Заикание. Рекомендации педагогам и родителям
методическая разработка по логопедии по теме
В работе перечислены причины и поводы возникновения заикания, а так же рекомендации для родителей и для педагогов, работающих с ребёнком с логоневрозом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaikanie.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Заикание у детей.
Заикание как одно из выраженных речевых расстройств известно с древних времён. Оно имеет относительно широкую распространённость и трудность в излечении.
Заикание – это дефект речи, при котором нарушается темп, ритм, плавность и коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.
Основным проявлением заикания являются судороги в процессе речевой деятельности, т.е. когда ребёнок говорит. При заикании речь прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов. Это возникает в результате судорог мышц речевого аппарата. Подобная судорожность тесно связана с психофизическим состоянием заикающегося ребёнка: страхом, робостью, чувством стыда за свою речь, покраснением лица, повышенной потливостью и т.д.
Заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно всегда так или иначе проявляется совместно с другими нервно-психическими расстройствами. Это обязательно нужно знать родителям, которые должны проконсультировать ребёнка у детского психиатра или невропатолога, иначе работа с детьми специалистов будет не эффективна.
Когда возникает заикание?
Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет, когда личность ещё не сформировалась. В некоторых случаях заикание может начаться и позже.
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
- ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
Причины заикания.
Причины заикания изучены недостаточно. В отдельных случаях оно связано с органическими поражениями центральной нервной системы, возникающими при наследственной патологии; осложнениях внутриутробного развития; кислородном голодании при родах и др. Преимущественно заикание бывает функциональным, т.е. вызвано нарушениями невротического характера. Как правило, возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развитой фразовой речи; чаще – у легко возбудимых детей. При этом непосредственной причиной заикания выступает перенапряжение или травма нервной системы (общая и речевая перегрузка, испуг, потрясение и т.д.). В некоторых случаях причиной заикания может явиться подражание неправильной речи окружающих.
Поводы к возникновению заикания могут быть различными:
- Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний (корь, скарлатина, дифтерия и др.), когда организм ослаблен. Частая роль в возникновении заикания принадлежит коклюшу, который протекает с приступами судорожного кашля, что нарушает регуляцию дыхания.
- Заикание может возникнуть в результате травмы головного мозга ( например височная область).
- Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации – постоянном, несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей.
- К заиканию может привести длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угнетением нервной системы: внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий, постоянные семейные скандалы, неправильное отношение к ребёнку в семье, конфликты в детском коллективе и т.д.
- Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
- Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.
- Заикание может возникнуть при ОНР, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедностью словарного запаса, нарушением грамматического строя.
- Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.
- Причиной возникновения заикания может явиться эмоциональная перегрузка ребёнка. Часто родители водят своих детей в кино, на детские утренники, выставки, театры, разрешают подолгу смотреть телевизор.
- Иногда заикание связано с поступлением ребёнка в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребёнка, предъявляются новые повышенные требования.
- Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.
- Нередко чрезмерное форсирование родителями развития речи ребенка при недостаточно сформированном звуковом и лексико-грамматическом ее оформлении приводит к перегрузке речевой функции. Непонимание значений слов, а также искусственное подстёгивание темпа речи создают условия для возникновения заикания. Для предупреждения заикания не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и сложными лексико-грамматическими конструкциями.
Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
Физические и психические признаки заикания.
- Уже в детском возрасте у заикающихся проявляются сопутствующие движения. В этих движениях могут участвовать самые различные группы мышц лица, шеи, туловища и конечностей. Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизывать губы, иногда скрипят зубами и т.д. Некоторые дети проделывают сложные движения: подёргиваются, вертят или кивают головой, напрягают мышцы шеи, двигают туловищем в разные стороны, сжимают пальцы, топают ногами и пр.. Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство во время сна: вздрагивают, сбрасывают одеяло, мечутся, ложатся поперёк кровати. Заикание проявляется значительно сильнее во время разговорной речи, когда требуется самостоятельно выразить свои мысли. Замечено, что дети больше заикаются в присутствии незнакомых лиц или тех, кого они бояться или уважают (например: в школе – учителей, в детском саду – воспитателей).
- Кроме физических признаков заикания существуют психологические, которые превращают заикание в тяжёлое и мучительное страдание. Особенно типичным признаком заикания является боязнь речи – логофобия - страх перед определёнными звуками или словами. Под влиянием страха больной эти звуки произнести не может, запинается на них, и этим вызывается приступ заикания. Некоторые дети предпочитают молчать и не произносить «опасные» слова. Другие заменяют их синонимами.
На фоне судорог и других длительные физических и психических проявлений нередко возникает стойкий патологический речевой рефлекс, т.е. нарушение координации процессов, которые необходимы для образования устной речи.
Рекомендации родителям.
- Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. Если ребёнок находится в детском саду, то необходимо на определённое время перевести его на домашнее воспитание, временно изолировать от коллектива (особенно в начале заикания), ограничить и в общении с детьми во дворе. Такая мера крайне необходима, чтобы как можно больше ограничить речевое общение ребёнка, создать щадящий «режим молчания».
- В пище не должно быть острого, кислого, солёного, горького, шоколада, кофе, какао. Всё это легко заменяется, так как возбуждающе действует на нервную систему.
- Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего и т.п.
- Речь с ребёнком и в его присутствии между близкими должна быть обязательно чуть замедленного темпа. То же требование предъявляется и к чтению ребёнку вслух. Оно должно быть выразительным с чёткими смысловыми паузами и чуть растянутыми ударными гласными в словах. Главное --- быстро не читать!!!
- Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
- Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
- Наличие в доме множества игрушек и книжек тоже действует не лучшим образом на общее состояние заикающегося ребёнка, является большой эмоциональной перегрузкой, сильным возбуждающим фактором. Пять – шесть любимых игрушек и книжек могут быть в поле зрения ребёнка и больше не надо. Это не относится к настольным играм и счётному материалу, которыми пользуется малыш вместе с родителями.
- Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.). Несоблюдение режима и требований правильного воспитания может легко привести к возникновению заикания.
- Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
- Очень популярны сейчас посещения детьми различных спортивных секций, где обязательно финалом бывают соревнования. А ведь это стрессовые ситуации, которых стоит избегать заикающимся детям, ибо это основа для ухудшения речи. Поэтому родителям надо помнить, что занятия спортом с мамой и папой, конечно, полезны, но – для себя, а не для соревнований.
- Во многих семьях принята традиция: мы – в гости, гости – к нам. Так вот, большие застолья не для ваших детей, ограничьте их по возможности.
- Не следует в присутствии заикающегося ребёнка употреблять слова «заикание», «заикается». Это лишний раз травмирует психику ребёнка.
- Очень внимательно надо следить, чтобы ребёнок не подвергался дразнилкам.
- Никогда не давать понять ребёнку, что нарушения в его речи – это болезнь. Даже совсем маленький ребёнок очень быстро начинает осознавать речевые затруднения и болезненно на это реагировать, что выражается в капризах, упрямстве и даже агрессивности.
- Важно. Чтобы ребёнок забыл слова - «не бойся, не волнуйся». Ведь они провоцируют подобное состояние и поведение ребёнка.
- О начале курса занятий с логопедом родители должны уведомить учителя (или воспитателя) и попросить, чтобы 1 – 2 недели они не требовали от ребёнка устных ответов.
Исправление заикания – задача логопедии. Если же оно наступает вследствие психических травм, то необходимо лечение у психоневролога. Существуют разнообразные методы коррекции заикания, в которых наряду с логопедическими приемами исправления речи используются медикаментозное, физиотерапевтическое и психотерапевтическое лечение.
Рекомендации педагогам.
Педагогам необходимо помнить следующее.
- В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
- Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
- Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
- Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
- Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил.
- Не торопить ребёнка во время устного ответа, не перебивать и, по возможности, вести себя с ним терпеливо и доброжелательно. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
- Убеждать школьника, что он ни чем не отличается от своих одноклассников, ни в коем случае не хуже других.
- На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
- Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
- Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.
Литература:
- Логопедия. Учебное пособие для студентов пед.вузов под редакцией Волковой Л.С. – М. 1989 г.
- Лаврентьева О.Л., Гегелия Н.А. и др. «Если ребёнок заикается» из-во Воскресенье –1997 г.
- Цвынтарный В.В. «Радость правильно говорить». М. – 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.
В статье рассматриваются причины и возрастные проявления агрессивного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, даются рекоментации родителям и педагогам....
Аутсайдер в классе. Рекомендации педагогам и родителям.
Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом, не участвует в принятиирешении либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.В каждом детском коллект...
Рекомендации педагогам и родителям по подготовке к школьному обучению детей с разными типами темперамента
Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальной для учеников условий обучения....
Рекомендации педагога-психолога родителям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Уважаемые родители! Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и &laqu...
Дисграфические ошибки на письме (причины и коррекция). Рекомендации педагогам и родителям.
Дисграфические ошибки на письме. Причины и методы их коррекции. Данная методическая разработка будет интересна педагогам и родителям....
Рекомендации педагогам и родителям по развитию воображения детей
Рекомендации педагогам и родителям по развитию воображения детей...
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья...