Формирование у младших школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

УДК Габдрахманова А.И.

Педагог-псиолог

Формирование у младших школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности

        Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования мотивов учения у младших школьников.

        Ключевые слова:  мотивация, мотив, мотивы учения

        Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Ее значимость обусловлена новым социальным заказом. В современной России востребован человек, являющийся активным членом общества с действенной гражданской позицией, готовый к решению возникающих в различных сферах жизни проблем и умеющий нести ответственность за свои решения.

      Выпускникам средних образовательных учреждений понадобятся такие качества как: познавательная активность и самостоятельность; оперативная ориентация в информационных потоках; креативность мышления и способность к осознанному выбору своих решений, суждений, поступков; коммуникативная культура и умение работать «в команде».

       В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

       Проведенный анализ теоретического материала, накопленного в психолого - педагогической науке по решению проблемы  исследования учебной мотивации позволяет определить некоторые положения, наиболее важные для нашего исследования:

-мотивация является социально обусловленным образованием, она складывается и изменяется в жизнедеятельности человека, в его общественной практике и в тесном единстве с интеллектуально-операционной сферой. Являясь внутренней характеристикой деятельности, она изменяется, преоб­разуется в ходе деятельности и может рассматриваться как новообразование деятельности;

-мотивационная сфера младшего школьника имеет следующую структуру: мотивы (ради чего учиться ученик), цели (какие цели ставит и реализует в учении) и эмо­ции (как переживает учение);

-интеграция результативных и процессуальных побуждений обеспечивает высокий уровень мотивации и деятельности [Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе ];

-реально действующие мотивы возникают как результат фактическо­го включения школьника в учебную деятельность[Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.– М. : Педагогика, 2010. – 96];

-совпадение мотива и цели придает деятельности самостоятельный характер; взаимоотношение между ними выступает как психологический механизм выбора ребенком цели деятельности, а не действия [Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности /В.Г. Леонтьев. - Новосибирск, 2009. - 92 с ] ;

-в качестве предпосылок новых целей можно рассматривать возникновение новых потребностей и мотивов;

-специфика эмоций в структуре мотивации состоит в том, что они отражают отношение между мотивом и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов [Маркова А.К. Стратегии формирования мотивация учения / А.К. Маркова// Перспективы: Вопросы образования. - 2011. - №3. - С.23-36.] ;

-при проектировании развития новых уровней мотивации учения потребности, мотивы, цели, интересы, эмоции в той или иной мере должны стать объектом формирования, так как проявление и место каждого из них определяют различные направления становления мотивации [Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.– М. : Педагогика, 2010. ] .

   Для школьного возраста характерно в структуре мотивации наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту. Данные, накопленные в психологии, позволяют  обозначить особенности мотивационной сферы младшего школьника через раскрытие своеобразия развития ее компонентов: мотивов, целей, эмоций [Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей. — М., Педагогика», 2000. — 352 с] [Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.– М. : Педагогика, 2010. – 96 ] .

          Особенности мотивации учебной деятельности  младших школьников  выражена в кратковременности учебно- познавательного намерения,  основана на выполнение требований учителя и стремлении получить одобрение значимого взрослого. Самые важные мотивы к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста - это широкие социальные мотивы, мотивы долга и ответственности, цели, отметки.

         Наиболее эффективными формами организации деятельности учащихся младших классов являются дидактические игры, кружковая работа, викторины, конкурсы и праздники, при проведении которых воспитатель применяет словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы,  индуктивные и дедуктивные методы, методы самостоятельной работы или работы под руководством педагога.

 

Библиографический список:

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей. — М., Педагогика», 2000. — 352 с

2. Маркова А.К. Стратегии формирования мотивация учения / А.К. Маркова// Перспективы: Вопросы образования. - 2011. - №3. - С.23-36.

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.– М. : Педагогика, 2010. – 96 с.

4.Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности /В.Г. Леонтьев. - Новосибирск, 2009. - 92 с

5.Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_motivatsii_u_mladshih_shkolnikov.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

УДК Габдрахманова А.И.

Педагог-псиолог

Формирование у младших школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности

        Аннотация: в статье рассматриваются вопросы формирования мотивов учения у младших школьников.

        Ключевые слова:  мотивация, мотив, мотивы учения

        Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современного образования. Ее значимость обусловлена новым социальным заказом. В современной России востребован человек, являющийся активным членом общества с действенной гражданской позицией, готовый к решению возникающих в различных сферах жизни проблем и умеющий нести ответственность за свои решения.

      Выпускникам средних образовательных учреждений понадобятся такие качества как: познавательная активность и самостоятельность; оперативная ориентация в информационных потоках; креативность мышления и способность к осознанному выбору своих решений, суждений, поступков; коммуникативная культура и умение работать «в команде».

       В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

       Проведенный анализ теоретического материала, накопленного в психолого - педагогической науке по решению проблемы  исследования учебной мотивации позволяет определить некоторые положения, наиболее важные для нашего исследования:

-мотивация является социально обусловленным образованием, она складывается и изменяется в жизнедеятельности человека, в его общественной практике и в тесном единстве с интеллектуально-операционной сферой. Являясь внутренней характеристикой деятельности, она изменяется, преобразуется в ходе деятельности и может рассматриваться как новообразование деятельности;

-мотивационная сфера младшего школьника имеет следующую структуру: мотивы (ради чего учиться ученик), цели (какие цели ставит и реализует в учении) и эмоции (как переживает учение);

-интеграция результативных и процессуальных побуждений обеспечивает высокий уровень мотивации и деятельности [Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе ];

-реально действующие мотивы возникают как результат фактического включения школьника в учебную деятельность[Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.– М. : Педагогика, 2010. – 96];

-совпадение мотива и цели придает деятельности самостоятельный характер; взаимоотношение между ними выступает как психологический механизм выбора ребенком цели деятельности, а не действия [Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности /В.Г. Леонтьев. - Новосибирск, 2009. - 92 с ] ;

-в качестве предпосылок новых целей можно рассматривать возникновение новых потребностей и мотивов;

-специфика эмоций в структуре мотивации состоит в том, что они отражают отношение между мотивом и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов [Маркова А.К. Стратегии формирования мотивация учения / А.К. Маркова// Перспективы: Вопросы образования. - 2011. - №3. - С.23-36.] ;

-при проектировании развития новых уровней мотивации учения потребности, мотивы, цели, интересы, эмоции в той или иной мере должны стать объектом формирования, так как проявление и место каждого из них определяют различные направления становления мотивации [Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.– М. : Педагогика, 2010. ] .

   Для школьного возраста характерно в структуре мотивации наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту. Данные, накопленные в психологии, позволяют  обозначить особенности мотивационной сферы младшего школьника через раскрытие своеобразия развития ее компонентов: мотивов, целей, эмоций [Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей. — М., Педагогика», 2000. — 352 с] [Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.– М. : Педагогика, 2010. – 96 ] .

          Особенности мотивации учебной деятельности  младших школьников  выражена в кратковременности учебно- познавательного намерения,  основана на выполнение требований учителя и стремлении получить одобрение значимого взрослого. Самые важные мотивы к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста - это широкие социальные мотивы, мотивы долга и ответственности, цели, отметки.

        Наиболее эффективными формами организации деятельности учащихся младших классов являются дидактические игры, кружковая работа, викторины, конкурсы и праздники, при проведении которых воспитатель применяет словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы,  индуктивные и дедуктивные методы, методы самостоятельной работы или работы под руководством педагога.

Библиографический список:

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей. — М., Педагогика», 2000. — 352 с

2. Маркова А.К. Стратегии формирования мотивация учения / А.К. Маркова// Перспективы: Вопросы образования. - 2011. - №3. - С.23-36.

3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.– М. : Педагогика, 2010. – 96 с.Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/33498/

4.Леонтьев, В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности /В.Г. Леонтьев. - Новосибирск, 2009. - 92 с

5.Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

Формирование самооценки младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности.

Формирование самооценки младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности....

Статья «Формирование УУД младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

В статье «Формирование УУД  младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности» обощен опыт работы по формированию УУД. приводятся примеры использования мониторинга, личсной готовности уча...

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из главных задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности.Личностью ребёнок становится с рождения. Однако ра...

статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»

В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...