"СДВГ" консультация для педагогов
консультация на тему

Терёхина Татьяна Владимировна

 

 лекция в форме презентации для учителей начальной школы "синдром двигательно-волевой гиперактивности и дефицита внимания"  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg.pptx984.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СДВГ Синдром Дифицита Внимания и Гиперактивности

Слайд 2

СДВГ и ДВ (синдром двигательно-волевой гиперактивности и дефицита внимания) дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки информации и стимулов.

Слайд 3

Термин получил свое окончательное название в 1980 году. Оно связано с ключевыми симптомами. гиперактивность Дефицит внимания Импульсивность Три группы симптомов:

Слайд 4

Гиперактивность Наблюдаются беспокойные движения: дети крутятся, вертятся, что-то теребят в руках и т.п. Часто встают со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Проявляют бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегают, прыгают, пытаются куда-то залезть и т.д. Чаще всего находятся в постоянном движении, «будто к ним прикрепили мотор». Обычно не могут тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге. Часто бывают болтливыми.

Слайд 5

Невнимательность Дети с трудом удерживают внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр. Допускают ошибки из-за небрежности. Складывается впечатление, что дети не слышат обращенную к ним речь. Часто оказываются не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводят дела до конца. Таким детям сложно самим организовать себя на выполнение задания. Избегают, очень не любят задания, требующие длительного умственного напряжения. Часто теряют свои вещи. Легко отвлекаются на посторонние раздражители. Проявляют забывчивость в повседневных ситуациях .

Слайд 6

Импульсивность Отвечают на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца. Часто на уроке не могут дождаться, пока их спросит учитель, и выкрикивают с места. Обычно с трудом дожидаются своей очереди в разных ситуациях. Часто мешают другим, вмешиваются в игры или беседы.

Слайд 7

В результате исследований выявлено, что данное расстройство в 80 % Это и травмы мозга до и после рождения, экологические причины, хронические стрессы, травмы психологического характера, психосоциальные факторы и причины, которые до конца наукой не выявлены. Дисфункция нейромедиаторных систем мозга играет важную роль в патогенезе СДВГ. При этом основное значение имеют нарушения процессов синаптической передачи, которые влекут за собой разобщение, перерыв связей между лобными долями и подкорковыми образованиями и как следствие этого – развитие симптомов СДВГ.

Слайд 8

Сопутствующие расстройства при СДВГ: Тревожные растройства – 53% Головные боли – 52% Оппозиционно-взывающее расстройство- 40% (это рецидивирующее или постоянное негативное, девиантное или даже враждебное поведение) Эмоциональные расстройства – 38% Тики – 11-44% Расстройства поведения -14% Дислексия - 21% Дисграфия - 30% СДВГ без сопутствующих патологий 32%.

Слайд 9

Это поведенчески трудные дети для окружающих Если не знать о диагнозе, то они могут восприниматься как невоспитанные, не умеющие себя вести, просто невыносимые. Что может сформировать негативное отношение к таким детям, и способствовать предъявлению для них требований, которые в силу заболевания являются не выполнимыми, а из этого следует снижение самооценки ребенка, что утяжеляет симптомы СДВГ, и может приводить к появлению сопутствующих расстройств.

Слайд 10

МИФЫ О СДВГ «Выдумка врачей» «50% детей страдает СДВГ» «Синдром дефицита ремня» «СДВГ в будущем наркомания» «Последствия травмы шейного отдела позвоночника» «Дети Индиго»

Слайд 11

На психофизиологическом уровне развитие гиперактивности прослеживается следущим образом. Можно сравнить историю развития мозга в индивидуальном созревании ребенка со строящимся зданием. Эти составляющие структуры мозга взаимодействую и образуют единое целое, триединый мозг . 3 этаж(от 8 до 12-15 лет) 2 этаж (от 3 до 7-8 лет) 1 этаж Созревание идет от зачатия до 2-3 лет Мозг развивается весь (все этажи)с момента зачатия и до переходного возраста, просто созревание полностью завершается к определенному возрасту.

Слайд 12

Здоровый ребенок 3 этаж 2 этаж 1 этаж 3 этаж 2 этаж 1 этаж Ребенок с СДВГ

Слайд 13

В следствии неправильной работы отделов головного мозга, отвечающих за выполнение поставленных перед человеком задач, он неспособен удерживать себя, сдерживать в себе возникшие побуждения. Наказывать такого ребенка бесполезно. Наказания не помогут, скорее навредят.

Слайд 14

Лечение СДВГ, в том числе лекарственная терапия при СДВГ, должны быть достаточно продолжительными, но как не лечи: социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи и школы, так как ведущая роль принадлежит психолого-педагогическим методам коррекции.

Слайд 15

В работе с гиперактивными детьми следует соблюдать несколько простых правил: Введите знаковую систему оценивания поведения, успешности выполнения задания (наклейка, флажок, поощряющий жест). Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте соответствующими знаками. В конце «работы» обязательно похвалите детей за правильное поведение независимо от того, демонстрировали ли они свои знания или только смотрели, слушали и повторяли (например, «Сегодня ты был очень внимателен»). Чаще устраивайте минутки активного отдыха с легкими упражнениями-физкультминутками, дыхательными, релаксационными и кинезиологическими упражнениями. Обучая гиперактивного ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности и создавать соответствующие условия на уроке: - оптимальное место в классе для ребенка с СДВГ и ДВ – те парты, за которыми ребенку будет предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений; - проверьте или поручите кому-либо из учеников, отметил ли гиперактивный ребенок домашнее задание в дневнике;

Слайд 16

-попросите ребенка повторить инструкцию учителя для всего класса, чтобы убедится в том, что он услышал Вас; -активизируйте внимание ребенка при помощи сигналов (заранее оговоренных с ребенком): интонация; предмет, вызывающий внимание; форма обращения (например «Дети, и Вова тоже, запишите….»). Поскольку дети с СДВГ и ДВ очень подвижны, необходимо чтобы их двигательная энергия была направлена в полезное русло: во время урока попросите вымыть доску, собрать тетради, проведите упражнения-физкультминутки и т.д. Повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученикам предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается им в виде последовательных частей, периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

Слайд 17

В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями таких учеников. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований. Создавайте ситуации успеха, в которых ученики имели бы возможность проявить свои сильные стороны. Предлагайте поручения, за которые ученики могли бы нести ответственность. Совместно с психологами помогайте гиперактивным детям адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. Следует как можно чаше показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена учениками с СДВГ и ДВ.

Слайд 18

Очень важно сохранять во время занятий с гиперактивными детьми спокойствие, не раздражаться и не нервничать. Если чувствуете себя на грани эмоционального срыва, постарайтесь отойти и на время оставить учеников. При этом не будьте демонстративны: ваш уход не должен быть протестом на поведение детей. Старайтесь не говорить фразы: «Прекрати…, не смей…, замолчи…». Внешнеобвинительные формулировки приучают учеников к тому, чтобы искать виноватого, защищаться от неприятных ощущений, связанных с чувством вины. Режим важен для всех детей, но для гиперактивных – особенно. Выработка правильных привычек облегчается, если необходимые дела выполняются в одно и то же время изо дня в день. Расписание занятий должно быть постоянным, так как гиперактивные дети часто забывают его. Желательно организовать место, где гиперактивные дети могли бы поиграть с пластилином, порисовать, что обеспечит разнообразие тактильных ощущений и снизит психическое напряжение. Снижению монотонности учебного процесса будет способствовать организация урока на основе двигательного компонента, с использованием специальной мебели — конторок ( здоровьеразви-вающие технологии д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде»).

Слайд 19

При использовании конторок у детей укрепляется опорно-двигательный аппарат, происходит профилактика искривления позвоночника, повышаются психическая устойчивость, активизируется внимание, снижается утомляемость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)

Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...

СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ПЕДАГОГА – ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его культуру общества.Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем шк...

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"

Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитан...

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога

Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...