Статья «Формирование УУД младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
статья (2 класс) на тему
В статье «Формирование УУД младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности» обощен опыт работы по формированию УУД. приводятся примеры использования мониторинга, личсной готовности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование УУД младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Формирование УУД становится важнейшей целью каждого урока.
Как же я формирую УУД?
1. Мониторинг – это инструмент, помогающий педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата. Диагностику УУД я осуществляю по рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» под редакцией М.Р.Битяновой.
2. В сентябре прошлого года провели стартовую диагностику первоклассников. Из диаграмм видно, что про подготовке к школе родители первоклассников вместе с умением читать и считать развивали и некоторые логические действия. Поэтому большинство детей легко выполнили задания на классификацию, обобщение, сравнение, а вот задания на анализ, синтез, выявления причинно-следственных связей вызвали сложность. В целом, инструментальная готовность сформирована на среднем уровне.
Личностная готовность к обучению складывается из традиционного показателя учебной мотивации и отношения к школе, а также важного показателя, отражающего готовность ребенка обучаться на повышенном уровне сложности.
Эта готовность сформирована у детей на низком уровне.
Итак, «Школьный старт» позволил определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС .
На родительском собрании я озвучила проблемы, познакомили с результатами мониторинга, которые разложили в портфолио каждому ученику, и наметили пути решения. Дали индивидуальные рекомендации.
Актуальным стоял вопрос формирования коммуникативных умений. Их я развивала, в основном, через групповую и парную работу. Мои первоклассники испытывали затруднения в общении со взрослыми и сверстниками, конфликтовали с ребятами. Не всегда слушали взрослого и выполняли правила, не в полной мере умели организовывать свое свободное время без помощи взрослых Большим помощником для меня оказалась внеурочная деятельность, на которой я прорабатывала навыки групповой работы. Учила детей выполнять поручения. Доводить начатое дело до конца. Анализировать вклад каждого в результат работы.
Я делила детей на группы, распределяла поручения (оратор, хронометрист, бодрила, хозяйственник…), учила детей добродушному общению
( подбадриванию), но самое главное в групповой работе – установление взаимозависимости. Результат работы зависит от вклада каждого члена группы.
Все эти приемы я перенесла и на урочную деятельность. ..
Например, работая в парах, дети получили задание распределить слова на группы по видам орфограмм, используя принцип «Умеешь сам – научи другого». Ребятам даю установку: «Завтра на оценку вы будете писать самостоятельную работу, сегодня вы готовитесь к ней, работая в паре, вы помогаете друг другу. Можно спрашивать у учителя, если обоим непонятно. При выполнении задания вы не забывайте подбадривать друг друга. Записывайте слова подбадривания в карточку». Учитель ходит по классу и наблюдает за работой групп. Оказывает помощь, если нужно. Выборочно пары рассказывают, как подбадривали друг друга, как это повлияло на результат работы. Проверяют работы, исправляют ошибки, отмечают пробелы.
Для формирования личностных и коммуникативных УУД я использовала кукольную педагогику. Куклы используются как инструмент для проработки социальных ситуаций в классе. Изучение этой темы мы начинаем в первом классе, буквально с первых дней при изучении темы «Знакомство». Ребята разбиваются в пары, пытаются узнать друг о друге, как можно больше. Составляют портретную галерею, подписывают свои фотографии, чтобы запомнить имена. В процессе знакомства, выясняется, что у многих ребят одинаковые увлечения или привычки. Выясняем, почему детям интересно друг с другом, что их объединяет? И из-за чего бывают конфликты? Умение дружить включает в себя ряд умений, которыми необходимо овладеть и совершенствовать на протяжении всей человеческой жизни. Особенно важны умения разрешать конфликты с друзьями. У первоклассников есть достаточный опыт, чтобы предложить адекватные способы разрешения и профилактики многих конфликтов. Самое важное в этой деятельности то, что ею начинается систематическое усвоение умений предотвращать и разрешать конфликты.
Школьники делают куклы и тренируются в разрешении конфликтов, разыгрывая отношения между куклами по предложенным сценариям. Таким образом, у них формируется стереотип поведения, предотвращающий конфликт.
Куклы могут быть очень полезными и для снятия реальных конфликтов. Они могут «рассказать» о действительном конфликте несколько отстранённо, благодаря чему факты и эмоции могут выводиться без прямой угрозы для самооценки.
Участники конфликта берут кукол, и садятся напротив друг друга и каждая сторона сначала рассказывает, как было дело, потом предлагает выход из создавшейся ситуации. Этот приём лучше всего срабатывает, когда присутствуют только участники конфликта и учитель (без зрителей).
Во 2 классе ребята сами режиссировали ситуации и способы их разрешения снимали на видео. Просмотр видео.
3. В конце года мои первоклассники показали, небольшую динамику развития личностных и коммуникативных УУД. Затруднения составили задания на проверку регулятивных УУД. Ребятам еще сложно планировать и адекватно оценивать свою работу. Поэтому во втором классе мы(параллель 2 классов) старались создать условия для формирования этих умений.
4. Мониторинг метапредметных УУД во 2 классе, который мы ( параллель 2 классов) будем проводить в апреле-мае, отличается от аналогичного мониторинга в 1 классе количеством показателей.
Предметом мониторинга развития метапредметных УУД
учащихся 1 класса являются 8 умений, 2 класса – 13 умений.
Сравнение результатов мониторинга, полученных в 1 и 2 классах, позволит нам увидеть динамику развития учебных компетенций у каждого ученика. Это значимая информация для определения стратегий индивидуальной работы. Нельзя ожидать, что уже во 2 классе дети смогут оперировать метапредметными способами, легко встраивая их в разные учебные задачи. Наконец, универсальные учебные действия не формируются одномоментно, лишь в результате объяснения и тренировки.
Впереди лето, а значит, у меня будет возможность заранее подобрать необходимый дидактический материал, познакомиться с новыми методическими подходами к организации учебной деятельности учащихся, их самостоятельной работы и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...
«Формирование толерантных отношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
В статье раскрывается понятие толерантность, которая имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским- тревогам и заботам, что ее воспитание – это наш...
"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...
Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"
В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...
«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».
В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...
Формирование самооценки младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности.
Формирование самооценки младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности....
Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»
Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...