Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 4 класса с ОВЗ
методическая разработка (4 класс) на тему

Абисова Наталья Михайловна
  • развитие познавательных мотивов (формирование стремления к новым знаниям и сведениям, желания освоить новые умения, совершенствовать то, что уже имеется);
  • развитие внимания, самоконтроля, основных мыслительных навыков (умение рассуждать, анализировать, планировать);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_uchashchihsya_4_klassa_s_ovz.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов у младших школьников.

Цели и задачи:

  • развитие познавательных мотивов (формирование стремления к новым знаниям и сведениям, желания освоить новые умения, совершенствовать то, что уже имеется);
  • развитие внимания, самоконтроля, основных мыслительных навыков (умение рассуждать, анализировать, планировать);
  • развитие речи, воображения;
  • формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своим качествам;
  • формирование умения работать в группе.

На нашей сегодняшней встрече вам предстоят различные испытания, выдержать которые вы сможете благодаря взаимной поддержке, уважению, а также вниманию и находчивости.

Ход занятия

 Вступительное слово.

Ребята, вам, наверное, не раз приходилось слышать, как вам говорят: «Подумай», «Думай лучше», «Учись мыслить самостоятельно». А если у тебя что-то не получается, то тебя спрашивают: «Чем ты думаешь?». Конечно, ты отвечаешь – «Головой». И это правильно. В голове расположен мозг, точнее – головной мозг. Это тот орган, без которого мышление невозможно. Человеческий мозг устроен очень сложно. По своим возможностям он во много раз превосходит самый мощный компьютер. Но даже взрослый на протяжении всей своей жизни использует далеко не всё, на что способен мозг, много остается в резерве. Поэтому, чем больше ты даешь пищи своему мозгу, тем больше учишься думать, размышлять, тем лучше он развивается и тем легче ему справляться с любой, даже самой трудной, умственной работой.

Сегодня на занятии мы с вами будем учиться думать. А помогут нам в этом специально подобранные задания.

  1. Разминка. Игра «Что где когда?»
  1. . Как звали любимого зверя Фрекен Бок?  (кошка Матильда)
  2. Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. Что это? (гриб)
  3. У пчелки глаз столько, сколько у тебя, да еще столько, да еще полстолька. Сколько у нее глазок? (6)
  4. Что остается от разбитой чашки? (осколки)
  5. Женское украшение, которое одевают на шею. Как называют? (бусы, колье)
  6. Один из братьев, очень похожий на другого брата  (близнец)
  7. Картина с изображением человека (портрет)
  8. Зимнее лежбище медведя? (берлога)
  9. Вместилище для спичек (коробок)
  10. Если у вас его нет, то вы «заяц»  (билет)

2 Развитие образной памяти на основе ассоциаций

Методика “Пиктограмма”

Чтобы запомнить информацию (слово, предложение, текст), надо представить себе то, что запоминаешь, и обозначить это слово или предложение каким-либо значком. Для того чтобы убедиться в том, что дети поняли способ запоминания, психолог спрашивает детей, каким значком они бы обозначили слово “лето”.

Далее детям предлагается потренироваться в обозначении различных слов для того, чтобы лучше их запомнить. Для запоминания предлагается 5 слов конкретного содержания и столько же слов отвлеченного содержания, которые при диктовке лучше чередовать.

Диагностический материал типа: слон, тетрадь, зима, замок, радость, школа, наводнение, урок, краски, перемена.

Слова зачитываются с небольшой паузой. В это время дети делают обозначение этого слова (зарисовку). Нельзя это слово записывать и долго рисовать значок. Если ребенок затрудняется в обозначении слова символом, он может поставить точку или крестик и продолжить обозначение далее. В конце занятия  необходимо вспомнить и написать те слова, которые они обозначали.

После этого слова читаются снова, и дети проверяют правильность воспроизведения. Желательно побеседовать с детьми по результатам этой работы с целью выяснения того, что было трудно запоминать или обозначать. Можно устроить обмен мнениями о том, как обозначить то или иное понятие

3  Упражнение “Что лишнее?”

Вычеркнуть лишнее по смыслу слово.

  • Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
  • Молоко, оливки, сыр, сало, сметана.
  • Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  • Дом, сарай, изба, хижина, здание.
  • Берёза, сосна, дерево, дуб, ель.
  • Тёмный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
  • Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
  • Минутка, секунда, час, вечер, сутки.

4 Физкультурная пауза

 Упражнение  «Слон»

Это одно из наиболее интегрирующих упражнений Гимнастики Мозга. При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля и идя вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Для большего эффекта упражнение надо выполнять медленно от 3 до 5 раз левой рукой и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

5 Задание  “Тарабарская грамота”.

Перед вами – “Тарабарская грамота”.  Задача знатоков – прочесть, что там написано. Время выполнения задания 3 минуты.

- Что получилось? (Скучен день до вечера, коли делать нечего.)

- Каким образом вы догадались, как нужно выполнить задание?

6 Упражнение «Простые аналогии»

Цель: научить устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Инструкция: «Посмотри, здесь написано два слова – сверху «Лошадь», снизу – «Жеребенок». Какая между ними связь?   …Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же – сверху одно слово – «Корова», а снизу - четыре слова на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относиться к слову «Корова» как «Жеребенок» к «Лошади», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово «Теленок». Значит нужно установить, как связаны слова вот здесь, слева, а затем установить такую же связь справа».

Образец:

Лошадь

Корова

Жеребенок

Пастбище, рога, молоко, теленок

Собака

Щука

Шерсть

Река, Рыба, удочка, чешуя

Задания для самостоятельной работы обучающихся:

Задание 1

Тонкий

Безобразный

Толстый

Красивый, жирный, грязный, веселый

Свинец

Пух

Тяжелый

Перина, перья, легкий, куриный

Коньки

Лодка

Зима

Каток, весло, лето, река

Паровоз

Конь

Вагоны

Поезд, овес, телега, конюшня

Песня

Картина

Глухой

Художник, слепой, рисунок, больной

Дом

Хлеб

Строитель

Мука, зерно, пекарь, масло

Рыба

Муха

Сеть

Решето, комар, комната, паутина

Птица

Человек

Гнездо

Люди, птенец, рабочий, дом

7  Игра «Классификация фигур»

Подведение итогов.

Вспомните, в какие игры мы сегодня играли? Какая игра вам особенно понравилась? Какое задание вам показалось трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие во 2 речевом классе "Планета Дружба"

Интегрированное занятие логопед-психолог-учитель как вариант работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС...

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...

Технологическая карта логопедического занятия по коррекционно - развивающей деятельности во 2 «А» классе Тема «Грамматическое оформление предложения. Прогулка в зимний лес»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи обучающихсяЗадачи:Коррекционно-образовательные: - совершенствование грамматического строя речи;- развитие фонематического восприятия;- тренировка навы...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие "Все работы хороши!" 2 класс ОВЗ ЗПР

В материале представлены: конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия "Все работы хороши!" 2 класс ОВЗ ЗПР (вариант 7.1), презентация к занятию. План проведения предметны...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие "Профессии"1 класс ОВЗ ЗПР

В матерале представлены: конспект и презентация к коррекционно-развивающему логопедическому занятию 1 класс ОВЗ ЗПР (вариант 7.1)....

Коррекционно-развивающее психологическое занятие в 1 классе. "Волшебники-строители"

Занятие предназначено для 1 класса коррекционной школы VIII вида, также можно проводить в ДОУ. Цели занятия: познакомить детей со свойствами песка, развивать пространственные представления, слуховую и...