему
Развитие учебной мотивации. Программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_razvitie_motivatsii.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»
663020 р.п. Емельяново, ул. Декабристов 105 «а»
ИНН 2411010256 КПП 241101001
Телефон: (391) 200-62-38 Факс: (391) 200-62-38 E-mail: emddom@yandex.ru
УТВЕРЖДАЮ:
Директор КГУ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» ________________ Н.С.Осадчая «______»________________2017г.
Коррекционно-развивающая программа
для детей младшего и среднего школьного возраста
на развитие учебной мотивации
Составитель: педагог-психолог
Лавриенко Е.В.
Емельяново,2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема интеллектуального развития детей-сирот является сегодня очень актуальной. Отсутствие семьи, печальный прошлый опыт семейной жизни ребенка приводят к возникновению целого ряда особенностей как эмоционально-личностной, так и интеллектуальной сферы. Приведем лишь некоторые из этих особенностей.
В детском доме ребенок постоянно находится среди детей, таких же как он. Взрослые здесь берут на себя роль постоянного контроля и организации. Эмоции ребенка подавляются, чувства развиваются однобоко, а волевые усилия направлены на постоянную готовность к защите и противодействию. Такое состояние сильно тормозит интеллектуальную самостоятельность ребенка, порождает порой неосознанный шаг ошибки, который выражается иногда как «упрямая бестолковость».
Интеллектуальную сферу детей, живущих в детском доме, характеризует, прежде всего, относительная бедность представлений и понятий. Это связано с замкнутостью их мира, часто ограниченного стенами детского учреждения. В связи с этим, мышление, опирающееся у ребенка в основном на чувственный опыт, кажется вялым, недостаточно интенсивным и мобильным. Часто результативность интеллектуальной деятельности снижена именно по этой причине.
К показателям нарушения психологического здоровья можно отнести уровень тревожности, повышение которого может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Дети с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У детей с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать замкнутость. Дети с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания.
В настоящей программе собраны различные методы и методики (развивающие задания, игры, тренинги, познавательные беседы, тесты и др.) направленные на развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности детей.
Цель программы: формирование положительной школьной мотивации
Задачи:
-способствовать снижению уровня тревожности
-актуализировать чувство страха для его последующей коррекции
-помочь ребёнку осуществлять контроль над объектом страха
- обучить приемам саморегуляции
-содействовать повышению уверенности ребёнка в себе
-развитие познавательной активности (формирование навыков самообразования);
-способствовать повышению развития вербального и невербального компонентов интеллекта (познавательных процессов восприятия, внимания, памяти и мышления).
Программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, имеющих низкий уровень учебной мотивации
Оптимальное число участников группы – 6 – 8 человек.
Объем программы рассчитан на 10 занятий при частоте встреч один раз в неделю. Продолжительность одного занятия 35 – 40 минут.
Первый этап – Первичная диагностика.
Цель: Изучение уровня страхов и тревожности на момент первичной диагностики
Используемые методики:
1.Методика «Аутонорма»
2. Тест школьной тревожности Филипса
Второй этап – Практические коррекционно-развивающие занятия.
Третий этап – Контрольная диагностика.
Цель: Отслеживание эффективности проведенной коррекционной работы.
Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведенной работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же методики, что и для первичной диагностики
Методы и техники, используемые в программе:
Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения.
Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Игровая терапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Структура занятий
Подготовительная часть (разминка) – 5 минут
Цель: создание положительного эмоционального фона и настроя участников на работу в группе.
Основная часть - 30 минут.
Цель: решение задач, заявленных в программе, посредством выполнения различных развивающих упражнений, игр и др. методик.
Заключительная часть -5 минут.
Цель: Подведение итогов, получение обратной связи.
Необходимые материалы.
Для занятий каждому воспитаннику понадобится тетрадь (24 л.), в которую он будет вносить информацию, полученную в ходе занятий, выполнять задания, бумага формата А-4, цветная бумага, ножницы, клей, ватман, цветные карандаши, ручки, акварель, магнитофон, аудиокассеты с инструментальной и ритмичной музыкой.
Желательно выбрать такое помещение для занятий, которое может обеспечить и аудиторную работу (т.е. работу за партами), работу « в кругу», и двигательные упражнения.
Список литературы
- Аралова, М.А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М. А. Аралова. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 272 с.
- Бавина, Т. В. Детские страхи решение проблемы [Текст]: практическое пособие / Т.В. Бавина. – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с.
- Захаров, А. И. Страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров. – СПб., Речь, 2007. – 320 с.
- Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст]: психологический практикум / О. Н. Истратова – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 349 с.
- Лютова, Е.К. Тренинг общения с ребёнком [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь; М., Сфера, 2008. – 176 с.
- Пасечник, Л. В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте [Текст] / Л. В. Пасечник. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
- Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
- Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми [Текст] / О. В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2003. – 176 с.
- Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г. А. Широкова, Е. Г. Жатько. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 314 с.
Коррекционно-развивающая программа
для детей младшего и среднего школьного возраста
на развитие учебной мотивации рекомендована
детям с низкой школьной успеваемостью (на конец 1 четверти)
1 семья
1.Безьязыков М.
2.Шетько А.
2 семья
3.Золотарев М.
4.Трофимов Д.
5.Алексеева Д.
6.Величко В.
7.Лутфуллин С.
8.Жиляков О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ (для детей младшего и среднего школьного возраста)
БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ(для детей младшего и среднего школьного возраста)...
Развитие познавательных УУД у детей младшего и среднего школьного возраста
Выступление было подготовлено для РМО педагогов-психологов. В нём отражены основные способы развития познавательной сферы как на уроках, так и во время дополнительных занятий....
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста. Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...
Коррекционно-развивающая программа для детей младшего и среднего возраста на развитие эмоционально-волевой сферы
Развитие эмоционально-волевой сферы. Программа....
Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР
Психологическая диагностика пространственных представлений детей младшего и среднего школьного возраста с ЗПР...
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...
Профилактика дизорфографии у детей младшего и среднего школьного возраста
Профилактика дизорфографии у детей младшего и среднего школьного возраста...