Развитие наглядно-образного мышления у обучающихся с нарушениями зрения
материал на тему

Сазонова Александра Михайловна

Теоретический обзор

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие наглядно-образного мышления

у обучающихся с нарушениями зрения

(теоретическая составляющая)

Понятие и виды мышления

        Ощущения и восприятия дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира. С помощью органов и чувств мы воспринимаем действительность непосредственно. Например, мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем данную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно определить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, используя с этой целью термометр. Видя, на каком делении стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сейчас на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, например, и температурой воздуха связи нет). Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам ответить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и восприятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь между атмосферным давлением и показанием стрелки барометра. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших анализаторов, оно называется опосредованным познанием.

        Мышление, в свою очередь, является познавательным психическим процессом, завершающим обработку информации, которую мы получаем из внешнего мира. Посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно понять с помощью только органов чувств.

        

        Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Это находит свое выражение в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова.

        

        Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух.

        

        Сложность исследования физиологических основ  мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи и неразрывно с ними связано. Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

        

Выделяют три вида мышления:

* наглядно-действенное – вид мышления, направленный на решение практических задач посредством зрительного изучения ситуации и практического действия в ней с материальными предметами.

* наглядно-образное – вид мышления, направленный на решение задач посредством наблюдения за ситуацией и оперирования образами составляющих ее предметов без практических действий с ними. 

* словесно-логическое (понятийное, абстрактное) - вид мышления, где в качестве средства решения задачи выступают словесное абстрагирование и логические рассуждения.

Следует отметить, что понятийное и образное мышление находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Развитие наглядно-образного мышления

        Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.На уровне образного мышления  все мыслительные операции совершаются без участия моторных действий. Ребенок понимает различные пространственные отношения путем чисто наглядного анализа и сравнения образа объектов. Это вид мыслительного процесса осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Число проб и ошибок при этом способе мышления резко сокращается, т.к. необходимые пробы осуществляются в уме, до совершения внешних действий. Такой тип мышления является более сложным, чем сенсомоторный. Он требует начальной отработки всех своих операций на наглядно-действенном уровне.

Стадии формирования наглядно образного мышления

Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках.

1. Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.

2. Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.

3. Формирование у детей понимания явлений, связанных между собой причинно-следственными зависимостями.

4.  Формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках.

5. Формирование умений выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования .

1. Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов.

2. Овладение детьми действиями замещения.

3. Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию.

Формирование соотношения между словом и образом.

1. Формирование умений находить игрушку или предмет по словесному описанию, закрепление представлений об окружающем.

2. Формирование умений выбирать соответствующую картинку с изображением действий персонажей по словесному описанию.

3. Формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией.

        Умение правильно представить ситуацию по ее словесному описанию является необходимой предпосылкой развития образных форм мышления и речи ребенка. Оно лежит в основе формирования механизма мысленного оперирования образами воссоздающего воображения. В дальнейшем это позволяет совершать адекватные действия по инструкции, решать интеллектуальные задачи, планировать. Таким образом, это умение составляет фундамент качественной, целенаправленной произвольной деятельности. Именно взаимосвязь между словом и образом составляет основу для развития элементов логического мышления.

        

*****

        У детей с нарушениями зрения в основе решения наглядно-образных задач имеют место те же процессы, что и у нормально видящих школьников. Однако при неполноценном зрении возникают значительные затруднения в осуществлении более сложного зрительного анализа и синтеза. Поэтому содержание понятий необходимо полно раскрывать на наглядном материале в условиях активной практической деятельности самих учащихся. Во многих случаях даваемые учителем определения понятий необходимо сочетать с демонстрацией конкретного материала, из которого учащиеся выделяют те или иные существенные признаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Умники и умницы" на тему "Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Создание мини-проекта".

Занятие кружка «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ» во 2-м классе.Тема:совершенствование воображения. Развитие наглядно – образного мышления. Создание мини-проекта.Цели:Ø   развивать творческие способно...

Развитие наглядно-образного мышления глухих детей младшего школьного возраста

Несмотря на то, что работа выполнена в 2002 году,она не потеряла своей актуальности и сегодня.Надеюсь,что данный материал пригодится воспитателям и психологам,работающим в коррекционных учреждениях с ...

Разрезные картинки для развития наглядно-образного мышления

Разрезнве картинки-развитие наглядно-образного мышления....

Проект на тему: «Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board»»

За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном процессе?От...

Развитие наглядно-образного мышления на уроках ознакомления с окружающим миром слабовидящих детей начальных классов

Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды ( переход из одного состояния в другое...

Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мы...

Методическая разработка по развитию наглядно-образных представлений детей с интеллектуальными нарушениями на уроках «Альтернативного чтения»

У детей с интеллектуальными нарушениями имеются определенные индивидуальные особенности в степени сформированности наглядно-образных представлений. Этот комплекс направлен на развитие наглядно-образны...