Аутсайдер в классе. Рекомендации педагогам и родителям.
методическая разработка на тему
Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом, не участвует в принятии
решении либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autsayder_v_klasse._rekomendatsii_roditelyam_i_pedagogam.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Аутсайдер в классе.
Рекомендации педагогам и родителям.
Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом, не участвует в принятии
решении либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.
Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих
Памятка для родителей
Если ваш ребенок аутсайдер, то он:
- не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
- не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
- одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
- по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство желудка или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
- задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
- у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
- выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
- выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
- приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
- выбирает нестандартную дорогу в школу.
Памятка для учителей и администрации школ
Если ученик имеет статус аутсайдера, то:
- его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
- на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинает распространяться шум, помехи, комментарии;
- во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
- его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны;
- на оскорбления других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
- как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстников;
- хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
- опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
- во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним
Причины появления аутсайдеров в коллективе
- Значительные культурные, социальные, национальныеразличия между ребенком и окружением.
- Сниженная самооценка, ожидание отвержения со стороны других. Если ребенок вступает в контакт, ожидая отвержения или подвоха, он будет естественным образом заранее защищать себя и вести себя отвергающее по отношению к другим.
- Недостаточно развитые социальные навыки. Ребенок воспроизводит модель поведения жертвы, если когда-то он подвергался физическому насилию (например, к нему применялись суровые физические наказания). Такие дети плохо ощущают границы тела, их поведение, мимика, жесты транслируют их незащищенность, и часто именно они становятся жертвами агрессии со стороны других детей либо сами ведут себя агрессивно.
Отношение других детей к аутсайдерам
1) Игнорирование;
2) Вербальная агрессия (дразнят, обругивают, унижают «словами»);
3) Физическая Агрессия. Аутсайдер может являться мишенью («козлам
отпущения») для окружающих. Его унижают или бьют. Его вещи и предметы разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно
приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями).
Как помочь ребенку - аутсайдеру
1) Оказать ребенку эмоциональную поддержку.
2) Разобраться в причинах происходящего.
3) Укрепить и развить в ребенке навыки и качества, необходимые для того, чтобы он мог справиться с ситуацией:
- Помочь ребенку увидеть, какое его поведение приводит к социальной изоляции;
- Помочь ребенку понять причины отвергающего поведения других детей.
Как ребенку не стать аутсайдером
5 вещей, которые должен уметь ребенок, чтобы успешно адаптироваться в коллективе:
1. Вступать в общение и поддерживать его. Обращаться к другим детям, задавать вопросы, поддерживать разговор,
2. Организовывать совместное времяпровождение: вместе играть, проявлять юмор, выступать с инициативой и поддерживать чужую инициативу
3. Управлять выражением своих чувств: не подавлять их, но подбирать хорошие способы для выражения себя. Конструктивно выражать агрессию, реагируя сообразно ситуации.
4. Замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.
5. Ощущать и поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми, быть эмоционально включенным в общение, выражать свои чувства и разделять чувства других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заикание. Рекомендации педагогам и родителям
В работе перечислены причины и поводы возникновения заикания, а так же рекомендации для родителей и для педагогов, работающих с ребёнком с логоневрозом....
Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.
В статье рассматриваются причины и возрастные проявления агрессивного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, даются рекоментации родителям и педагогам....
Рекомендации педагогам и родителям по подготовке к школьному обучению детей с разными типами темперамента
Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальной для учеников условий обучения....
Рекомендации педагога-психолога родителям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Уважаемые родители! Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и &laqu...
Дисграфические ошибки на письме (причины и коррекция). Рекомендации педагогам и родителям.
Дисграфические ошибки на письме. Причины и методы их коррекции. Данная методическая разработка будет интересна педагогам и родителям....
Рекомендации педагогам и родителям по развитию воображения детей
Рекомендации педагогам и родителям по развитию воображения детей...
Рекомендации педагога-психолога родителя 1-4 класс
ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ:∙ Если ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть. ∙ Если ребенок живет во вра...