Профессиональное вгорание педагогов
статья на тему

Кувакина Наталья Владимировна
Профессия учителя принадлежит к числу помогающих. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchitelyu_ne_sgoret_na_rabote.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Как учителю не сгореть на работе

Что нужно знать, чтобы побороть усталость и стресc

Признаки выгорания

Профессия учителя принадлежит к числу помогающих. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются.

Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:

  • ощущение тупика, одиночество;
  • периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи;
  • ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;
  • понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;
  • резкость и несдержанность в общении с коллегами;
  • не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен;
  • начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);
  • непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
  • ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;
  • желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;
  • ощущение бесправия и принесения себя в жертву;
  • желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;
  • комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
  • начинаешь хуже выглядеть;

Почему это происходит

Не многие отдают себе в этом отчет, но ситуацию усугубляет одиночество учителя в школе — как ни странно это звучит. Педагог всегда в круговороте дел, обязанностей, в череде уроков и сутолоке перемен, но он один — перед администрацией, перед требованиями родителей, перед учениками. Учитель отвечает за все, не имея возможности разделить это бремя, посоветоваться, получить поддержку в трудный момент. Недаром в учительской почти всегда можно услышать, как педагоги жалуются друг другу на очередные свои проблемы. Это означает, что они нашли стихийный, но довольно действенный способ психологической разгрузки.

Выгорание провоцируется и чувством несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований. В числе других причин учителя чаще всего называют:

  • большое количество детей в классе, поточную работу;
  • неумение снять напряжение, слить негативные эмоции;
  • маленькую зарплату;
  • недостаточность профессиональной поддержки;
  • слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями;

Домашнее задание: порадовать себя

Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно. Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии, которые зачастую используют сами психологи, тоже подверженные выгоранию. Супервизор — это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интерви- зия — обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.

Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Можно, конечно, руководствоваться психологическими советами из соответствующих книжек, но поверьте, пожалуй, самые лучшие реабилитационные способы очень индивидуальны. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана.

Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:

  • чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации; -
  • долгий и крепкий сон, возможность выспаться; -
  • не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;
  • отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять;
  • искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;
  • умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);
  • заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу; занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога...) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);
  • опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать;
  • развлечения (поход в кино, в кафе...);
  • любимые занятия (чтение, пение, садоводство...);
  • общение с природой (прогулки в парке и по лесу);
  • установление простого человеческого контакта с учениками;
  • позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;
  • человеческая поддержка со стороны начальства;
  • отдых после работы в тишине;
  • умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;
  • общение с близкими и друзьями;
  • общение с любимым человеком;
  • профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;
  • выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)

Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...

СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"

Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитан...

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога

Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...