Ребенок с СДВГ в массовой школе.
методическая разработка на тему
Представлен материал для проведения семинара с педагогами начального звена на тему особенностей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Отдельно представлены рекомендации для педагогов по организации учебного процесса и воспитания ребенка с СДВГ, а также краткая презентация к материалу семинара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_pro_giperaktivnost.docx | 23.58 КБ |
pamyatka_s_rekomendatsiyami_pedagogam.docx | 17.21 КБ |
sdvg.pptx | 53.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Селиванова Елена Викторовна
педагог-психолог
Гимназии № 9 Г.Красноярска
Ребенок с СДВГ в массовой школе.
Информация для педагогов.
Аннотация: представлен материал для проведения семинара с педагогами начального звена на тему особенностей ребенка с синдромом дефицита внимания (СДВГ), представлены рекомендации для педагогов по организации учебного процесса и воспитания ребенка с СДВГ.
В настоящее СДВГ время относится к числу наиболее распространенных неврологических заболеваний - до 15% всех детей младшего школьного возраста. Доходит до того, что все школьные неуспехи детей оправдываются СДВГ.
СДВГ - один из основных вариантов ММД и определяет такие состояния, как расстройства поведения и трудности обучения, не связанные с выраженными нарушениями интеллектуального развития.
Наблюдается у детей в возрасте 3-15 лет, наиболее часто и ярко проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Пик проявления СДВГ приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам проявления гиперактивности и импульсивности постепенно уменьшается, но нарушения внимания только нарастают.
Среди мальчиков 7-12 лет признаки СДВГ встречаются в 2-3 раза чаще, это связано с большей уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов.
Итак, по Российским данным, 67% детей, обратившихся за неврологической помощью - мальчики, 22% из них имеют СДВГ. Следующий по популярности диагноз - "школьный невроз" 5% обратившихся.
Немного диагностических критериев, чтобы понимать, как синдром проявляется в поведении:
- нарушение (дефицит) внимания
- гиперактивность
- импульсивность
Важный момент - симптомы проявились не позднее 7 лет, проявляются в нескольких ситуациях (дома, в школе, в общественных местах). Это не относится к случаям, когда у ребенка общее нарушение развития, например, аутизм.
Довольно часто дети с СДВГ сообразительны и быстро схватывают информацию, обладают неординарными способностями. Но исследования российских ученых все же показывают, что многие умственные способности страдают, например умение строить умозаключения, способность к применению социальных правил и норм (кажется, что не слушаются и неуправляемы), самостоятельность (не могут себя организовать, собрать вещи, навести порядок на парте, несмотря на многочисленные замечания), долговременная слухо-речевая (не запомнят почти ничего, сказанного вами устно без наглядности, не воспримут и инструкцию устную и многоходовую) память хуже нормы.
Интеллект в общем сохраняется, но беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков , повышенная возбудимость часто сочетаются с трудностями в приобретении навыков счета, чтения, письма, что ведет к выраженной школьной дезадаптации.
Также проявляются сложности в коммуникативной сфере, из-за огромного негативного внимания и неспособности сдержаться часто становятся в классах изгоями.
Важнейшая специфика интеллектуальной деятельности - цикличность. Заставить себя продуктивно поработать может не больше 5-15 минут, затем теряет контроль над умственной активностью, а далее в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла.
Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха, пока не наступает полное истощение. Тогда помогает только сон. В периоды отдыха мозг перестает понимать, осмысливать и перерабатывать поступающую информацию. Она не откладывается в долгосрочной памяти, ребенок не помнит, что он в это время делал и не замечает, что были перерывы в его деятельности. Отсюда и пробелы в хорошо усвоенном материале.
У них повышено число импульсивных ответов, они неустойчивы к побочным влияниям (легко отвлекаются на внешние раздражители), неряшливо выполняют задания (несмотря на усилия).
Присутствие взрослых не сдерживает детей с СДВГ: и при взрослых ведут себя, как другие дети в отсутствие взрослых.
Также они нестойки к стрессу, склонны к агрессии, тревожны, у них отсутствует чувство безопасности.
При этом мозг у них все же незрел, а не поврежден.
Что делать? Как помочь? Рекомендации:
Важнейший момент - развивать произвольность, причем окрики, замечания приведут к усугублению дезадаптации и симптоматики.
- Метод организации рабочего места (формирует умение следовать заданным правилам, контролировать свою деятельность, осуществлять перенос из одной ситуации в др.). Можно начать с другой несложной инструкции: например, обсудить с ним отдельно, где у всех предметов места и сложить вместе, затем под контролем, затем уже сам. Хвалим, замечая сделанное.
- Необходим четкий распорядок дня, желательно- зафиксированный наглядно (картинки, список на стене в месте постоянной видимости).
- Метод планирования работы. Главные задачи: выделение задачи, четкий план действий (как будет делать).
- Создавать ситуации, где ребенок должен произвольно регулировать свою деятельность, подчиняться правилу (например, выполнять инструкцию: « Закрыли глаза. Я посморю, сможешь ли ты просидеть тихо 1 минуту»).
- Все игры по несложным и четким правилам. Задачи на четкое выполнение правила в 1 ход с ясной инструкцией. Сначала контролируем, затем сам.
Для концентрации внимания и снижения импульсивности и утомляемости:
- Правильнее вначале делать не самое трудное, а то, что получается лучше, либо интересно ребенку, либо минимально его нагружает. Так удастся сделать макс много до утомления.
- Давать зрительные стимулы обязательно! Устные инструкции должны сопровождаться зрительной стимуляцией. Хорошо, если есть картинки в классе, рассказывающие о правилах поведения или выполнения заданий, понятно изложенные пошаговые алгоритмы.
- Обязательно делать перерывы, физминутки из психогимнастики, не шумные, которые не перевозбуждают мозг. Для маленьких детей должны быть две в течение урока. Хорошо, если с массажем биоактивных точек, для глаз или растирающий массаж рук. Это активизирует мозговую активность и речь.
- Избегать переутомления! Это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Нельзя оставлять на перемене и не делать перерывов на уроках. Даже если вы не успеваете или в наказание тем более! Это приведет к полному отключению ребенка. Допустимо, если доделывает интересную для него творческую работу.
- Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания, но предлагать их дозированно. Например, раскрашивание (можно попросить родителей принести распечатанные раскраски в класс), кубики, паззлы. Беготня в коридоре, да еще с большим количеством детей сильно перегружает. Лучше, если один партнер по игре. Двигательная активность должна быть, но не чрезмерная. Игры в телефон на перемене недопустимы! Потом невозможно переключиться на занятие!
- Стараться повышать самооценку и снимать тревожность. Вызывает тревожность критика, а повышает самооценку, внимание к сделанному со стороны взрослых. Говорим сдержанно, спокойно. Ребенок не виноват в своей гиперактивности! Это не намеренно плохое поведение и не невоспитанность!
- Этим детям нужна психологическая, а лучше - нейропсихологическая коррекция, наблюдение у врача (лечение не решает всех проблем), они должны быть не перегружены занятиями.
Список литературы:
- Нейропсихолог в школе. Т.В.Ахутина, И.О.Камардина, Н.М.Пылаева, М., 2014
- Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию/ А.В. Цветков, М., 2012
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по организации учебного процесса и воспитания ребенка с СДВГ:
Помним, что этот ребенок - особый, и его особенности – это не намеренно плохое поведение или баловство, не дурное воспитание. Ему нужна организующая помощь и учет его особенностей в организации учебного процесса. Он может быть успешным в школе при нашей помощи!
- Учим организовывать свое пространство и рабочее место, при этом развивая произвольность. Сначала делаем вместе с ним, затем контролируем, затем делает сам. Это применимо и к другим ситуациям, например, размещению вещей в шкафу.
- Учим планировать свою работу. «Что мы хотим сделать? Какова наша задача?», «Что сначала, что сделаем затем, что у нас получится?», «Что для этого нужно сделать (взять, приготовить)?».
- Создаем ситуации, где ребенок должен произвольно регулировать свою деятельность, подчиняться правилу. Хорошо это происходит в игровых ситуациях. Например, «Закрой глаза на одну минуту, открой, когда я скажу», «Считай до ста, а я буду тебе мешать и отвлекать». Все игры по несложным и четким правилам. Задачи на четкое выполнение правила в 1 ход с ясной инструкцией.
- Правильнее вначале делать не самое трудное, а то, что получается лучше, либо интересно ребенку, либо минимально его нагружает. Так удастся сделать максимально много до его утомления.
- Давать зрительные стимулы обязательно! Устные инструкции должны сопровождаться зрительной стимуляцией. Хорошо, если есть картинки в классе, рассказывающие о правилах поведения или выполнения заданий, понятно изложенные алгоритмы пошаговые.
- Делать перерывы, физминутки из психогимнастики, желательно не очень шумные, которые перевозбуждают мозг. Для маленьких детей лучше делать две за урок. Хорошо, если одна с массажем биоактивных точек, для глаз или растирающий массаж рук. Это активизирует мозговую активность и речь.
- Избегать переутомления! Это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Нельзя оставлять на перемене и не делать перерывов на уроках. Даже если вы не успеваете или в наказание тем более! Это приведет к полному «отключению» ребенка. Допустимо, если доделывает интересную для него творческую работу.
- Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания, дозированно. Например, раскрашивание (можно попросить родителей принести распечатанные раскраски в класс), кубики, паззлы. Беготня в коридоре, да еще с большим количеством детей сильно перегружает. Лучше, если один партнер. Двигательная активность должна быть, но не чрезмерная. Игры в телефон на перемене недопустимы! Потом невозможно переключиться на занятие!
- Стараться повышать самооценку и снимать тревожность. Вызывает тревожность критика, а повышается самооценку, если взрослые замечают сделанное. Говорим сдержанно, спокойно. Ребенок не виноват в своей гиперактивности! Это не намеренно плохое поведение и не невоспитанность!
- Рекомендуем родителям посещение спортивных секций, желательно плавательный бассейн, ЛФК, другие неагрессивные виды спорта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
До 15% от всех детей имеют СДВГ Пик проявления - 6-7 лет К 14-15 годам гиперактивность сходит на нет, но нарастает дефицит внимания В 2-3 раза чаще встречается у мальчиков
Критерии медицинской диагностики: Нарушение ( дефицит ) внимания ( беспечные ошибки, не слушает, часто теряет вещи, «отсутствует» на уроке, легко отвлекается ) Гиперактивность ( беспокойство, лишние движения, чрезмерная активность ) Импульсивность ( трудно сдерживаться, ждать, чрезмерно болтлив, часто прерывает и перебивает )
Цикличность работы мозга у ребенка с СДВГ: 5- 15 минут активной работы теряет контроль над умственной активностью в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Чем дольше ребенок работает, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха, пока не наступает полное истощение
Рекомендации педагогам Развиваем произвольность. Учим планированию Организуем деятельность и игры по правилам Трудные задания оставляем на конец занятия Обеспечиваем зрительные стимулы Перерывы, физминутки! Избегаем переутомления Поощряем занятия, требующие концентрации внимания, но не перегружаем Создаем комфортную психологическую обстановку, замечаем успехи. Вовлекаем в спокойные спортивные занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Организация интегрированного обучения детей с ЗПР в условиях массовой школы
Презентация к выступлению на методсовете...
Формирование универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития в условиях массовой школы
В работе дан обзор проблемы формирования универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития: основные характеристики, обоснование актуальности темы, проблем, возникающих на практике. Осн...
Ребенок с СДВГ. Рекомендации учителю.
Дети с СДВГ , к сожалению, не удобны окружающим. Слишком шумные, слишком шустрые, учатся плохо. Как помочь им? Как помочь учителю?...
Общие рекомендации родителям ребенка с СДВГ
В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. И только тогда реально ...
Стратегии обучения ребенка с СДВГ в классе
СДВГ – это нарушение развития неврологическо-поведенческого характера, при котором ярко выражена гиперактивность малышей наряду с дефицитом внимания. Среди отличительных признаков данного расстр...
Рекомендации для учителей массовой школы, у которых появился ребенок с нарушением слуха
Данный материал будет полезен для учителей массовой школы, у которых появился ребенок с нарушением слуха....
Как реагировать на ребенка с СДВГ в классе?
Как оличить ребенка с СДВГ от активного ребенка?...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Синдром гиперактивности у
Синдром гиперактивности у детей - очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает и тут же принимается за другое. Симптомы наблюдаются у 3-5% детского населения.
Часто детей с симптомами этого заболевания называют гиперактивными. Болезнь у детей до года встречается реже, чем у младенцев. Гиперактивность у детей до года имеет индивидуальные признаки. Лечение гиперактивности у детей – это работа опытного психолога.
Синдром гиперактивности у детей выражается в завышенной подвижности. Ребенок не способен усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он занимался одним делом, через минуту – другим, а потому не удивительно, что все остается незавершенным. Ребенок с признаками гиперактивности постоянно находится в движении, когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо воспринимает материал, слабо обучается.
Спасибо. Тема весьма актуальна, полностью раскрыта. Богатый статистический материал. Рекомендации для родителей понятны и доступны.
Людмила Геннадьевна,
Людмила Геннадьевна, благодарю Вас за содержательный комментарий и положительную оценку представленного мною материала!