Профессиональное вгорание педагогов
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_uchitelyu_ne_sgoret_na_rabote.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Как учителю не сгореть на работе
Что нужно знать, чтобы побороть усталость и стресc
Признаки выгорания
Профессия учителя принадлежит к числу помогающих. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются.
Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:
- ощущение тупика, одиночество;
- периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи;
- ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;
- понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;
- резкость и несдержанность в общении с коллегами;
- не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен;
- начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);
- непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
- ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;
- желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;
- ощущение бесправия и принесения себя в жертву;
- желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;
- комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
- начинаешь хуже выглядеть;
Почему это происходит
Не многие отдают себе в этом отчет, но ситуацию усугубляет одиночество учителя в школе — как ни странно это звучит. Педагог всегда в круговороте дел, обязанностей, в череде уроков и сутолоке перемен, но он один — перед администрацией, перед требованиями родителей, перед учениками. Учитель отвечает за все, не имея возможности разделить это бремя, посоветоваться, получить поддержку в трудный момент. Недаром в учительской почти всегда можно услышать, как педагоги жалуются друг другу на очередные свои проблемы. Это означает, что они нашли стихийный, но довольно действенный способ психологической разгрузки.
Выгорание провоцируется и чувством несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований. В числе других причин учителя чаще всего называют:
- большое количество детей в классе, поточную работу;
- неумение снять напряжение, слить негативные эмоции;
- маленькую зарплату;
- недостаточность профессиональной поддержки;
- слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями;
Домашнее задание: порадовать себя
Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно. Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии, которые зачастую используют сами психологи, тоже подверженные выгоранию. Супервизор — это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интерви- зия — обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.
Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Можно, конечно, руководствоваться психологическими советами из соответствующих книжек, но поверьте, пожалуй, самые лучшие реабилитационные способы очень индивидуальны. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана.
Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:
- чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации; -
- долгий и крепкий сон, возможность выспаться; -
- не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;
- отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять;
- искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;
- умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);
- заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу; занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога...) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);
- опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать;
- развлечения (поход в кино, в кафе...);
- любимые занятия (чтение, пение, садоводство...);
- общение с природой (прогулки в парке и по лесу);
- установление простого человеческого контакта с учениками;
- позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;
- человеческая поддержка со стороны начальства;
- отдых после работы в тишине;
- умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;
- общение с близкими и друзьями;
- общение с любимым человеком;
- профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;
- выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)
Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...
СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...
Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности
Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"
Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитан...
Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.
Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...
Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога
Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...